Правительство согласовало инвестиционный проект о поставке российской авиатехники дальневосточной авиакомпании "Аврора" на общую сумму около 55 млрд рублей, узнали "Известия". Речь идёт о 18 самолётах (восемь SSJ New и десять "Байкалов") и 21 вертолёте с передачей в лизинг в 2024-2026 годах. Это один из крупнейших инвестпроектов за последнее время. Сделка будет профинансирована за счёт средств ФНБ с привлечением коммерческих денег, сообщил источник. Новые самолёты "Аврора" сможет использовать на местных маршрутах в ДФО, а вертолёты - для перевозки вахтовиков, считают эксперты. Больший контракт пока только у "Аэрофлота" - компаниям группы планируется передать 63 машины на 175,4 млрд рублей из ФНБ.
Профильные министерства согласовали инвестпроект по поставке российской авиатехники в лизинг дальневосточной авиакомпании "Аврора", сообщил "Известиям" источник, близкий к кабмину.
Общая стоимость сделки составит чуть более 55 млрд рублей, рассказали два собеседника, знакомые с её деталями. Из них на 33 млрд будут поставлены 21 вертолёт Ми-171 А2 и Ми-171АЗ, а восемь Superjet New и десять девятиместных "Байкалов" обойдутся в 22 млрд рублей, сообщил один из источников. Самолёты Л-410 и Ил-114-300, которые ранее также планировалось передать авиакомпании, не вошли в итоговый инвестпроект, уточнил он.
Параметры заказа согласованы с производителями техники - Объединённой авиастроительной корпорацией (OAK), Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА, производитель "Байкалов") и "Вертолётами России", с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК).
Сейчас они проходят корпоративное одобрение в "Авроре", после чего будут подписываться контракты, уточнил источник.
Официальные представители "Авроры", OAK, ГТЛК отказались от комментариев. В пресс-службах Минпромторга, Минфина и Минтранса их также не предоставили.
Представитель УЗГА подтвердил "Известиям", что завод участвует в проекте в качестве поставщика в лизинг десяти самолётов ЛМС-901 "Байкал".
- Раскрывать финансовые и технические условия по договору поставки до момента подписания твёрдого контракта и без согласования сторон мы не уполномочены, -уточнил представитель компании.
"Известия" также направили запрос в пресс-службу правительства.
В январе кабмин одобрил другой инвестпроект поставки российских машин -для "Аэрофлота". Согласно ему, компаниям группы планируется передать в лизинг от "Авиакапитал-Сервиса" 63 российских самолёта, на что из Фонда национального благосостояния (ФНБ) выделят 175,4 млрд рублей. На эти деньги Минфин закупит облигации "Авиакапитал-Сервиса" со ставкой купона 1,5% годовых.
В отличие от поставки самолётов в "Аэрофлот", которая будет на 100% финансироваться из ФНБ, часть "Байкалов" и Ми-171 A3 для "Авроры" передадут с участием коммерческих денег, рассказал источник "Известий".
Эксперты по-разному отнеслись к этому различию. Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев считает, что у ГТЛК просто есть успешный опыт привлечения рыночных денег и его можно тиражировать.
Аналитик Telegram-канала "Мои инвестиции" Елена Сахнова полагает, что приоритет в финансировании из ФНБ может отдаваться "Аэрофлоту" в силу того, что он подписал соглашение о намерении приобрести 339 отечественных самолётов.
- С другой стороны, президент поручил поставить авиакомпаниям не менее 700 самолётов и вертолётов с привлечением средств ФНБ. При этом, согласно Комплексной программе развития авиаотрасли до 2030 года, авиакомпаниям будет передано 1800 единиц авиатехники. То есть поставка только около 39% техники будет финансироваться из ФНБ, - отметила эксперт.
Елена Сахнова напомнила, что деньги ФНБ выдаются на льготных условиях, что позволяет снизить ставку лизинга для перевозчика.
В этом году "Аврора" вновь не получит никакой российской техники, хотя предполагалось поставить первый Superjet ещё в 2021-м, о чём заявлял тогда глава ГТЛК Евгений Дитрих. Затем сроки сдвинули на четвёртый квартал 2022-го, но и в прошлом году перевозчику также не передали технику.
Теперь "Аврора", согласно инвестпроекту, получит первые вертолёты и четыре Superjet New только в 2024 году. В 2025-м перевозчик ожидает ещё четыре SSJ и первые пять "Байкалов". В 2026 году планируются поставки оставшихся вертолётов и ещё пяти ЛМС-901.
Олег Пантелеев из "Авиапорта" объяснил перенос сроков тем, что ранее речь шла о Superjet с импортными комплектующими, но после февраля 2022-го стало очевидно, что "заводить в эксплуатацию" SSJ в старом облике нет смысла.
Елена Сахнова считает новые сроки поставки "Байкалов" в "Аврору" вполне реалистичными. При этом первая партия самолётов будет комплектоваться ещё иностранными двигателями GE Н80-100, сообщил 8 февраля на выставке инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2023 начальник управления продаж и маркетинга УЗГА Максим Харин.
- По SSJ требуется много доработок в части замены двигателя, который ранее производился российско-французским совместным предприятием. Могут быть задержки поставок, - полагает Елена Сахнова.
Новые самолёты, по её словам, "Аврора" сможет использовать для перевозки пассажиров по социально значимым направлениям на Дальнем Востоке.
Справка "Известий"
"Аврора" - российская региональная авиакомпания, базирующаяся в Южно-Сахалинске, Владивостоке и Хабаровске. Образована 25 сентября 2013 года на базе двух авиакомпаний: "Сахалинские авиатрассы" и "Владивосток Авиа". Авиакомпания связывает регулярными рейсами города Дальнего Востока и Сибири. Ранее входила в группу "Аэрофлот". В 2021 году стала базовой компанией для создания единого дальневосточного перевозчика по поручению президента. Акционерами являются правительства всех 11 субъектов ДФО и Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики.