Старший наставник мужской спринтерской лыжной сборной России Юрий Каминский — не только успешный тренер, но еще и выдающийся педагог. Олимпийского чемпиона Никиту Крюкова он вел к золоту с самого начала этого нелегкого пути — еще в качестве простого учителя физкультуры в обычной школе. О том, как из семилетнего мальчика воспитать олимпийского чемпиона, превратить заурядные уроки физкультуры в увлекательное приключение и добиваться высоких результатов, не испортив здоровье молодым спортсменам, Юрий Каминский рассказал «Русскому репортеру»
1 сентября в обычной подмосковной школе. Детей в костюмах, купленных слегка на вырост, почти не видно за огромными рюкзаками, бантами, букетами и многочисленными родственниками.
— В четвертой школе города Дзержинский я работал по совместительству, — рассказывает Юрий Каминский. — Это было начало 1990-х годов, тогда многое развалилось, системы поломались. Директор сначала попросила меня как-то помочь с преподавателями физкультуры, найти кого-то. Но кого на те зарплаты найдешь? Ну, и она предложила: может, ты нам хотя бы что-то закроешь. И я согласился с одним условием: попросил, чтобы мне дали три урока физкультуры в неделю. Два основных и один факультативный. Причем факультативный больше был похож на полноценную тренировку. Мы с ребятами занимались на свежем воздухе, в лесу, бегали на лыжах. Иногда один урок вместо 45 минут длился по полтора, а то и по два часа.
К тому времени Юрий Михайлович уже несколько лет проработал тренером. Сначала помогал своим сверстникам, потом стал вести группу начальной подготовки спортсменов: «После гонки один из ребят подошел ко мне посоветоваться, спросить, как у меня получилось обогнать их на две минуты, а я предложил им начать вместе тренироваться».
— Вы с ребятами в школе по какой-то особенной методике занимались? Из опыта тренерской работы?
— Всего понемногу. Я какое-то время до этого был председателем спортклуба, много читал переводных материалов о системе тренировок детей в других странах. Из Германии были статьи, из Штатов, о физической культуре в Швеции, в Швейцарии. Что-то взял оттуда и попытался адаптировать под наше понимание. Так и сделал программу.
— Сейчас многие высказываются за увеличение количества часов физкультуры в школе. Не будет это бесполезной тратой времени, пока нет работающих методик по обучению детей?
— Не методики работающие нужны, а преподаватели работающие нужны. Без хороших грамотных педагогов и увеличение часов в школьной программе будет бесполезным, и методики, даже хорошие, не будут работать.
Через год после начала «эксперимента» учителя четвертой школы устроили соревнования. Подопечные Юрия Михайловича по выносливости и ловкости оказались лучше многих старшеклассников. Из группы Каминского потом выросли два спортсмена, попавшие в сборную России. Один из них — Никита Крюков. Спустя 17 лет он стал олимпийским чемпионом, на последних метрах спринтерской гонки, вырвав победу у еще одного воспитанника Юрия Каминского — Александра Панжинского. Финишную черту Крюков и Панжинский пересекли практически вместе — определить победителя судьи смогли только с помощью фотофиниша. Молодые спортсмены — одному 24, другому 20 — оставили далеко позади всех соперников, даже знаменитого норвежского короля лыжни четырехкратного чемпиона мира Петтера Нортуга. И пока легендарный норвежец в своем ярко-красном комбинезоне бежал последние метры дистанции, которая сложилась для него так неудачно, вместе с тренерским штабом поздравления принимал старший наставник спринтерской команды России Юрий Каминский.
Еще через три года Никита Крюков возьмет два первых места на чемпионате мира. А еще через год на Олимпиаде в Сочи станет серебряным призером в командном спринте. Завоевать олимпийское золото во второй раз ему помешает только падение немецкого спортсмена: Тим Чарнке споткнется и рухнет прямо на финишной прямой, сбив Крюкова с темпа.
Необычные дети
— Тренер должен быть психологом? Или воспитывать — не его задача?
— А разве психолог воспитывает?
— Хорошо. Перефразирую. Тренер должен разговаривать с ребенком о чем-то еще, кроме программы подготовки?
— Я воспринимаю каждого ребенка или каждого взрослого спортсмена как личность. Поэтому, конечно, говорим мы не только о системе подготовки. Тренер — это, прежде всего педагог, а значит, немного психолог. Он просто должен им быть, а иначе невозможно понимать и анализировать все процессы, которые происходят в команде. Ну, и помогать добиваться результата тоже. Способов мотивации много: кого-то надо хвалить, кого-то разозлить. У меня как-то один из ребят не мог настроиться перед соревнованиями. Я ему говорю: в десятку надо попадать, чтобы финансирование тебе не урезали. А он самоуверенный такой был. Понимаю, что десятка для него — недостаточная мотивация. Говорю: «Поменялось там все, в пятерке надо быть». И только когда я сказал ему, что надо занять место не ниже третьего, увидел, что он завелся, настроился по-настоящему. Выиграл. Но, конечно, квалифицированного психолога тренер не заменит. Поэтому в командах часто работают дипломированные специалисты. Другое дело, что у нас психологи не всегда понимают задачи, которые стоят перед ребятами, смотрят на них как на обычных людей. А ведь многое из того, что срабатывает с обычными людьми, со спортсменами не работает. Возникают проблемы, недоверие к психологу, недопонимание.
