Отражение украинской спецоперации в западной прессе чаще всего чистое мифотворчество. Речь об объективном пересказе новостей вообще не идёт, новость немедленно топят в кривых зеркалах субъективной подачи. При этом в наведённую иллюзию назидательно тычут пальцем, словно в саму реальность. В итоге читатели новостей оказываются в информационном коконе, наполненном химерами.
Хорошо, что не с луком
Другой сюжет – ополченец Донбасса с винтовкой Мосина. Образца 1891 года. Музейная редкость, но военные склады в Донбассе в советские времена были ими забиты. Само собой, в ходе событий 2014 года ополченцы ими прибарахлились. Ими и сегодня воюют, причём не только вчерашние ополченцы. «Мосинки» мастера-умельцы переделывают в снайперские винтовки, ставят на них современную оптику и уверяют, что новые модели им и в подмётки не годятся. И военные эксперты соглашаются: переделанные винтовки Мосина имеют точность стрельбы, в полтора раза превышающую этот показатель у современного оружия. Но западный зритель видит в сюжете по телевизору старомодную ружбайку лохматого года выпуска и слышит закадровый комментарий – нет, вы только посмотрите, чем воюют эти русские! И где же их более современное оружие, хотя бы автоматы Калашникова? Неужто жадные генералы украли и обменяли на водку?!
Это, кстати, не единственная фальшивка, в которой мелькает винтовка Мосина. На параде 7 ноября 2021 года показывали историческую реконструкцию – военные в исторически подходящей форме и с «мосинками» наперевес. Но западным зрителям не разъяснили, что сюжет, который им показывают, – историческая реконструкция. Им сказали, что Российская армия воюет с ветшающим барахлом. И ткнули пальцем – видите, чистая правда! Сюжет растиражировало большинство европейских изданий. Никто при этом и словом не обмолвился об исторической реконструкции. Вспоминается и такой сюжет: в марте народная милиция ДНР вскрыла заброшенный склад с «мосинками» – под телекамеры. Милиционеры дивились музейным редкостям и охотно с ними позировали, в том числе и перед иностранными корреспондентами. На свою голову, что называется. Эти кадры, понятное дело, также оказались в общей копилке фейков.
Почему танки ветхие?
В своё время едва ли не все западные издания обошли кадры с заглохшей на Красной площади во время парада «Арматой». Любая техника может заглохнуть не к месту, согласитесь, а уж тем паче новейшая на тот момент разработка, возможно, отчасти ещё сыроватая. И вот эти кадры мусолят который год. Теперь в связи с украинской спецоперацией. Мол, и где же эти ваши «Арматы» на поле боя, не доехали, заглохли?! То, что в боях участвуют новейшие модернизированные Т-90, никто в упор не видит. Зато пожившие Т-64 привлекают внимание. А почему бы их не использовать, хорошие же аппараты?! Всяко лучше, чем на складах им гнить. В реалиях спецоперации именно эти машины как раз и хороши – хотя бы тем, что многим мобилизованным они хорошо знакомы. Эти танки (в отличие от тех же сверхсовременных «Армат») не требуют особых навыков управления – как говорится, сел да поехал. А для управления «Арматой» механика-водителя нужно чуть ли не год обучать. Но, опять же, любое появление в кадре Т-64 комментируется западными экспертами с нескрываемой издёвкой – и где они только откопали такое старьё?!
А ещё иностранцы любят показывать железнодорожные платформы с тяжёлой техникой, которую откуда-то куда-то перевозят. Сейчас много таких составов тянется из Крыма в Запорожскую и Херсонскую области. Почему перевозят – понятно: раньше это железо обеспечивало безопасность крымчан, а теперь граница сместилась к северу, Россия приросла новыми территориями, и техника соответственно перебрасывается на новые рубежи обороны. Но из комментариев иностранных экспертов становится ясно, что дело тут, пожалуй, не в обороне – Российская армия готовится к марш-броску на Киев! Кстати, с демонстрацией российской военной техники, размещённой в союзной Белоруссии, та же история. Чуть мелькнут в кадре военные самолёты – «летят бомбить Киев». Проехал танк – «российские солдаты второй раз готовятся перейти белорусско-украинскую границу». Сколь ни открещивается от участия в спецоперации Александр Лукашенко – кто же ему поверит?!
Объясните, как на самом деле?
Между тем в репортажах иностранных журналистов иной раз промелькнёт неожиданный поворот. Сидишь и думаешь: неужто правда?! Тот же репортаж о перемещении в Белоруссию российской военной техники – если её туда в самом деле свозят в таком количестве, при этом уверяя, что никакого участия в спецоперации она принимать не будет, то для чего? Неужели у нас на позициях у линии соприкосновения – полнейшее изобилие? Судя по действиям Лукашенко, он и в самом деле не спешит поучаствовать в спецоперации – так зачем же копить технику там, где она априори не пригодится? То же касается и сюжетов с переброской техники по России туда-сюда. Зачем, для чего? Из Сибири в Воронеж, оттуда куда-то под Оренбург. Будто следы запутывают. И у общества неизбежно возникают вопросы, на которые определённых ответов нет, есть только версии. К чему, скажем, в глубоком тылу нам столько систем противоракетной обороны, которых так не хватает на передовой? Или в Белгородской, Брянской и Курской областях, которые всё чаще оказываются под обстрелами ВСУ? И как получается, что украинские беспилотники долетают аж до Саратовской области, что в 700 километрах от украинской границы? Под Соледаром бойцы в одном из видеосюжетов сетовали, что для более успешного наступления им не хватает тяжёлой техники – так вот же она, на железнодорожных платформах, из Воронежа пилит в Оренбург или куда там ещё? Понятно, что иностранным сюжетам веры нет никакой, но тогда объясните, как там на самом деле.