— Андрей Сергеевич, ваш фильм называется «Грех». Времена меняются, скорости меняются, цивилизации сменяют одна другую, а грех остается. Как вы себе ответили на вопрос, почему он остается и что с этим делать?
— Вы знаете, на самом деле мало что изменилось, на мой взгляд. Да и вряд ли должно измениться. Человеческим поведением движет страх смерти, страх голода и холода, страх унижения. Мы испытываем эти страхи ежедневно, как и страх, что нам что-то не дадут. Это естественно: этот страх гарантирует нам выживание. Он присутствует в человеке, как присутствует в любом организме, который движется. Но этот страх в человеке движется еще и тем, что в мире существует алчность, а она пока непобедима в любом обществе. И это тоже грех.
— Так как вы все-таки определили, в чем главный грех вашего героя?
— Я и сам думаю над этим постоянно, в чем же там грех. И каждый раз по-разному себе отвечаю. И чтобы вы не подумали на этот счет — вы правы. Для меня важно, чтобы зритель, посмотрев картину, озадачился бы этим вопросом.
— Что для вас было самым важным при работе над образом Микеланджело?
— Закончив сценарий, я обнаружил, что у нас в фильме он нигде не стучит резцом, не делает в кадре скульптуру. Сначала думал, как же так получается. Но ведь то же самое было и в «Андрее Рублеве» — художник там в кадре ничего не пишет. А потом я понял, почему так. Когда показывают художника, который пишет картины в мучениях, или композитора, который пишет музыку в мучениях — это упрощение процесса. Зритель вроде бы должен заранее понять, что сейчас создается нечто гениальное. Зачем это? Мне важнее показать, что происходило вокруг, чтобы возникло видение того, что породило это его творчество.
В случае с Микеланджело мне важна была эпоха, важны были люди, которых он встречал. Важно было то, что он видел вокруг себя, когда писал «Мне сладко спать, а пуще — камнем быть, когда вокруг позор и преступленье! Не чувствовать, не видеть — облегченье. Умолкни ж, друг, в чему меня будить?» Интересно снимать про то, что питало художника, формировало его точку зрения. Для многих сегодня Микеланджело — отчужденная фигура. Мне хотелось, чтобы люди полюбили этого человека таким, каким я его себе представлял. Полюбили, не зная его работ и скульптур, просто потому, что он похож на нас, а мы — на него.
СПРАВКА
Андрей Сергеевич Кончаловский (род. 20 августа 1937 года, Москва) — народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР, обладатель двух премий «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля. Президент киноакадемии «Ника». Снял фильмы «Первый учитель», «Сибириада», «Рай», «Ближний круг», «Грех» и др.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Григорий Заславский, ректор Российского института театрального искусства — ГИТИС :
— «Грех» — это очень красивый фильм! Не вспомню ни одной другой картины, в которой столько внимания уделили физическому труду. Показана повседневная суета художника, в которой так мало радости от творчества. На следующее утро после просмотра я проснулся и понял, что кадры из этой картины буквально стоят перед глазами. Меня восхитила работа режиссера с непрофессиональными актерами, которые никогда раньше не выходили на сцену и не снимались в кино. Они органичны, они позируют. На протяжении нескольких часов фильма на экране разворачиваются и драма, и трагедия, и человеческая комедия.
Сарик Андреасян, кинорежиссер, продюсер:
— Фильм Кончаловского — это хорошее, интересное, образовывающее полотно. Был удивлен, когда узнал, что главный герой киноленты по профессии стоматолог. Конечно, не уверен, что это действительно было так. В целом «Грех» — это практически документ эпохи Возрождения, показывающий нам отрезок жизни Микеланджело. Это эстетическая вещь! С удовольствием посмотрел бы его и во второй раз. В память запали сцены, когда великий мастер завершал оформление Сикстинской капеллы и когда от Микеланджело уходит помощник, бросая на ходу, что мастер его не любит. Эти эпизоды фильма бьют в самое сердце.
Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России:
— Андрей Кончаловский — крепкий и талантливый режиссер. Но часто он говорит то одно, то другое, и из-за этого я испытываю некоторое недоверие к тому, как он может раскрыть сложную тему Микеланджело Буонарроти. Его ментальность позволяет ему сделать как очень хорошее, так и очень плохое кино. Но для хорошего ситуация, кажется, не та.
Ольга Диденко, декан режиссерского факультета театрального института имени Бориса Щукина:
— Мне очень нравятся прошлые фильмы Андрея Кончаловского, особенно выделю телефильм «Одиссея» — экранизацию знаменитых эпических поэм Гомера. Его работы — высший пилотаж. Они заслуживают внимания. Так умеет снимать далеко не каждый. Когда мой сын учился на режиссера в Великобритании, он рассказал, что там для обучения этой профессии используют киноленты Андрея Тарковского и Андрея Кончаловского. Картину «Грех» еще не успела посмотреть, пока только познакомилась с рекламными роликами. Тема, которую он поднимает в фильме, необыкновенная. К живописи у нас мало кто из режиссеров обращается, и тем самым лента Кончаловского еще больше вызывает зрительский интерес. Обязательно пойду на показ.