— А спортсмены — необычные люди? Каким должен быть ребенок, чтобы из него мог получиться хороший спортсмен? Я сейчас имею в виду не физические данные, а характер.
— Целеустремленным. Даже, чуть больше, чем целеустремленным. По-хорошему упрямым.
Все ученики Каминского такие, упрямые. Например, Анна Белова, лыжница, выступавшая в составе молодежной сборной. Для того чтобы поехать на свои первые серьезные детские соревнования, Аня привела к тренеру маму.
— Я ей в шутку сказал, что таким маленьким разрешение надо от родителей, так она на следующий день с мамой пришла, чтобы доказать: вот, мама разрешает.
Егор Сорин, спортсмен, который сейчас завершил карьеру и работает научным сотрудником в составе сборной России.
— Он очень старается. Редко таких людей встретишь. И на лыжне старался, и сейчас не меньше.
Никиту Крюкова Каминский называет самоотверженным.
— Он всегда всего добивался сам — своим трудом и своим упорством. Даже когда он занимал сто-какие-то места, все равно говорил, что поедет на Олимпиаду.
— У вас были когда-нибудь любимые ученики?
— Ох, не хочу отвечать. Не потому что, если кого-то упомяну, другие обидятся. Нет. Просто сам себе стараюсь таких вопросов не задавать. Конечно, все мы люди, у всех есть свои симпатии и антипатии. Но у меня как-то так всегда получалось, что спортсмены, с которыми не складывались отношения или работа не шла, сами отсеивались. Особенно это касается юношеского спорта. Там ты можешь сменить тренера, если он тебе не нравится. Да и в сборной сейчас, в общем-то, это тоже не проблема. У нас же полная демократия, спортсмены могут выбирать, с кем и как работать. И вот в итоге остаются с тобой те ребята, с которыми есть контакт, за которых переживаешь, болеешь. Иногда меня упрекают люди со стороны: вот, мол, ты Крюкову внимания больше, чем остальным, уделяешь. А ведь очень часто все происходит совсем наоборот. Мы с Никитой так давно друг друга знаем, что нам не нужно много времени, чтобы понять друг друга. Поэтому ему я порой уделяю меньше внимания, чем остальным.
Давление результата
Поставить ребенка на лыжи можно в два-три года. Записать в лыжную секцию — с семилетнего возраста.
— Вообще, по программе положено с десяти, — объясняет Юрий Каминский. — Но существуют специальные так называемые спортивно-оздоровительные группы, куда детей приводят и раньше. На Западе система работает по-другому. Недавно вернулся с международного тренерского семинара, где мы как раз подробно говорили о детском и юношеском спорте у нас, в Германии и в Норвегии. Старший тренер норвежской мужской сборной рассказывал, что у них до 15 лет детей в спортивные школы не берут. Но есть одно «но». В стране хорошо развито физическое воспитание в общеобразовательных школах. Я своими глазами видел, как занимаются первоклашки. Мы как-то приехали на этап Кубка мира в Холменколлене, это в Осло. Снега было мало, стадион, на котором должны были проходить соревнования, накануне закрыли — готовили его к старту. Нас отправили тренироваться на какую-то обычную городскую трассу. Так получилось, что как раз в это время там занимались школьники. Первое, что мне бросилось в глаза, — детей было много. То есть у меня в общеобразовательной школе на уроках физкультуры посещаемость была процентов 70. И это еще хорошо. На некоторые уроки могло и полкласса не прийти. Здесь же были полные классы ребят. И вот эти первоклассники на лыжах стояли не хуже, чем у нас дети из группы начальной лыжной подготовки. До 14–15 лет норвежские дети занимаются лыжным спортом в общеобразовательных школах или частных клубах. И только с 14 лет они начинают участвовать в соревнованиях и отбираться в региональные команды, которые можно сравнить с нашими училищами олимпийского резерва. А следующий этап — отбор самых талантливых в сборную. Примерно та же система в Германии. У них пять уровней физического воспитания. Первые два предполагают простое приучение детей к активному отдыху. Набирают так называемые «снежные» группы, в которых дети учатся основам физической подготовки, привыкают стоять на лыжах, кататься в свое удовольствие. И только на третьем уровне происходит специализация, ребята выбирают тот вид спорта, которым хотят серьезно заниматься.
— А что происходит у нас?
