Как стало известно “Ъ”, обсуждение будущего криптовалютного рынка, начавшееся со спора Банка России и Минфина, идет в правительстве — и в Белом доме склоняются к позиции финансового ведомства, а не эмиссионного банка. Легализация владения криптовалютой по довольно жестким правилам не сделает ее законным платежным средством, но позволит по крайней мере части российских владельцев криптовалюты на 2 трлн руб. оперировать ими как инвестиционными активами под строгим контролем государства через банки и с уплатой налогов — или на свой страх и риск с нарушением административного и уголовного законодательства.
За спором Банка России и Минфина о судьбе криптовалют в российской юрисдикции, как выяснил “Ъ”, стоит общая дискуссия на ту же тему в Белом доме, которая должна завершиться решением в ближайшее время. В распоряжении “Ъ” есть материалы совещания 28 января у вице-премьера Дмитрия Григоренко с участием всех участвующих в дискуссии сторон, от ЦБ и Минфина до Генпрокуратуры и ФСБ. Из документов следует, что к 11 февраля в Белом доме должны быть подготовлены проекты сценариев регулирования криптовалютных рынков и оценки их предполагаемых последствий.
В основном вопросе, о возможности в той или иной мере обеспечить в России легальность оборота криптоактивов под контролем госструктур, позиции Минфина (представляющего консолидированное мнение правительства) и ЦБ по-прежнему расходятся.
Это, видимо, и будет обсуждаться в Белом доме после 11 февраля — по остальным вопросам разногласий почти нет.
Напомним, о споре вокруг будущего криптовалют и криптоактивов в России стало известно после публикации Банком России в январе 2022 года (см. “Ъ” от 25 января) консультативного доклада об этом рынке: в нем ЦБ предложил обсудить всесторонний «запрет на операции с частными цифровыми валютами с использованием российских финансовых институтов и инфраструктуры российского финансового рынка» (это формулировка позиции ЦБ по итогам совещания 28 января в Белом доме). По данным “Ъ”, как минимум с лета 2021 года Белый дом при участии министров и их заместителей занят глубокой проработкой проекта будущего регулирования рынка криптовалют. Это происходит на площадке Координационного центра правительства как рабочая ситуация в рамках проектного управления. Позицию ЦБ в этом вопросе оспаривает Минфин. Контуры концепции регулирования рынка криптоактивов изложены 2 февраля 2022 года в письме министра финансов РФ Антона Силуанова премьер-министру Михаилу Мишустину (есть у “Ъ”), они де-факто согласованы с правительственными ведомствами, включая ФСБ, Росфинмониторинг, ФНС, Минцифры, Минэкономики и аппарат правительства. Таблица разногласий между Банком России и этой позицией приводится в письме Антона Силуанова премьер-министру.
Происходящее нет смысла рассматривать как конфликт планов ЦБ полностью запретить криптовалюты в РФ и Минфина — разрешить. Ситуация сложнее и, исходя из позиции правительства, так или иначе должна привести к выводу криптоактивов из «серой» зоны.
В варианте Минфина рынок должен в будущем разделиться на «белую» регулируемую часть и де-факто криминализированную «черную», в варианте ЦБ — все операции с криптовалютами, если кто-то имеет намерение их осуществлять, должны осуществляться вне юрисдикции РФ.
В письме Антона Силуанова приводится оценка объема активов в криптовалютах во владении российскими собственниками: это порядка 12 млн криптокошельков с рублевым эквивалентом в 2 трлн руб. (что почти на порядок меньше оценки Bloomberg в 16,5 трлн руб.). По сути, это цена вопроса: в криптовалюте сейчас размещены, видимо, несколько процентов от совокупных сбережений граждан РФ. Эти активы могут быть как легализованы, так и сохранить нынешний, прямо не нарушающий законы, но и не поддерживаемый российским правом статус.
