В политике важно поймать момент — оказаться в нужное время в нужном месте с позарез нужным словом. У лидера «Справедливой России» Сергея Миронова так получилось на октябрьской видеовстрече лидеров фракций Госдумы с президентом Владимиром Путиным. Самой маленькой фракции дали слово в самую последнюю очередь. Но именно выступление Миронова запомнилось не менее чем 10 млн телезрителей, а на следующий день его текст читали и перечитывали как минимум вдвое больше россиян — избирателей будущей осени, которые сформируют своими голосами российскую Госдуму следующего, восьмого созыва.
А нужное слово было — о пенсиях. Которые, согласно многострадальным поправкам к Конституции, должны все без исключения индексироваться не реже одного раза в год. «Но наше правительство, к сожалению, в лице Министерства финансов в очередной раз внесло бюджет на 2021 год, и мы видим, что индексация для работающих пенсионеров не предусмотрена, — заявил Миронов. — Мы считаем это ошибочным. С 2015 года не индексируется для работающих пенсионеров, это более 10 млн человек. Они заработали пенсию, они ее заслужили. То, что они работают, потому что они понимают, что, наверное, на пенсию им не очень хорошо будет житься. И, наверное, государство все-таки должно уже в свете Конституции, нормы Конституции, давать индексацию и для работающих пенсионеров...»
В этот момент все замерли. Ибо разморозка индексаций пенсий работающих стариков в кулуарах парламентских фракций обсуждалась исключительно в трагически-похоронных тонах: ну нету в казне денег, чего уж талдычить об одном и том же? Реанимировать тему, глубоко закопанную исполнительной властью, представлялось занятием не только бесполезным, но и неэтичным — как говорить о веревке в доме сами знаете кого.
То ли дело предводитель ЛДПР Владимир Жириновский, попросивший на встрече с президентом «закрытую пятиминутку» для обсуждения более насущных вопросов. Каких именно — секрет. «Я их на своем горбу тащу уже лет 30, — пояснил он. — В свое время мы повысили стоимость голоса на выборах депутатов, а пользуются они. ЛДПР ставит задачи: служебные квартиры, монетизация льгот депутатов, а все распространяется на другие партии. Это как называется, Владимир Владимирович?»
А закончил Жириновский просьбой, не терпящей отлагательств: построить для парламентариев новое здание. «Я 26 лет уже говорю: это здание непригодно для парламента. Узкие коридоры, никакой социальной дистанции там невозможно соблюдать, и нужен другой зал для депутатов, чтобы он сидел один, а вокруг 2 метра от него ничего не было».
Правда, цена сооружения нового парламентского центра в Москве тянет на 1,5 млрд долларов — 120-130 млрд рублей. А индексация пенсий работающих пенсионеров потребует 180 млрд. Вопрос: что стране нужнее?
У вождя коммунистов Геннадия Зюганова свои приоритеты: «Единство славянских народов, наша независимость и демографическая безопасность... Главные локомотивы — ВПК, стройка, село и лес». Правда, лесоповал в нашей истории уже был...
У «Единой России» (Сергей Неверов) на встрече с главой государства главная забота — экономное расходование резервных фондов, которые «нам неоднократно предлагали просто проесть, раздать эти деньги... нам предстоит еще принять ряд законов, которые позволят нам пополнить наши резервы». Для сведения: ныне в Фонде национального благосостояния уже накоплено 13 733,05 млрд рублей — это вдвое больше всех нефтегазовых доходов федерального бюджета — 2020 и в 76 раз больше, чем требует индексация пенсий работающих стариков.
Конечно, на этом фоне предложение «эсеров» выглядело чудовищным диссонансом. Неожиданным был и ответ Владимира Путина: «Что касается индексации пенсий, у правительства есть поручение поработать в этом направлении. С точки зрения социальной справедливости нам есть еще над чем работать. Здесь, безусловно, согласен».
Неприятный сюрприз для министра финансов Силуанова и премьера Мишустина. Ведь предложение Сергея Миронова касается не только 10 млн пенсионеров, не покинувших рабочие места, но и еще полумиллиона, которые, возможно, прибавятся в этой категории через год, а через два года добавьте еще до 1,5 млн. Не забудем, что до заморозки в 2015 году в России было 14 917 тысяч работающих пенсионеров, половина из которых покинули свои рабочие места, но устроиться на серую зарплату удалось не каждому.
