Геополитическая реальность сегодняшнего дня, разобщение стран и создание новых коалиций и союзов — каким теперь видится будущее мироустройство? «РБК Тренды» разобрались в том, почему философы и писатели, ученые и общественные деятели еще с античных времен мечтают об объединении всех государств в одно, что постоянно препятствовало воплощению в жизнь этой идеи и когда в мире исчезнут последние границы.
Каждый раз, когда в США проходят масштабные выборы, большая часть мира внимательно за ними следит. Казалось бы, речь идет о голосовании в конкретной стране, повесткой которого чаще всего являются ее чисто внутриполитические проблемы. Что же привлекает мировое внимание?
Ответ на этот вопрос понятен: выборы в США — парламентские или президентские — прямо и косвенно затрагивают интересы большинства стран мира. Ведь от того, кто получит власть на Капитолийском холме и в Белом доме, во многом зависит ближайшее будущее глобальной экономики и политики.
Но вслед за этим возникает другой вопрос: если итоги выборов в конкретной стране так важны для всего мира, почему в них не принимает участие население всей планеты? И, несмотря на то что, на первый взгляд, этот вопрос может показаться странным, а ответ на него очевидным, многие теоретики государства им задавались, пусть и не буквально в этом ключе.
Организация разобщенных наций
Собственно, идея мирового или общечеловеческого государства связана с описанным выше парадоксом. Если грубо, то эту идею можно сформулировать так: раз мы живем в столь связанном мире и при этом стремимся обеспечить равные права для каждой страны, значит, идея объединения в единое государство становится логичной, ведь иначе справедливое глобальное управление не обеспечить.
Этот постулат окажется еще более актуальным, если вспомнить трагический опыт прошлого века, когда доведенная до предела национальная вражда между государствами привела к катастрофическому срыву в две мировые войны. Неслучайно ответом на эту катастрофу стало появление Организации Объединенных Наций — сложной наднациональной структуры, направленной на то, чтобы избежать подобных рецидивов в будущем и обеспечить постепенное сближение между странами.
Более того, некоторые антропологи считают, что сам ход мировой истории также указывает на то, что за мировым государством будущее. Например, Луис Марано пришел к выводу, что упразднение межгосударственных границ произойдет примерно к 2300 году. Эту дату антрополог вывел, исходя из таких расчетов: если в 1500 году до н.э. на земле было порядка 600 тысяч политических образований (совсем грубо, племен), то сейчас уже 195 суверенных государств (согласно ООН). Следовательно, если экстраполировать этот тренд в будущее, мы получим примерный год установления общемирового государства.
Со своей стороны, антрополог Рауль Нэрол, также опираясь на тренд по укрупнению политических образований, подсчитал, что вероятность появления единого государства к 2125 году будет равняться 40%, а к 2750 году — 95%.
Конечно, подобные расчеты стоит воспринимать скептически. Проекция любого тренда на будущее ничего не гарантирует: тренд может развиваться зигзагообразно, циклично либо вовсе пойти по другому направлению. Тем не менее идеал общемирового государства полезно обсуждать хотя бы потому, что такая дискуссия создает определенный горизонт общечеловеческой интеграции и, как ни странно, только усиливает государство как институт.
Мечты о «всемирности соединения людей»
О всеобщем единстве люди мечтали начиная с самой древности. «Всегда человечество в целом своем стремилось устроиться непременно всемирно. Много было великих народов с великою историей, но чем выше были эти народы, тем были и несчастнее, ибо сильнее других сознавали потребность всемирности соединения людей», — писал Федор Достоевский в романе «Братья Карамазовы».
Другое дело, что до Нового времени речь шла не о «всемирном государстве», а о космополитическом идеале или об устройстве глобальной империи.
Так, в античной Греции первый лозунг космополитизма сформулировал философ-циник Диоген (412–323 гг. до н. э.). По легенде, когда один из граждан полиса спросил его, откуда он, тот ответил: «Я гражданин мира».
Впоследствии этот постулат был подробно развернут философами-стоиками. В сильно упрощенном виде их идея сводилась к тому, что когда человек пользуется своим разумом, то начинает думать и действовать в соответствии со всеобщим законом природы — точнее, сообразно божественному логосу, природой руководящему. То есть социальный и природный порядки стоики мыслили как тождественные.
«Если духовное начало у нас общее, то общим будет и разум, в силу которого мы являемся существами разумными. Если так, то и разум, повелевающий, что делать и чего не делать, тоже будет общим; если так, то и закон общий, если так, то мы граждане. Следовательно, мы причастны к какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен Граду», — писал император и стоик Марк Аврелий.
Таким образом, стоики утверждали, что тот, кто живет разумно, и есть гражданин мира. Именно разум открывает ему подлинное отечество.
Если же говорить о прообразе всемирного государства в институциональном смысле, а не через призму морали, то на протяжении многих веков им была империя.
«Столетиями империя была предметом мечтаний очень многих интеллектуалов. Потому что империя мыслилась как единственный способ универсального выхода из человеческой ограниченности и местечковости», — рассказал в беседе с РБК Андрей Тесля, научный руководитель Центра исследований русской мысли Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта.