В пандемию удаленной была не только работа, но и голосование. В 2023 году возможность дистанционного голосования получили жители 25 российских регионов. Электронную галочку можно поставить на двух платформах: московской и федеральной. Главное достоинство новации – удобная форма волеизъявления. Недостатки – риски хакерских атак, сбоев, задержек с выводом результатов. Но куда важнее другая уязвимость: системе еще надо заслужить доверие избирателя.
Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) уже не запретить «по-большевистски», уверена председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Элла Памфилова. Критикам этой новации она предлагает воспользоваться традиционным способом отдать свои голоса и допускает, что многие просто «не разобрались в том, что происходит». «Контроль у нас очень мощный. Мы гарантируем и соблюдение тайны голосования, и достоверность результата», – заверила Памфилова.
В сентябре дистанционное голосование в третий раз пройдет процедуру апробации на федеральном уровне. По сути, это генеральная репетиция перед президентскими выборами. Новая система должна привлечь к электоральным процессам молодежь и создать высокую явку.
По данным ВЦИОМ, на которые ссылается Памфилова, почти 60% людей, живущих в регионах, хотели бы иметь доступ к дистанционке. Но в ЦИК не ожидают, что технология вытеснит традиционный бумажный бюллетень: «Может быть, завтра мы предложим и третий вид волеизъявления».
Москва, как и во многих технических новинках, и здесь впереди всей страны. На каждом избирательном участке появятся терминалы электронного голосования (ТЭГ). Членов избирательных комиссий снабдили специальными сканерами для проверки паспортных данных. Но многие москвичи, как ожидают в мэрии, воспользуются возможностью в дистанционном формате, то есть через «Госуслуги» или на сайте mos.ru.
Именно столица стала пионером ДЭГ – еще на выборах в Мосгордуму в 2019 году. Опыт был не самым удачным. Оппозиционеры, в том числе и коммунисты, сразу восприняли идею в штыки.
Депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин (в дальнейшем лишится мандата за незаконную охоту. – «Профиль») пытался остановить принятие соответствующего закона: «Это прямой путь к голосованию под давлением. Нет никакой возможности проследить, голосуете вы по собственному желанию или вас уже связали, в рот сунули кляп, а в руки – гаджет». Верховный суд тогда отказался рассматривать жалобу.
В день выборов в новой системе произошло несколько технических сбоев. А в некоторых районах оппозиционные кандидаты, занимавшие первые места, после подсчета электронных голосов опускались на вторую строчку. Глава общественного штаба Алексей Венедиктов (в дальнейшем будет внесен Минюстом в реестр иноагентов. – «Профиль») объяснял смену результатов тем, что оппозиционеры призывали своих избирателей приходить на офлайновые участки. А кандидаты от «Единой России», наоборот, приглашали сторонников активно голосовать в интернете.
Элла Памфилова, комментируя итоги тех выборов, была уверена, что в ближайшие годы охватить электронным голосованием всю страну не получится. Однако в 2023-м такие возможности появились. «Если бы мы ставили себе такую цель – тотальный контроль и замену традиционного голосования, я вас уверяю, что технически, технологически мы это могли бы сделать», – говорила Памфилова на одной из пресс-конференций.
Связка ключей для шифрования
В итоге только 25 регионов используют ДЭГ на выборах в сентябре. И если у Москвы есть собственная платформа, то у остальных субъектов – федеральная. Впервые ее использовали в 2020 году, когда в эксперименте на довыборах в Госдуму приняли участие Курская и Ярославская области.
В 2021-м к ДЭГ впервые присоединились Севастополь, Нижегородская, Мурманская и Ростовская области. В 2022-м – Калининградская, Калужская, Новгородская, Псковская и Томская. В 2023-м присоединилась сразу группа новичков: Алтайский, Камчатский и Пермский края, Крым, Ненецкий округ, Чувашия, Карелия, а также Архангельская, Белгородская, Владимирская, Воронежская, Липецкая, Московская, Новосибирская, Оренбургская, Свердловская, Тульская и Челябинская области.
По подсчетам ЦИК, потенциально в ДЭГ могут принять участие более 20 млн россиян. Это те, кто зарегистрирован на портале «Госуслуги» и чьи данные сопоставлены с реестром избирателей. В конце августа разработчики федеральной платформы подвели итоги трехдневного тестирования в формате bug bounty (привлечение сторонних экспертов для обнаружения ошибок). Выявили только три технические уязвимости.
Но главная уязвимость новации – невысокий уровень доверия. Еще в 2019 году, когда коммунисты выступали резко против электронного голосования, они указывали на то, что бюджетников заставляют воспользоваться именно таким способом. В 2023-м сообщения о принуждениях по-прежнему поступают в ЦИК. Но, по словам Памфиловой, «в масштабах страны это ничто».
