Африканская экспансия Кремля неожиданно увенчалась успехом, признают в Вашингтоне. Мало того, что российские сырьевые компании получили доступ к ресурсам, обставив тем самым коллективный Запад, так Россия ещё и наращивает своё политическое влияние на Чёрном континенте.
До мартовского голосования на Генассамблее ООН, осуждающего действия России на Украине, африканский анабазис Москвы воспринимался за океаном как неприятный, но вполне исправимый казус сугубо экономического порядка. Ну что поделать, если Америка с Европой слегка замешкались, а россияне этим воспользовались, перехватили инициативу и запустили руки в африканские недра?! Африка была и будет подконтрольна Западу, а значит, у России там положение шаткое... И тут Генассамблея стала голосовать. Хотя категорически воспротивилась предложенной американцами резолюции одна Эритрея (против которой, к слову, в эфиопской войне воевал Советский Союз), поддержали США всего 28 африканских стран из 54. Ещё 17 воздержались, а 8 не стали голосовать вовсе. Причём среди последних – о ужас! – Марокко, форпост Запада (а конкретно французов) на Чёрном континенте! В Рабате объяснили свою позицию так: мол, королевство не желает провоцировать Москву на оказание ещё большей военной помощи Алжиру, основному конкуренту марокканцев. Система сдержек и противовесов сработала – к ужасу Запада. При этом воздержавшиеся – Алжир, Ангола, Бурунди, Зимбабве, Конго, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Намибия, Сенегал, Судан и Южный Судан, Танзания, Уганда, ЦАР, Экваториальная Гвинея и ЮАР – страны, которым Россия в той или иной мере оказывает как политическую и финансовую, так и военную поддержку. Для Вашингтона позиция этих стран стала настоящим откровением.
Другой примечательный подпункт: Госдепу вменяется «отслеживать и сообщать о российском политическом влиянии», а также «о деятельности российских, связанных с Россией или финансируемых Россией военных подрядчиков в Африке» – читай ЧВК. Это прямой отголосок недавней потери Мали французами. Чтобы вы понимали, это как если бы американцы переманили на свою сторону Кубу, Никарагуа или Венесуэлу. Кстати, 17 стран, воздержавшихся при голосовании на Генассамблее ООН, названы «марионетками Кремля». А ещё в законопроекте прописано, что Россия «манипулирует африканскими правительствами и их политикой, общественным мнением и избирательными предпочтениями населения», но не только в странах Африки, но и в США! Речь о влиянии Кремля на диаспоры африканцев – это признаётся открытым текстом. Во времена СССР о настолько глубокой советской экспансии в Кремле и мечтать не могли. Ну и последняя, пожалуй, примечательная цитата: США следует «выявлять представителей африканских правительств и государственных служащих, содействующих банковским платежам и другой деятельности, приносящей пользу физическим и юридическим лицам, находящимся под санкциями США или связанным с Россией».
То есть всё серьёзно, как никогда. Если Россия продолжит свою африканскую экспансию, будут накладывать новые санкции. А с африканскими лоялистами разбираться вплоть до проведения военных операций.
Не дать угнетённым объединиться
В конце мая самой читаемой в Африке зарубежной публикацией стал отчёт о брифинге начальника войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ Игоря Кириллова. Генерал связал распространение обезьяньей оспы с деятельностью американских биолабораторий – сославшись при этом на доклад ВОЗ, в котором признавалось, что занос западноафриканского штамма возбудителя оспы обезьян произошёл из Нигерии. А в этой стране, разъяснил генерал Кириллов, действует целых четыре биолаборатории, финансируемые из США, – в Абудже, Зариа и Лагосе. И ВОЗ якобы инициировала расследование их деятельности (формальный повод – в отчётных документах США, направляемых в ООН, вообще не упоминались нигерийские лаборатории, хотя, по данным ВОЗ, именно в них проводились эксперименты со штаммами оспы обезьян, – странная скрытность или забывчивость).
