Путь Чон Хо Ён начался с Недели моды в Сеуле. Только не с подиума, а с бэкстейджа – именно туда Хо Ён, когда была подростком, устроилась на стажировку. Модельный бизнес захватил ее и утянул надолго: прошло больше десяти лет, прежде чем она решилась на крутой карьерный поворот.
Казалось бы, зачем бросать настолько успешное дело? Хотя большинство российских зрителей и знает Хо Ён как № 067 из «Игры в кальмара», мировая известность на самом деле пришла к ней гораздо раньше. Хо Ён начала модельную карьеру в 16, а в 19 уже стала участницей популярного шоу «Топ-модель по-корейски», в котором заняла второе место. Бесчисленные обложки в топовых глянцевых журналах и эксклюзивные показы на международном уровне – от Dolce & Gabbana до Louis Vuitton – ее модельная карьера и правда была пределом всех мечтаний. Кстати, одним из самых успешных поворотов в ней Хо Ён считает… смену цвета волос. Когда она только начала работать за рубежом, ей хотелось что-то поменять, и вот она спонтанно решила перекраситься в рыжий. Это действительно выделило Хо Ён на фоне других и запомнилось многим. Но поддерживать такой яркий цвет было сложно, приходилось освежать его каждые две недели, а это настоящая пытка для волос. Так что Хо Ён постепенно стала возвращаться к родному темному оттенку – и в этот момент ее карьера пошла на спад. Хо Ён часто слышала о том, что век модели недолог. Хотя она и не согласна с этим мнением – уверена, что моделингом можно заниматься в любом возрасте, было бы желание, – мысли о том, что делать дальше, стали посещать ее все чаще. В перерывах между показами Хо Ён смотрела много фильмов и сериалов и чувствовала, что ей хочется большего – выражать себя не только на показах, но и на экране, как делают ее любимые актеры. Кстати, возможно, ты удивишься, но любимая ниша кино Хо Ён – арт-хаус. Стандартным детективам и триллерам она предпочитает не мейнстримные картины в стиле Джармуша или Ари Астера, а если и включит что-то из классики, то это будет «Вечное сияние чистого разума». Так что решение играть в кино не было спонтанным. Каждый раз, возвращаясь с показов в родной Сеул, Хо Ён посещала там курсы актерского мастерства. В целом, признается она, занятия длились около трех месяцев. И когда контракт с модельным агентством закончился, Хо Ён заключила новый – но уже с актерским.
№ 067
«Игра в кальмара» стала для Хо Ён дебютной во всех направлениях, это были и ее первые пробы тоже. На кастинге ей пришлось додумывать образ своей героини, потому что для ознакомления Хо Ён прислали всего три сценарных отрывка, которые вообще не раскрывали сюжетную составляющую. Привычка «додумывать» сохранилась у Хо Ён и после утверждения на роль. Она долгое время вела дневник от лица Кан Сэ Бёк, чтобы прочувствовать драму своей героини и буквально вжиться в этот образ. (Если ты вдруг захочешь найти отрывки из дневника в Сети, должны тебя огорчить: Хо Ён слишком скромна и не хочет публиковать свои заметки нигде, так что это останется между ней и ее персонажем.) Возможно, поэтому выходить из образа было довольно сложно. Она многому научилась у Сэ Бёк – на ее примере поняла, что люди становятся сильнее, когда заботятся о ком-то из близких, а не думают только о себе, и это, по словам Хо Ён, стало для нее самым большим жизненным откровением. Занимаясь моделингом, она в основном переживала за собственные цели и благополучие, а теперь старается больше думать о семье и друзьях.