Вопросы возникают из-за непонятной системы наблюдения: где находится цифровая урна, как в ней хранятся голоса, как отследить фальсификации. Система ДЭГ использует российскую блокчейн-платформу Waves Enterprise. Технология позволяет хранить зашифрованные голоса избирателей в неизменном виде. То есть на них, как утверждается, не может повлиять никто – ни разработчик, ни киберпреступник.
Информация о результатах голосования шифруется с помощью специального ключа. Затем ее расшифровывают. Для этого создают другой ключ и разделяют его на несколько частей. Их передают на хранение независимым держателям до окончания голосования.
Партии, кандидаты и общественные организации могут назначать на ДЭГ по три наблюдателя. Они получат доступ к ноде (отдельный узел блокчейна) и смогут знакомиться со списками записавшихся на ДЭГ и проголосовавших, но не копировать и не распространять их.
«Дорожная карта», предусматривающая обучение наблюдателей и подготовку методических рекомендаций, все еще разрабатывается. Обучением занимается ассоциация «Независимый общественный мониторинг». Единый стандарт наблюдения прописывает Общественная палата. Сейчас он составлен по принципу чек-листа для пилотов, который используют для проверки готовности самолетов к полету.
Однако проверить, как именно происходит процесс засчитывания голоса, сложно. По мнению общественников, необходимо помещать разделенные элементы ключа шифрования в защитные сейф-пакеты в помещении территориального избиркома онлайн-голосования (ТИК ДЭГ) и оставлять их под постоянным видеонаблюдением с трансляцией в открытом доступе. Но и такая схема не слишком понятна для неподготовленных избирателей.
Новации есть, а конкуренции нет
По данным опроса Russian Field, доля сторонников дистанционного электронного голосования составляет 44%. Наиболее популярна новация среди молодежи: ею собираются воспользоваться до 74% респондентов в возрасте 18–26 лет, в то время как на участки готовы явиться только 22% из них. Прямо противоположная картина наблюдается среди тех, кому уже исполнилось 60 лет: онлайн собираются голосовать только 20%, большинство хотят лично явиться на участки.
В то же время россияне, которые в день выборов будут находиться за рубежом, не смогут воспользоваться техническим новшеством. Памфилова назвала это решение «ответной реакцией на душение прав наших граждан». Система сама поставит заслон для желающих проголосовать из-за границы, чтобы «через дырку в заборе никто не ходил», как выразился зампред ЦИК Николай Булаев.
Привлекать москвичей к голосованию в этом году будут ставшей уже традиционной акцией «Миллион призов». Поощрение получат избиратели, проголосовавшие с помощью телефона или компьютера либо на новых терминалах ТЭГ. Победителям начислят от 1 тыс. до 5 тыс. баллов, которые они смогут потратить на покупки, рестораны и благотворительность.
В пандемийном 2020-м в акции приняли участие более 2 млн москвичей и почти все получили призы. После этого материально стимулировали только участников ДЭГ. Самые дорогие подарки – машины и «однушки» в новостройках – разыгрывали на выборах в Госдуму в 2021 году. В 2022-м раздали сотню автомобилей. Но в этом году Московская торгово-промышленная палата таких дорогих подарков не предложит.
У дистанционного электронного голосования есть шансы повысить явку, говорит президент фонда «Центр развития региональной политики» Илья Гращенков. Новая система привлечет тех, кто просто ленится идти на избирательные участки. Осенние выборы выпадают на выходной день, и многие избиратели уезжают на дачу. А проголосовать через «Госуслуги» проще, чем найти участок, прийти туда и заполнить бюллетень.
«Но главный вопрос не в удобстве, а в отсутствии мотивации, – подчеркивает Гращенков. – На выборах нет политической конкуренции, поэтому и явка невысокая. Из-за предсказуемости результата молодежь неактивна, а именно ее и мог бы привлечь ДЭГ». К тому же онлайн-голосование – это такой «черный ящик», который нельзя проконтролировать. Поэтому люди технологически продвинутые подумали, что инструмент удобный, но только для власти. «Как минимум можно мобилизовать бюджетников, а как максимум – подкрутить результаты», – объясняет Гращенков.
Повысить доверие к дистанционке может только прозрачная и понятная система наблюдения, а не сложные схемы с допуском к ключам для сертифицированных наблюдателей, уверен политолог. В любом случае электронное голосование – это новая реальность, которая даст и новые возможности. Освоить инструмент предстоит и партиям, и наблюдателям. И в будущем система ДЭГ может оказаться полезной всем участникам выборов.