Огромный факел взметнулся над северной окраиной Москвы в четверг днем. Около ТЭЦ-27 в одно мгновение разгорелся страшный пожар: вспыхнул газопровод высокого давления. Один человек погиб, 12 пострадали, коммерсанты, облепившие промзону своими офисами, лишились своих активов (у кого сгорело здание, у кого — машины)... Наши репортеры побывали в самом эпицентре пекла. И выяснили, какие еще проблемы скрывались за забором режимного объекта.
Принято считать, что ТЭЦ — это режимный объект, расположен в глуши, за километр ни птица не пролетит, ни человек не пройдет. Но в век урбанизма приходится тесниться. Вот и вокруг теплоэлектроцентрали лепились всевозможные здания: общежития, офисы, склады, ангары. И все, кто там работал, вчера как будто побывали в геенне огненной.
В 11.25 Ксения, сотрудница фирмы «Данила-Мастер», зашла в свой кабинет на 2-м этаже. Глянула в окно — и не поверила глазам: прямо перед зданием на ее глазах вздыбилась земля…
— У нас во дворе стояла бетономешалка, и я подумала, что просто бетон неправильно заливают, и она взорвалась. Затем — хлопок, и тут же — огонь. Дыма не было, сразу большой огонь пошел. Я тут же побежала на третий этаж, стала всех эвакуировать. Мы, конечно, отошли на безопасное расстояние: боялись, что еще газ взорвется.
— Мы были метрах в 500 от пожара, но на эстакаде была температура градусов 50–60, не ниже. Долго там стоять было невозможно, — добавляет очевидец, водитель Сергей.
Пожарным сначала было тяжело добраться до места пожара, — отметила другая автомобилистка. — Как мне показалось, на Осташковском шоссе рабочие даже демонтировали отбойники, чтобы спецтранспорт мог развернуться у места ЧП, а не ехал еще несколько километров до официального разворота. Запах стоял натурально керосиновый, и во рту сразу появилась сильная горечь…
Ситуацию с возгоранием на территории Северной ТЭЦ в Мытищах губернатор Московской области Андрей Воробьев взял под личный контроль. На место выехали все необходимые оперативные службы. Осташковское шоссе пришлось перекрыть для автомобилистов, чтобы те не мешали огнеборцам.
Гигантский факел, заметный за десятки километров, сразу отмел все версии пожара, кроме одной: горит газ после утечки из газопровода. А тушить такой пожар ох как трудно.
Комментирует Александр Подгрушный, полковник внутренней службы, эксперт по ЧС общероссийского движения «Сильная Россия»:
— Газовые станции не тушатся никогда, за исключением случаев, когда могут быть катастрофические последствия. Пожарные будут ждать, пока не выгорит газ. Если потушить станцию, газ распространится по низинам, и где он загорится, кого погубит, мы не знаем. Поэтому перекрываются вход и выход газа, чтобы он никуда не ушел, и охлаждаются соседние объекты — конструкции, трубопроводы. А газу дается возможность выгореть. Так тушили и нефтезавод в Капотне. Когда горят газовые фонтаны, принимаются меры по закрытию вентилей, сам газ не тушится.
В нашем случае так и сделали. Правда, газ удалось перекрыть не сразу, и гигантский столб пламени все же опалил сотрудников фирм, оказавшихся в эпицентре. Не удалось спасти женщину-охранника: ожоги оказались слишком тяжелыми. Еще 10 человек получили ожоги, в основном 1–2-й степени; у одной женщины невротическая реакция на стресс, еще один мужчина получил резаную рану стопы.
К 12.40 открытое горение удалось сбить. Этому во многом способствовали вертолеты, сбросившие на полыхающий газопровод тонны воды. Но тут возникла новая проблема: огонь ушел на крышу здания!
В этом трехэтажном строении располагается фирма «Навигатор». Их профиль — реализация каменных стройматериалов. И именно они, как выяснилось, больше других беспокоились за безопасность газопровода.
— 16 апреля мы обратились с жалобой на стихийную свалку, расположенную в непосредственной близости от газопровода высокого давления, — пояснил юрист фирмы. — В жалобе отмечалось, что в непосредственной близости от ТЭЦ и газопровода стихийно складируются бытовые отходы — как в мусорные контейнеры объемом 8 кубометров, так и непосредственно на землю. Утечка в почву отходов может привести к коррозии газовых труб и, как следствие, взрыву и пожару.
И сигнал услышали! Уже 6 мая несанкционированную свалку посетили работники Роспотребнадзора и прокуратуры. Факт складирования отходов подтвердился, ликвидация свалки была намечена на 3-й квартал 2019 года. Параллельно оперативные рейды на территории проводили сотрудники полиции. Несколько раз они задерживали водителей грузовиков, пытавшихся сбросить мусор рядом с ТЭЦ. Увы, разобраться с «оборотнями на мусоровозах» не успели. Ущерб, причиненный одному только «Навигатору», составил 100 млн рублей. А потери «Мосгаза» еще будут подсчитываться.
Нам удалось пробраться к горящей свалке: огонь от газопровода мгновенно перекинулся на кучи хлама. Подхожу к эпицентру. Где-то внизу, как в кратере вулкана, полыхает маленький факел. Не чета тому, что возвышался над Осташковским шоссе, но выглядит жутковато: как будто ты вдруг попал в сериал «Чернобыль».
Что первично — газ или мусор? Скорее всего, сначала произошел прорыв газопровода, а уж потом загорелась свалка. Хотя в теории возможен и обратный вариант: продукты гниения вызвали коррозию труб, и утечка была лишь вопросом времени.
В любом случае хорошо, что оперативные действия всех служб уберегли от большой беды. Министерство энергетики Московской области подчеркнуло, что возгорание не сказалось на ресурсоснабжении потребителей городского округа Мытищи и близлежащих населенных пунктов Московской области. Также, по данным автоматических станций контроля загрязнения атмосферного воздуха, расположенных в Москве, из-за пожара на ТЭЦ в Мытищах не зафиксировано превышений уровня загрязняющих веществ. В пресс-службе комплекса сообщили, что в четверг были «хорошие условия рассеивания, и загрязняющие вещества не накапливаются в приземном слое атмосферы».
Как сообщила «МК» старший помощник руководителя ГСУ СКР по Московской области Ольга Врадий, возбуждено уголовное дело по факту нарушений требований обеспечения безопасности и защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. О диверсии вроде бы речи нет: доступ к газопроводу был надежно закрыт. А вот с нелегальными мусорщиками, пожалуй, стоит разобраться. И заодно проверить, нет ли странных свалок вблизи других газопроводов.
ИЗ ДОСЬЕ «МК»: Самые крупные взрывы газопроводов в Московском регионе
7 ноября 2000 года — взрыв газопровода в 1-м Сетуньском проезде. Жертв нет. Взрыв стал результатом теракта: на газопровод установили тротиловую шашку. Задержаны и осуждены несколько членов «Российской социал-революционной партии».
18 февраля 2004 года — взрыв газопровода в Раменском районе Московской области, у деревни Старниково. Жертв нет. Причиной взрыва стало неустановленное устройство, на месте ЧП нашли еще одно. Ответственность взял на себя чеченский террорист Шамиль Басаев.
10 мая 2009 года — взрыв газопровода на Мичуринском проспекте. Сгорели 14 автомобилей, пострадали 5 человек, жертв нет. Сгорели помещения НИИ оптико-физических измерений. Причиной стали нарушения при ремонте газопровода. Директора «Мосгаза» уволили через несколько дней.