АНТИУТОПИЯ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ
Ну а теперь давай подробнее разберемся с дорамой, которая сделала Хо Ён мировой знаменитостью. На первый взгляд концепция у нее простая: игра на выживание, где главный приз – куча денег, а проигрыш подразумевает жестокую смерть. Напоминает обычную антиутопию наподобие «Голодных игр», где зрители не просто подключаются к героям, а параллелят их жизни со своей и на подсознательном уровне успокаиваются, понимая, что по сравнению с жуткими проблемами персонажей у них все еще не так плохо и с накопившимися бытовыми проблемами можно разобраться. Это не тонкий психологический прием, а наша природа. На протяжении многих веков люди обожали наблюдать за тем, как их вид пытается справиться со сложными ситуациями – от гладиаторских боев в Древнем Риме до твоих воскресных посиделок под «Мужское/ Женское» :) Мы не столько любим жестокость (на которую иногда катят бочку в «Игре в кальмара»), сколько предпочитаем получать дозы адреналина в безопасной среде. Это отлично продемонстрировано в седьмом эпизоде, когда у экранов собираются VIP-игроки, делающие ставки и лишь наблюдающие за происходящим. Они, с одной стороны, участвуют в состязаниях путем подключения к игроку через деньги, с другой – спокойно попивают коктейли, зная, что с ними ничего не случится. И в чем же тогда фишка «Игры в кальмара»? Что нового она привносит в этот жанр? Обычно действие антиутопий происходит в максимально отрешенной среде. Это может быть далекое будущее или альтернативная вселенная, где все чем-то похоже на наш мир, но все-таки отличается, потому что сложно представить подобные пытки в цивилизованном обществе. Создатель «Игры...» сделал ставку на реализм – и не прогадал. Все персонажи, от добряка-гастарбайтера Али до несчастного отца Ки Хуна – простые люди с кучей финансовых заморочек. Мир вокруг них тоже реален, более того – у них есть выбор, никто не заставляет их играть, но они все равно возвращаются, потому что жизнь с долгами и обычными человеческими проблемами кажется невыносимой. Вот это максимальное приближение к реальности пугает и завораживает одновременно, и зрители уже не просто наблюдают с безопасного расстояния, они проецируют ситуацию на себя и оказываются внутри замкнутого круга вместе с персонажами.
ПРОСТОТА – ПУТЬ К УСПЕХУ?
Хорошо, мы разобрались с тем, что положенный в основу реализм работает отлично. Но все ли так просто? На первый (и второй) взгляд – да. Эта простота проявляется во всем, привлекает уже на визуальном уровне. Перед нами – симметричная и минималистичная картинка. Два цвета – зеленый и красный, три фигуры – круг, треугольник, квадрат, синхронность движений игроков, декорации, напоминающие интерьер детского сада (многоуровневые кровати, площадка, нарисованные зонтики и звездочки на стенах). Но именно в этой простоте и кроется загадочность и непостижимость концепции шоу. Ты наверняка знаешь, что сценарий к нему был написан еще в 2008 году, когда его создатель, Хван Дон Хёк, переживал тяжелые времена – его семье едва хватало денег на предметы первой необходимости. Однако 13 лет киностудии отклоняли его заявку, называя дораму «слишком сложной и гротескной». Но он не сдавался, понимая, что постепенно наш мир и правда начинает напоминать игру на выживание. К счастью, не в таких масштабах, но пандемийный период усилил финансовое неравенство, поэтому концепция, которая изначально была понятна жителям далеко не всех стран, лишилась границ и стала доступна большинству. Так что, подводя итог, хотим заметить: за искусственно сформированной простотой в дораме кроются жуткие аллюзии на современное общество, и выбранные авторами средства выразительности для демонстрации этого работают отлично. Страшно, но факт: с точки зрения кинематографичности «Игра в кальмара» действительно превосходит многих и не боится говорить о важных вещах с помощью простого языка и визуала. Кстати, если у тебя есть настроение и желание погрузиться в «Игру» (точнее – в ее безопасную, но не менее увлекательную версию), листай дальше – на следующих страницах тебя ждет настолка по мотивам, идеально подходящая для больших компаний.