— У нас, как я уже сказал, специализация начинается с десяти лет. А в 15–16 лет подростки уже вовсю работают, что называется, на результат. Очень часто, вместо того чтобы готовить спортсмена физически, нарабатывать технику и закладывать фундамент на будущее, мы тренируем юниоров так, чтобы они показывали результат здесь и сейчас. И делаем все, чтобы выжать максимум из молодого спортсмена. В результате в лучшем случае эти ребята на взрослый уровень выходят недоработанными. У них нет необходимых навыков, которые должны были быть заложены в детстве и в юности. Ну а в худшем случае человек отдает все силы в молодом возрасте и бросает спорт.
— Почему так происходит?
— Все дело в системе поощрения. У нас, если тренер с ребенком не выдает результат, ребенку урезают финансирование дальнейшей подготовки, а тренер получает меньшую зарплату. Вот и делают все, чтобы этого результата добиться.
Спорт без дураков
— Я правильно понимаю, что в разные периоды взросления нужно обращать внимание на разные качества?
— Конечно. Гибкость, например, нужно развивать в раннем детстве. Координацию — тоже как можно раньше. Когда ребенок становится старше, обращают внимание на силу, еще чуть позже — на выносливость. Подростков от 15 лет нельзя тренировать так же, как тренируют взрослых сформировавшихся атлетов. Потому что именно в подростковом возрасте закладывается фундамент будущего спортсмена. И формируется хорошее, выносливое, большое спортивное сердце. К сожалению, у нас пока на это не всегда обращают внимание.
— Это сказывается и на подготовке сборной?
— Да. Тренерам сборных иногда приходится заниматься теми вещами, которыми должны были озаботиться детские тренеры и тренеры юниоров. Знаете, что отличает хорошего лыжника? У него в арсенале есть большое количество моторных программ. Есть отработанные технические навыки. И есть умение быстро принять решение в конкретной ситуации, то есть выбрать из этих навыков тот, который нужен здесь и сейчас. Мы, к сожалению, даже в сборную вынуждены брать тех, у кого таких навыков не хватает. Иногда приходится воспитывать их в уже взрослых сформировавшихся спортсменах. К сожалению, даже когда мы отбираем ребят в национальную команду, смотрим в первую очередь на результаты человека, а не на его технику. Это не совсем правильно. Хотя, могу сказать, в последнее время положение стало меняться, тренеры сборных и юношеских команд стараются комплексно подходить к отбору.
Через полтора года после Олимпийских игр в Ванкувере Юрий Каминский стал главным тренером сборной России. На этом посту он проработал год, после чего занял должность старшего тренера мужской спринтерской команды, в которой трудится и сейчас.
— В юношеском спорте что нужно: нужно работать профессионально, но при этом меньше внимания уделять местам на пьедестале, — вздыхает тренер. — Я знаком со многими людьми спорта за рубежом и вижу, что отличие в подготовке разительное. У них проиграли ребята на каких-то внутренних юниорских стартах — и ничего страшного, все смеются. У нас проигрыш — это катастрофа.
— Чего еще пока не хватает нашим спортсменам?
— Самостоятельности. В Швеции, например, как тренируют: собирают спортсменов в лагере, дают им план подготовки, а дальше ребята готовятся сами. Норвежцы те же: у них спортсмен сам понимает, подходит ему та или иная система или нет. И это понимание не интуитивное, это не капризы «это хочу, а это нет». Они хорошо чувствуют свой организм, у них есть знания в физиологии спорта, биомеханике, анатомии. Про наших спортсменов, за редким исключением, я такого пока сказать не могу. Многие ждут, что вместо них кто-то все решит. Но как только спортсмен начинает осознанно относиться к тренировкам, анализировать свои результаты, у него все получается гораздо лучше.
— Идеальные детские тренеры существуют?
— Ну, наверное, существуют. Идеальные или близкие к идеальным. Конечно, тренер должен обладать определенными знаниями, навыками. Но вообще-то это не всегда главное.
— А что главное?
— Основная задача — увлечь ребенка тем делом, которому обучаешь. Моим первым тренером был Юрий Алексеевич Анисимов. Вот он такой. Он увлекал. Юрий Алексеевич много лет проработал учителем физкультуры в общеобразовательном лицее. Лицей сильный был, оттуда большинство учеников поступало в престижные вузы страны. Но что интересно, когда у этих ребят спрашивали про любимый предмет, почти все называли физкультуру. Юрий Алексеевич водил нас в походы, мы играли в футбол, занимались легкой атлетикой, на байдарках плавали. Чего только не делали! Как говорят? Нужно гореть самому и зажигать других — так, кажется? Вот это как раз про идеального тренера. Я благодаря Юрию Алексеевичу спортом увлекся. И при этом он всегда считал, что спортсмен должен быть развитым не только физически, учиться заставлял, говорил, что дуракам в спорте делать нечего.