Сторонники «жёсткой руки, наводящей порядок» есть в любой стране, особенно на постсоветской территории. Неудивительно, что они ищут примеры эффективности сильной централизованной власти в ситуации с коронавирусом. Впрочем, такие поиски – дело непростое. Так, признанного европейского диктатора Александра Лукашенко неожиданно занесло не в ту степь – в ситуации с коронавирусом он проявил беспредельный либерализм. Иран не успел подавить и первую волну эпидемии, как начала подниматься вторая. А сравнительно быстро вышедший из эпидемии Китай оказался скомпрометирован тем, что стал родиной коронавируса, скрывавшей источник и степень опасности. Теперь Трамп громогласно клеймит китайскую Коммунистическую партию за то, что она до последнего скрывала масштабы катастрофы и зажимала рот врачам и учёным.
Но вот соседний Вьетнам смог купировать вспышку коронавирусной инфекции с помощью механизмов плановой экономики. В итоге став зримым примером победившего инфекцию коммунизма. Источником проблемы для правительства Вьетнама стали люди, вернувшиеся из охваченного эпидемией Китая. Первые заболевшие появились в крупных городах – Хошимине и Ханое. В мегаполисах тут же был введён карантин. На улицы вышли военные патрули, в воздух были подняты беспилотники. При этом запертым в домах людям еду доставляли за счёт государства. Власти не поскупились на переоборудование больниц и закупку тестов за границей. Когда появился запрет на выход без масок, их стали раздавать бесплатно. Спекулянтов имбирём и продавцов чудодейственных средств от вируса начали сажать в тюрьмы. После того, как количество случаев заболевания не перестало расти, власти ввели тотальный карантин. В результате к концу апреля новые случаи болезни фиксироваться перестали и ограничения начали снимать. По состоянию на 5 мая во Вьетнаме с населением 94 млн человек коронавирусом заразился всего 271 человек, вылечились 232, умерших нет.
Демократия не справилась
Хороший пиар правительству Вьетнама сделал представитель ВОЗ Кидун Парк, который высоко оценил результат действия властей. В итоге многие в Европе задумываются: а что если и правда, что «сильная рука» государства – это не только запреты, аресты недовольных и всеобъемлющий контроль, но ещё и безопасность? В самом деле, приказали во Вьетнаме всем сидеть по домам, чтобы не разносить вирус, и хоть бы кто высунул нос на улицу. В итоге эпидемия вьетнамцев практически не затронула. Зато итальянцы дружно посылали к Санта-Марии все призывы властей самоизолироваться, потому что никто не вправе запретить им идти в любимое кафе общаться с друзьями. И где теперь те итальянцы? Да что там, посмотреть хотя бы на светоч демократии США – первое место в мире по числу заболевших!
Безусловно, не стоит ждать, что демократические страны дружными рядами начнут маршировать под красными знамёнами с лозунгом «Один народ, один лидер». Но желание выжить может подтолкнуть политический маятник в сторону левых или консервативных идей. Например, в той же Франции, где коммунистические идеи традиционно сильны, они могут окрепнуть ещё больше. А в целом в богатой Европе грозят обостриться классовые противоречия, которые неизбежно к чему-то приведут. Заодно неизбежно встанет вопрос: а зачем вообще нужен Евросоюз, если в минуту опасности все страны оказались сами по себе? Так что, перефразируя Маркса, впору говорить: вирус бродит по Европе, вирус коммунизма…