Наблюдатели от ОБСЕ не приедут в Россию на выборы в Госдуму, так как принимающая сторона отказалась согласовать предложенное организацией число наблюдателей и попросила сократить его на порядок. Москва объяснила это сложной эпидемиологической ситуацией, но европейцев такой ответ не устроил. В Центризбиркоме (ЦИК) удивились запросу на 500 наблюдателей, так как для других стран это количество не превышало 50. Российские парламентарии уверены, что на легитимности выборов это никак не скажется, а эксперт считает, что повлиять на мнение ОБСЕ могло общее ухудшение отношений России с международными организациями.
«ОБСЕ не сможет отправить наблюдателей на грядущие выборы в Думу из-за ограничений, введенных властями Российской Федерации в отношении наблюдения за выборами»,— говорится в распространенном 4 августа заявлении руководителей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Парламентской ассамблеи ОБСЕ. «Способность самостоятельно определять количество наблюдателей, необходимое нам для эффективного и достоверного наблюдения, имеет большое значение для любого международного наблюдения. Настойчивые требования российских властей ограничить это количество… без каких-либо четких ограничений, связанных с пандемией, к сожалению, сделали сегодняшний шаг неизбежным»,— пояснил глава БДИПЧ Маттео Мекаччи.
В заявлении также сказано, что власти РФ разрешили БДИПЧ и ПА ОБСЕ направить в Россию соответственно 50 и десять наблюдателей, «сославшись на санитарно-эпидемиологическую ситуацию».
Напомним, что из всех международных наблюдательских организаций БДИПЧ обычно присылает на российские выборы самую многочисленную делегацию. Наблюдатели от бюро приезжают три раза: сначала для оценки ресурсов, необходимых для будущих визитов (миссия по оценке потребностей), затем в ходе долгосрочной миссии эксперты следят за ходом предвыборной кампании, включая регистрацию кандидатов и агитацию, а третья, краткосрочная миссия — это наблюдение непосредственно на участках. В середине мая новое руководство БДИПЧ приезжало в Москву на переговоры с ЦИКом, которые, по оценке европейцев, были вполне конструктивными. А в июне в Москве побывала миссия БДИПЧ по оценке потребностей.
Как говорит российский источник “Ъ”, знакомый с ходом переговоров между ЦИКом и БДИПЧ, бюро хотело прислать более 500 человек: около 80 в долгосрочную миссию и около 420 — в краткосрочную.
«Но из-за эпидемиологической ситуации и в связи с рекомендациями Роспотребнадзора наши власти установили планку на число наблюдателей от всех структур в 180 человек: это и ПАСЕ, и СНГ, и ПА ОДКБ, и по двусторонним линиям. БДИПЧ в этой группе выделялась самая большая доля — 50 наблюдателей»,— поясняет собеседник. По его словам, бюро отказывалось идти на компромиссы и настаивало, что самостоятельно определяет численность миссий. При этом за выборами президента США-2020 от БДИПЧ наблюдали 47 человек, а за недавними парламентскими выборами в Нидерландах — семь, напомнил источник. Он также заверил, что российская сторона была готова к компромиссу: «Попросили, чтобы все наблюдатели были привиты признанными в России вакцинами от коронавируса. Бюро на это не пошло. Что же, нам не впервые проводить выборы без наблюдения с их стороны (БДИПЧ отказалось присылать наблюдателей на выборы в Госдуму-2007 и выборы президента-2008 из-за слишком жестких условий работы, выдвинутых ЦИКом.— “Ъ”)».
Источник “Ъ”, близкий к ЦИКу, подтверждает, что внимание бюро неоднократно привлекалось к необходимости учитывать эпидемиологическую ситуацию при принятии решения о количестве наблюдателей. «Мы удивились, увидев в их запросе 500 человек,— признается собеседник.— Их доклад по итогам миссии по оценке потребностей вышел без отсылки к эпидситуации, и было бы безответственно бесконтрольно допустить на участки такое количество иностранцев». Другой источник, знакомый с ситуацией, отмечает, что решение БДИПЧ принесло некоторое разочарование, так как для его миссий были бы созданы все условия, а наблюдатели от ОБСЕ имеют опыт работы в ограниченном формате. «Если они передумают, с российской стороны дверь не закрыта, но если нет — есть много желающих на эти вакантные места»,— подчеркнул собеседник.