В основном вопросе — может ли частная криптовалюта стать законным средством платежа в РФ, у правительства и ЦБ нет разногласий: не может, и это консолидированная позиция власти. То, что майнинг криптовалют в РФ должен стать предметом регулирования — тоже: ЦБ, правда, говорит о «желательности» его запрета, но подтверждает, что этот вопрос не в его компетенции (по данным “Ъ”, Минфин склоняется к легализации майнинга в «белом» секторе). Предложение Минфина — предоставление части банков с универсальной лицензией права на организацию торговли криптовалютами, лицензирование всех профучастников рынка, уголовная ответственность за операции без лицензии, обязательное использование госсистемы «Прозрачный блокчейн» и доступ Росфинмониторинга и ЦБ к информации об операциях. Де-факто идея Минфина, поддерживаемая правительством,— объявление частных криптовалют инвестиционным активом (Антон Силуанов в пример приводит оборот обезличенных металлических счетов в банках), операции с которыми регулируются так же, как денежные операции и операции с биржевыми инструментами. Это обязательная идентификация участников, процедуры KYC/AML, контролируемые в российской юрисдикции «шлюзы» конвертации криптовалют в законные средства платежа (рубли, иностранную валюту), налогообложение (Минфин готовит проект поправок к Налоговому кодексу к 7 февраля) и административная (проект поправок к КоАП к 7 февраля) и уголовная ответственность за выход из этого периметра.
Отметим, что технологические особенности криптовалют делают сейчас стандартный способ работы с ними невозможным к запрещению: прямой платеж биткойнами за товар или услугу между двумя гражданами РФ технически возможен и в схеме Минфина, и в схеме ЦБ (и относительно легко скрываем в большинстве случаев).
Разница — в той доле 2 трлн руб., владельцы которой примут решение легализоваться: процедура «входа» в «белый» сегмент рынка в описании Минфина, видимо, будет чем-то вроде «криптоамнистии» (пока ничто не говорит о том, что ее видят платной) с необходимостью дальнейшей уплаты налогов. Вопрос о майнинге (рабочие оценки ЦМАКП в начале 2022 года давали возможность предположить, что на него сейчас уходит до 2% электрогенерации в РФ, Антон Силуанов в письме премьер-министру разделяет мнение о третьем месте РФ в мировом майнинге) несколько увеличит объем криптовалют во владении гражданами РФ, но вряд ли быстро и радикально. При этом процесс легализации бизнеса зарубежных криптобирж в России должен, по расчетам источников “Ъ” в Белом доме, принести порядка 180 млрд руб. налога на прибыль в год. Одной из задач проекта Минфина является защита легально купленной гражданами РФ за рубежом криптовалюты: без регулирования, предполагают в Белом доме, активы не защищены, что угрожает всплеском преступлений против владельцев.
ЦБ, в свою очередь, настаивает на том, что основная угроза частных криптовалют — это создание параллельной финансовой системы (то есть использование криптовалют как средства платежа) и подрыв финансовой стабильности в целом: криптовалюты нестабильны по отношению к «фиатным» деньгам и рассматриваются ЦБ во многом как вариант финансовых пирамид. Отметим, что и правительство, и ЦБ почти не обсуждают перспективы «черного», нелегального сектора крипторынка — впрочем, Минфин обоснованно предполагает, что полный запрет обращения криптовалют в финсистеме РФ будет лишь подпитывать теневую экономику.
Жесткая риторика ЦБ, который, отметим, в рамках регуляторных «песочниц» достаточно много работает и с регулированием криптоактивов (и не выступает за запрет владения криптовалютой), во многом выглядит стартовой торговой позицией регулятора. Даже нечто среднее между его концепцией и концепцией Минфина для большинства владельцев криптовалюты в любом случае будет означать ужесточение регулирования, налогообложение доходов от инвестиций в крипту и невозможность реализации большей части свобод, возможных в «сером» режиме: исходя из предложенной Минфином концепции, крипторынок будет регулироваться в РФ как минимум с той же жесткостью, что в ЕС. При этом, судя по характеру обсуждения, вероятность полного запрета криптовалют в РФ в версии ЦБ меньше. И тот, и другой вариант при этом выглядят временными: можно предположить, что ЦБ исходит из варианта будущей сильной депрессии и обвалов на рынке крипты, правительство — из того, что, по крайней мере пока, этот рынок будет продолжать развиваться и в его «белом» варианте на нем лучше заработать, чем отказываться от новых ресурсов. Отметим, что заявление (см. “Ъ” от 27 января) президента Владимира Путина о «естественных преимуществах» РФ в майнинге криптовалют, видимо, также говорит о том, что от «белого» крипторынка Россия отказываться все же не будет, по крайней мере в ближайшие годы,— а и ЦБ, и Минфин постараются в итоге сделать государство бенефициаром процесса, который, как констатирует Антон Силуанов, практически нельзя остановить.