Что тут началось в Африке! Нигерийцев там и так недолюбливают – за сравнительно высокий уровень жизни, обеспеченный нефтяными ресурсами. А теперь к этому неожиданно добавляется доля нездорового шаманизма – наколдовали, понимаешь, эти американские прихвостни заразу на наши головы! О нигерийском происхождении оспы обезьян в Африке пишут сегодня буквально все местные издания (как на Западе о китайском происхождении ковида), при этом в самой негативной коннотации с Нигерией. Можно было бы поразмышлять, в какой мере с этими публикациями связаны сообщения о массовой вербовке в Лагосе добровольцев на Украину (ею, под «крышей» украинского посольства, занимались англичане), но МИД Нигерии на всякий случай уже заявил, что категорически не одобряет вербовку наёмников. Ситуация в стране и без того сложная. Половина населения – мусульмане, половина – христиане. А на севере бесчинствуют боевики-исламисты из экстремистских и запрещённых в РФ группировок «Боко-харам» и «Западноафриканская провинция исламского государства» (и они вовсе не заединщики, а жёсткие конкуренты, если вообще не враги – в прошлом году «провинциалы» убили лидера «харамовцев» Абубакара Шекау). А Запад, как видно, защитить своих африканских протеже не в состоянии – что наглядно доказали примеры Мали и Камеруна.
Про Мали (вернее, про то, как Москва увела из-под самого носа у французов один из важнейших их африканских форпостов) «Наша Версия» уже подробно писала, а теперь появился повод написать и о Камеруне – примерно в той же связи. В середине апреля Москва и Яунде подписали соглашение о военном сотрудничестве. Примечательно, что в соглашении отдельной строкой оговаривается участие хорошо известного на африканском континенте сводного «оркестра» имени знаменитого германского композитора. Подобные соглашения у России, к слову, подписаны с 20 африканскими странами. Так вот, Камерун пошёл на заключение этого договора, наблюдая за тем, как быстро и эффективно российские партнёры разобрались с ситуацией в Мали. Французы годами (десятилетиями!) не могли добиться ничего похожего (или – не хотели?), а у россиян получилось всего за полгода. А теперь за ситуацией в Камеруне пристально наблюдает Нигерия. Враги-то у них общие, одни и те же – запрещённые в РФ экстремистские «Боко харам», «Джамаат аш-Шабааб» и т.п. И проблемы похожие. Вот будет номер, если Москва однажды уведёт у Запада и ресурсную Нигерию – вслед за Мали и Камеруном!
Когда Запад заодно с исламистами
Всё же о Мали придётся написать ещё раз – появился повод. На заседании Совбеза ООН 18 мая представитель Британии в категоричной форме потребовал от представителя Мали «прекратить всякие отношения с россиянами», «ворующими природные ресурсы и распространяющими ложную информацию» о западной демократии. Наезд британца подхватил представитель США: мол, вооружённые россияне несут угрозу не только Мали, но и всей Африке. Ну, в свете законопроекта Микса, о котором шла речь выше, неудивительно. Удивляет другое – как скоро у Запада отшибает память. Четыре года назад в Мали произошёл государственный переворот – военные свергли прозападный режим президента Кейты. На тот момент большую часть Мали контролировали боевики упоминавшейся выше запрещённой в РФ «Западноафриканской провинции исламского государства» – находясь всего в нескольких километрах от столицы Бамако. Но вместо того чтобы помогать «союзникам» воевать с исламистами, французы отвели войска из северных провинций, уступая их боевикам. Париж тем самым как бы шантажировал Бамако – или верните прежнюю власть, или пеняйте на себя. Наглядный пример того, каковы реальные взаимоотношения стран Запада и международных террористов: рука руку моет! Однако новые власти Мали предприняли неожиданный шаг – заручились военной поддержкой Москвы. Тогда Франция усугубила ситуацию, убедив партнёров из Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) заморозить активы Мали в банках стран ЭКОВАС. Фактически власти Мали оказались в экономической блокаде. Но и тут Россия протянула руку помощи – а из Бамако наконец-то спровадили французского посла, чуть ли не под зад коленом.
И вот результат. Бамако больше никто не шантажирует, а исламисты откатились в Нигерию и Нигер. Туда же, в Нигер, отошли и французские войска – как бы для защиты от исламистов. На самом же деле французов больше интересуют урановые рудники Нигера, обеспечивающие работу ядерных электростанций Франции (доля АЭС в энергетической генерации страны порядка 70%). И зная всё это, англичане неуклюже пытаются шантажировать Мали, используя для этого площадку Совбеза ООН!