Отметим, что 28 июля ЦИК принял постановление о разъяснении порядка деятельности международных наблюдателей на выборах в Госдуму. И уже тогда член ЦИКа Павел Андреев заявил, что принципиальной особенностью принятого документа стало проведение кампании в условиях COVID-19, поэтому условия въезда и пребывания наблюдателей будут определяться в зависимости от развития эпидемиологической ситуации.
Несколько другую версию представила западная собеседница “Ъ”, также знакомая с ходом переговоров между Москвой и БДИПЧ. Она сообщила, что российская сторона других объяснений, кроме эпидемиологической ситуации, не представила, а это объяснение не устроило бюро.
«Это выглядит странно на фоне заявлений российских властей о стабилизации ситуации. В Москве недавно даже отменили обязательное ношение перчаток»,— напомнила она. По ее словам, БДИПЧ запрашивало российскую сторону о других волнующих моментах и выражало готовность сделать все, чтобы наблюдатели максимально ответственно отнеслись к приезду,— от сдачи ПЦР-тестов до пребывания на карантине: «Бюро было на все готово, но никакого ответа на запросы не получило. Было сказано, что наблюдателей должно быть 50 — и точка». Сравнение же с выборами в США собеседница “Ъ” сочла некорректным: «Да, там работало порядка 50 человек. Но в БДИПЧ точно так же рекомендовали направить туда 500 наблюдателей, однако не получили в этом поддержки от стран—членов ОБСЕ: они, в том числе Россия, не стали делегировать своих людей. Поэтому получилась такая усеченная миссия».
«Мы давно не нуждаемся в одобрительных кивках с Запада по поводу развития нашей политической системы,— говорит вице-спикер Госдумы, глава российской делегации в ПА ОБСЕ Петр Толстой.— У нас свои выборы, свои законы и свой путь. И их надо уважать, а не пытаться снова навязать нам карго-культ западных ценностей в ультимативной форме. Деления на "состоявшиеся" и "несостоявшиеся" демократии мы не признаем и никогда не признаем». Господин Толстой пригласил представителей ОБСЕ «приехать поучиться и перенять наш опыт», несмотря на то что БДИПЧ, по его мнению, «пыталось шантажировать Россию и намеревалось стать едва ли не единственным международным органом по наблюдению за выборами». «Сотни наблюдателей, в том числе и парламентарии Совета Европы, готовятся приехать в Москву. Погода в сентябре будет хорошая, ждем»,— сказал господин Толстой.
Исполнительный директор ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (специализируется на общественном наблюдении за выборами) Алена Булгакова считает, что решение БДИПЧ не повлияет ни на открытость процесса наблюдения за голосованием, ни на отношение к российским выборам в международном сообществе.
«Общемировая тенденция соблюдения санитарно-эпидемиологических мер для демократически развитых государств — это установленная догма, и это не нарушает ничьих прав,— подчеркивает она.— Достаточно вспомнить, как не пустили российских болельщиков в Данию на матч чемпионата Европы по футболу и как жестко соблюдаются нормы на Олимпиаде в Японии».
Российские парламентарии раскритиковали решение БДИПЧ. Так, глава комиссии Совета федерации по защите суверенитета Андрей Климов счел его политизированным: по мнению сенатора, «путь лобового скандала» был выбран, потому что в БДИПЧ сразу понимали, что «не найдут нарушений на парламентских выборах в России». А вице-спикер Совета федерации Константин Косачев считает, что наблюдение от БДИПЧ ОБСЕ «никак не определяет легитимность и демократичность выборов».
По мнению политолога Алексея Макаркина, БДИПЧ исходит из того, что это они устанавливают стандарты, а страны—участницы ОБСЕ их принимают, поэтому ограничение миссии 50 наблюдателями для такой большой страны, как Россия, негативно повлияет на эффективность их работы. Повлиять на мнение ОБСЕ могли также смена риторики РФ по отношению к международным организациям и поддержка Александра Лукашенко во время протестов после президентских выборов в Белоруссии, а последней каплей мог стать инцидент в начале июля, когда делегация РФ покинула заседание ПА ОБСЕ из-за включения в повестку резолюции, показавшейся нашим делегатам антироссийской, считает эксперт. При этом Россия не будет целиком отказываться от легитимации выборов через международное наблюдение и сконцентрируется на лояльных экспертах из СНГ или стран Запада, но приглашенных персонально, а не от профессиональных организаций, резюмирует господин Макаркин.