В России разгорается новый масштабный скандал, дескать, людей начали арестовывать за пользование в храме смартфоном. Первопричиной стал арест видеоблогера Руслана Соколовского, который прославился тем, что играл в Pokemon Go в храме. Его действительно задержали, хотя потом и выпустили под подписку о невыезде. И хотя арестовали блогера совершенно не за размахивание смартфоном в храме, а за смонтированное постфактум видео, в котором Руслан весьма вызывающе комментирует процесс, это стало причиной для настоящего народного гнева: дескать, мы не хотим жить в стране, где сажают за ловлю покемонов в храмах!
Журналисты «МК» тоже не хотят жить в такой стране. Только все дело в том, что мы в такой стране и не живем. Чтобы доказать это, наш репортер отправился в храм, мечеть и синагогу за покемонами. И узнал, что их поиск там хоть и не одобряется, но и не карается ничем, кроме замечания о неуместном поведении.
«В мечети его бы угостили и отпустили!» — так комментировали в Сети некоторые либерально настроенные мусульмане арест видеоблогера, утверждая, что, дескать, представители их-то религии никогда бы не позволили себе так сурово наказать человека за смартфон. И я первым делом направилась именно туда. Выбранная мною мечеть, как и полагается, была поделена на две части: мужскую — нижнюю и женскую — верхнюю. Захожу туда, где и положено находиться женщине. Народу немного. Выходит седой мулла, разглаживает бороду, раскрывает Коран.
— Начинаем читать Священное Писание, — звенит его голос.
Но не все открывают бумажные варианты книг, кто-то достает мобильные и планшеты, видно, что на экраны выведены суры (но один, как удалось заметить, — сверху-то видно! — смотрел новый боевик со звездой этого жанра Джейсоном Стэйтемом).
— Уберите всю электронику! — внезапно повелительно звучит голос муллы. — Немедленно!
Я продолжаю демонстративно водить своим смартфоном в воздухе.
— И вы, девушки! — это уже мне. Мула смотрит в мою сторону с особым осуждающим вниманием. В этот момент рядом со мной одна из женщин начинает панически ощупывать карман, слышно, как там у нее вибрирует телефон. Однако достать его она не решается.
Находящиеся в мечети покорно убирают технику, хотя лица некоторых выражают недовольство. Между тем мулла не продолжает службу, а на меня — последнюю, кто еще со смартфоном в руках, — начинают выразительно поглядывать соседи, и я не выдерживаю психологического натиска, прячу гаджет в сумку. Беги, покемон, ты все еще на свободе!
— В нас нет достаточно крепкой веры, поэтому мы отвлекаемся на телефонные игры, фильмы и так далее, техника мешает нам сосредоточиться на молитве, — пояснил мне потом, когда я подошла раскаяться в «покемонстве», мулла. Надо признать, сделал он это мягко, хотя и назидательно. — Некоторые, как вы уже сами увидели, читают Коран на телефоне. Но этот человек способен отвлечься, например, на рекламу или фотографию девушки, которые могут выскочить, пока ищется и подгружается текст Священного Писания. А это недопустимо. Что касается игры в покемонов, я ничего не имею против нее, но когда кто-то входит в мечеть и продолжает играть, он отвлекает и других людей от служения Богу.
На несколько секунд он вдруг замолкает, задумавшись.
— Хотя истинно верующему человеку ничего не должно мешать молиться, — как бы вслух продолжает размышлять он. — Представляете, в Афганистане рвутся бомбы, и люди молятся и не обращают ни на что внимание. Считайте, что за искреннюю молитву, за чтение Корана мы получаем 10 баллов. А за то, что слушаем суры, только два балла. А читая их через телефон, один балл получаем с трудом.
— Какие такие баллы?
— Баллы духовного роста, — объясняет мулла, — это фигурально, просто чтобы вам было понятнее.
Подхожу к одному из прихожан мечети с вопросом о покемонах.
— В мечети покемонов ловить нехорошо, — в ответ улыбается собеседник, — но если он вам очень нужен, попросите кого-нибудь из мужчин, вам поймают вашего покемона, когда окончится служба.
После мечети направляюсь в синагогу. «Кастеты есть? — серьезно интересуется один из охранников на входе. — Ножи? Мачете, например?» К счастью, ничего этого у меня при себе не имеется, и пройти внутрь мне разрешают. Сразу захожу в мужскую половину. В светлом зале почти никого нет, только несколько мужчин в дальнем углу слушают проповедь немолодого раввина. Я спокойно и беспрепятственно прохаживаюсь по нижней части синагоги в поисках покемонов. Прихожане меня игнорируют, одни погружены в чтение Торы, другие внимательно слушают раввина. Только охранник, седой и хмурый, смотрит неодобрительно, особенно когда я приближаюсь к синагогальному ковчегу, почитаемому предмету в иудаизме.
— Я играю в Pokemon Go, везде можно пройти? — обращаюсь к нему, решая немного спровоцировать ситуацию.
— Везде, но в святая святых — нельзя, — несколько угрожающе говорит охранник. — А если вдруг и пойдете! — повисает тяжелая пауза, я жду продолжения, и он решается. — Вышвырну!
Обращаюсь к молодому человеку, который останавливается рядом.
— Как вы отнесетесь к тому, что я играю в Pokemon Go в синагоге?
— Я плохо представляю, что это такое, — пожимает тот плечами. — Но в общем нормально, наверно. Меня ваша игра не беспокоит, — заключает он.
Подхожу в конце службы к раввину.
— Синагога не место для игры! — отрезает тот, уяснив суть вопроса, — сюда приходят молиться.
Наконец я отправилась в православный храм неподалеку. Ну уж тут-то точно, по примеру видеоблогера, меня должны скрутить и, вызвав охрану, доставить в отделение! Захожу внутрь, в храме прохладно и темно, прихожане сосредоточены на молитве. Достаю смартфон, демонстрирую игру, но поиски мной покемонов никого не интересуют. Ни один человек не обращает на меня внимания, все внимательно следят за службой, молятся, крестятся, некоторые опускаясь время от времени на колени.
— За вами я увидела покемона, можно его поймать? — спрашиваю женщину, что продает свечи и другую церковную символику.
— Какие еще покемоны? — пугается женщина. — Откуда они в храме?
— Из компьютерной игры, — объясняю я.
— Хватит ерундой заниматься, — испуг церковной служительницы переходит в праведное возмущение. — Дети играют в игры. А вы в храме!
— Но мне очень надо! — жалостливо говорю я. — Неужели совсем никак нельзя? Я просто наведу телефон и нажму кнопку!
— Идите к батюшке и спросите благословения! Так делается всегда, если в храме вы совершаете какое-то действие, не касающееся службы Богу, например фотосъемку, — объясняет служительница.
Тут рядом вырастает охранник
— Покемоны, говорите? — сердито шипит он. — Идите ловите покемонов в другом месте! — Он указывает мне на выход. — Покемонов она тут ловит!
— Храм — не место для разговора или игр, это место для молитвы, — поясняет мне после службы священник, к которому я все-таки подхожу с вопросом, а не сильно ли я нагрешила. — Человек должен помнить о Божьих очах. Поступок человека, который играет в храме, некультурный. Хотя страшного греха я в этом не вижу.
Ну что же, покемона — Господи, прости! — мы так и не поймали. Зато развеяли миф о якобы возрождающейся в России инквизиции. Будем считать, что дело это богоугодное и нашу провокацию полностью искупает.