Теперь россиянам обещают возврат к легальным заработкам. Однако, как говорят в народе, скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается. «Даже поддержка возобновления индексации со стороны президента не гарантирует ее возвращения», — говорит известный экономист, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. «Может получиться, что эта индексация будет меньше, чем индексация неработающих пенсионеров, или вообще ниже инфляции», — вторит ему член генсовета «Деловой России» Антон Любич. А замруководителя фракции единороссов в Госдуме Андрей Исаев предупредил: его партия разработала несколько вариантов выполнения указания Владимира Путина — как одновременное восстановление индексации для всех категорий работающих пенсионеров, так и поэтапный сценарий. А в случае «невозможности реализовать самый лучший вариант» фракция готовит «компромиссные предложения».
Однако и в этом случае справедливости ожидать не приходится. Вот цифры. В 2020 году средний размер пенсии в России составляет 15 130 рублей. Пять лет назад она была практически такой же, и к ней должны были прибавляться 4% за 2016 год, 5,8% — за 2017-й, 3,7% — за 2018-й и 7,05% — за 2019-й. Полный размер индексации за весь период составляет 20,55%. Работающий пенсионер ее не получил, то есть в нынешнем году государство лишило его примерно 50-70 тысяч рублей.
Но не думайте, что у неработающего пенсионера реальная пенсия выросла за этот период на четверть «с хвостиком». По данным Счетной палаты, в прошлом году реальный размер назначенных пенсий к предыдущему году вырос лишь на 101,5%. Годом раньше — на 100,8%. То есть ежегодная пенсионная индексация в реальности не увеличивает выплачиваемую пенсию, а лишь сохраняет ее на прежнем уровне. Зато лишение этой индексации снижает реальный размер получаемой пенсии.
Это стало заметно даже по данным макроэкономики. Как следует из сентябрьского обзора Института «Центр развития» ВШЭ «Комментарии о государстве и бизнесе», в стране падает покупательная способность среднедушевых доходов населения: люди снизили объемы покупок 12 из 24 основных продуктов питания, среди которых хлеб, говядина, рыба, рис, яблоки, молоко, сливочное масло, чай и другое. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что примерно у 10 млн работающих россиян-пенсионеров реальный размер получаемой пенсии упал на четверть!
Но министр финансов Антон Силуанов с такими подсчетами не согласен. «Работающие пенсионеры работают и получают еще заработную плату, которая индексируется. Мы видим, как растет средняя заработная плата по экономике. Она растет и у пенсионеров тоже, которые работают», — уверяет глава финансового ведомства. Но почему бы в таком случае не потребовать от Силуанова выплаты в казну четверти всех доходов, которые он получает сверх своей министерской зарплаты — например, с депозитов на банковские вклады? Или с дивидендов по акциям? Если учесть, что в своей налоговой декларации министр указывает доходы по 30-40 млн рублей ежегодно и более, процентные прибавки у чиновника должны быть ощутимые — пусть поделится!
Кстати, недавно в коридорах власти рассматривалась идея установить потолок совокупного годового дохода топ-менеджеров госкомпаний, госкорпораций и подконтрольных им структур уровнем трехкратного денежного содержания премьер-министра страны. В этом случае денежное вознаграждение (зарплата, иные выплаты и бонусы) не должно быть более 30 млн рублей в год на одного руководящего сотрудника. Поговаривали даже включить в этот перечень федеральных государственных служащих. Но идея ожидаемо заглохла...
А как у них?
Бюро омбудсмена Латвии обратилось в Конституционный суд с требованием признать существующий минимальный уровень пенсий не соответствующим Основному закону страны и правовому регулированию, применяемому в Евросоюзе. Причина: минимальный размер пенсии в Латвии установлен на уровне 80 евро в месяц, а по Европейской социальной хартии должен составлять 50% от медианных доходов (для Латвии это 341 евро в месяц) на одного потребителя.
В России минимальная пенсия соответствует прожиточному минимуму пенсионера (ПМП) в каждом конкретном регионе. ПМП в 2020 году в целом по России утвержден в размере 9311 рублей. А поскольку медианная зарплата в РФ составляет 377 евро, то пенсия по нормам Евросоюза должна составлять не ниже 189 евро, или 17 250 рублей.