Экоактивизм превращается в экотерроризм. Череда громких нападений на произведения искусства заставила западные музеи задуматься об изменении механизмов защиты экспонатов. Но, утверждают эксперты, гарантированно уберечься от подобных атак в будущем практически невозможно, как нельзя и защитить все картины пуленепробиваемыми стёклами. Аналогичные инциденты были во все времена, и история знала куда более трагические происшествия, чем недавние выходки экоактивистов. Вопрос в том, к чему приведёт нынешняя волна преступлений. "Известия" разбирались в истоках и возможных последствиях опасной тенденции.
За последние две недели активисты из различных радикальных движений совершили сразу три нападения на музейные экспонаты. 14 октября в лондонской Национальной галерее участники организации Just Stop Oil (в данном контексте - "Просто остановите нефтедобычу") облили супом картину Ван Гога "Подсолнухи", 23 октября аналогичный инцидент произошёл в потсдамском Музее Барберини - на этот раз пострадал пейзаж Моне "Стога сена". В качестве "оружия" члены экологической группы "Последнее поколение" использовали картофельное пюре. Наконец, день спустя атаке шоколадными тортами подверглась восковая фигура Карла III в Музее мадам Тюссо. И опять это было дело рук Just Stop Oil.
Британская организация появилась 14 февраля этого года, выдвинув правительству требование прекратить добычу нефти и газа. При этом радикалы пообещали "принять участие в ненасильственных прямых действиях, направленных против нефтегазовой инфраструктуры Великобритании, если правительство не сможет удовлетворить наше требование к 14 марта 2022 года". По истечении заявленного срока члены Just Stop Oil действительно стали устраивать публичные акции - в частности, распылили зелёный дым перед красной дорожкой на церемонии вручения премии Британской киноакадемии BAFTA, остановили футбольный матч в Ливерпуле, выбежав на поле и привязав себя к воротам, и сели на трассе "Формулы-1", подвергнув риску и свои жизни, и жизни пилотов.
Были у них прежде и выходки в музеях, правда, не угрожающие самим произведениям. Так, они приклеили себя к раме картины Джона Констебла "Телега для сена" (опять-таки в Национальной галерее) и написали краской из аэрозольного баллончика лозунг No New Oil ("Нет новой нефти") под копией "Тайной вечери" Леонардо да Винчи, хранящейся в Королевской академии художеств. Теперь же их атаки вышли на новый уровень опасности.
Представители музейной индустрии уже бьют тревогу. Так, в Потсдаме после инцидента закрыли вход для посетителей на неделю, в течение которой будут прорабатывать механизмы обеспечения безопасности и искать способы их усовершенствования. Более того, музей инициировал дискуссию с институциями из других стран по этому вопросу.
- Мы тесно обмениваемся мнениями по этому поводу с коллегами из международного музейного сообщества, - сказали "Известиям" в пресс-службе Музея Барберини.
До этого директор Ортруд Вестхайдер опубликовала заявление, сообщив о желании основателя музея Хассо Платтнера "проанализировать ситуацию с национальными и международными партнёрами музея и кредитными учреждениями и обсудить риски, выявленные в результате недавних нападений". В связи с неоднократными нападениями требования к хранению произведений искусства должны быть пересмотрены, убеждены Вестхайдер и Платтнер.
Более осторожны в своих оценках рисков их коллеги из Лондона. "Известия" задали вопрос о мерах безопасности представителям Национальной галереи, но получили ответ, что, хотя эти меры всегда анализируются музеем, они никогда не разглашаются, так как тем самым будут скомпрометированы.
Что касается инцидента, то, по словам главы пресс-службы музея Нила Иванса, небольшие повреждения получила рама картины Ван Гога, но полотно, закрытое стеклом, не пострадало и уже через пять с половиной часов после нападения вернулось в экспозицию. Нападавшие же были арестованы полицией, против них заведены уголовные дела.
Заметим, что "Последнее поколение" явно связано с Just Stop Oil. На официальном сайте немецкой группы указаны десять стран, в которых они работают, и, если кликнуть на Великобританию, мы будем перенаправлены на сайт Just Stop Oil.
На момент сдачи материала ведущие российские музеи, которым были отправлены запросы, не успели предоставить комментарии о наличии планов по усилению безопасности экспонатов.
ЗА СТЕКЛОМ
В обоих случаях произведениям сильно повезло, что они были защищены стёклами, а воздействие на них было относительно слабым. Но если бы суп вылили на сам холст, последствия могли бы быть куда хуже. Тем не менее до сих пор многие картины в мировых музеях (и российские не исключение) экспонируются без стёкол. С точки зрения зрительского восприятия это плюс, ведь обычные стёкла отражают свет и мешают смотреть масляную живопись.
- Существует музейное стекло, которое не бликует, оно практически невидимо. Но оно дорогое, - отмечает в беседе с "Известиями" ректор Санкт-Петербургской академии художеств, известный куратор Семён Михайловский. - А главное - по-настоящему защититься от нападений всё равно невозможно. Как невозможно защититься от сумасшедших.
Проблема стекла ещё и в том, что, если вандал его разбивает, сами осколки могут сильно повредить холст. Пример тому - история шедевра Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Первое покушение на него было ещё в 1913 году, тогда никакой защиты не было вовсе, и нападавший разрезал полотно ножом. После реставрации произведение обрело стекло и в таком виде экспонировалось вплоть до 2018 года, когда случилась новая трагедия. На этот раз преступник нанёс удар стальной стойкой, и уже осколки стекла повредили изображение.
Недавно Третьяковка представила картину после реставрации и сообщила, что заказала для неё витрину с противовандальным стеклом, которое невозможно так просто разбить. Но произвести столь сложное (учитывая масштабы произведения) сооружение могут только за рубежом, и из-за санкций выполнение заказа задерживается. В любом случае такая защита всё равно не может быть установлена на все картины, о чём гендиректор музея Зельфира Трегулова рассказывала "Известиям".
- Нельзя все картины в музее одеть в пуленепробиваемые стёкла! Прежде всего для этого потребуется сумасшедшее финансирование. В те дни, когда у нас произошли эти события, я была во Флоренции, ходила по музею Уффици в сопровождении директора Айке Шмидта. Так вот, во всём Уффици - одной из главных сокровищниц классического итальянского искусства - в пуленепробиваемых стёклах только пять работ: знаменитый деревянный щит "Медуза" Караваджо, его же "Вакх", два произведения Боттичелли и "Благовещение" Леонардо да Винчи. И это стёкла даже не "золотые", а "бриллиантовые" по стоимости, - поделилась глава Третьяковки.
Кроме того, по её словам, это всё равно будет плохо для зрителей. "Мы утратим то, ради чего люди приходят в музей, - непосредственное общение с художественным произведением и получение от этого общения особых эмоций, эстетических впечатлений. Третьяковка не должна этого потерять", - уверена Зельфира Трегулова.