Деньги – китайские, штыки – российские
Обратимся, однако, ещё раз к списку стран, отказавшихся плясать под дудку Вашингтона на Генассамблее ООН. Ангола, Зимбабве и Мозамбик – это наши партнёры с советских времён, и с ними всё более-менее ясно. Но Эритрея! Единственная африканская страна, поддержавшая российскую спецоперацию на Украине, казалось бы, должна нас люто ненавидеть. СССР воевал с сепаратистами Эритреи на стороне Аддис-Абебы в гражданской войне 1961–1991 годов. А Россия – в эфиопо-эритрейском конфликте 1998–2000 годов (причём на стороне Эритреи в тот раз воевала Украина). С 2010 по 2019 год Эритрея находилась под жёсткими экономическими санкциями Москвы. Тем не менее, хлебнув сполна из чаши союзничества со странами Запада, в Асмэре смогли сделать выводы – с кем из «партнёров» можно о чём-то договариваться, а с кем – категорически нельзя. В августе 2021 года США наложили на Эритрею новый пакет санкций. Повод – неожиданная для многих поддержка Эритреей Эфиопии в её внутреннем конфликте с регионом Тыграй. То есть до руководства Эритреи наконец-то дошло, что поддержка США была не от братской любви, а всего лишь в пику Эфиопии. В пику СССР и России, если точнее. Сегодня американцы поддерживают сепаратистов эфиопского Тыграя, а завтра – какого угодно региона Эритреи. Россия же, в свою очередь, забыла о былых обидах и поддержала Эритрею экономически – вразрез с американскими санкциями. Даже китайцы (декларировавшие союзнические чувства к Асмэре) на это не решились. Вот так и появляются у нас союзники в Африке. В чём-то, кстати, похожа и ситуация с ЮАР – тех западные «партнёры» тоже неоднократно «кидали», им есть с чем сравнить. А Россия – стабильный партнёр.
Можно выразиться ещё более ёмко. Образ действия России в Африке предельно понятен и неизменен. У вас есть ресурсы, а у нас – деньги на их освоение. Маржа – пополам, ну, или как договоримся. С нас дополнительно – обеспечение безопасности. И стороны довольны друг другом. Англосаксы же действуют иначе: они договариваются, но затем меняют вводные, чтобы договориться заново на более выгодных для себя условиях. Для этого от Эфиопии откусывают Эритрею и Сомали, теперь вот Тыграй. Мали и Нигерию зажимают в тисках исламистских радикальных движений. Провоцируют военные конфликты с соседями (Россия такие конфликты, напротив, пытается урегулировать и не допускать). Немаловажный аспект – китайское присутствие. Пекин вовсю осваивает африканские сельскохозяйственные угодья, выстраивая особые товарно-денежные отношения с целым рядом правительств. Для китайцев российское присутствие некритично, скорее даже более предпочтительное, нежели любое западное (ведь Пекин воспринимает Москву как своего «младшего» партнёра, имея достаточно рычагов воздействия). Вот мало-помалу Африка и переходит из рук Запада под совместный китайско-российский контроль, где у Пекина – деньги, а у Москвы – штыки.
Кстати
Американское издание Foreign Policy отмечает, что торговля США со странами Африки сокращается подобно шагреневой коже – со 142 млрд долларов в 2008 году до 64 млрд в 2021-м. В известной степени такое положение дел свидетельствует об утрате влияния Вашингтона, резюмирует издание. «Всё больше африканцев начинают понимать, что являются лишь пешками в борьбе США против России и Китая». Статья, к слову, называется «Как Запад потерял Африку». Почитайте, что пишут англоязычные африканские издания о ситуации, рекомендует главный научный сотрудник Института Африки РАН Владимир Шубин. Заголовок в нигерийской Premium Times – «Африканский континент попал под перекрёстный огонь России и США». Суть статьи – американцы накажут африканцев за сближение с россиянами. Шубин указывает, что Африка и в самом деле может стать разменной монетой в противостоянии Вашингтона с Москвой. Сегодня торговый оборот России с Африкой сравнительно невелик – с 10 млрд долларов по итогам 2015 года он увеличился до 20 миллиардов. Но это, конечно, копейки в сравнении с Китаем, чей годовой оборот превышает 254 млрд долларов. Но вот с точки зрения обеспечения безопасности связи Москвы и Чёрного континента действительно крепнут – африканские руководители оценили, что на российских штыках им сидеть намного комфортнее, чем на любых других.