Совместная следственная группа (ССГ), занимающаяся расследованием крушения малайзийского «Боинга», следовавшего рейсом MH-17 и сбитого в небе Донбасса 17 июля 2014 года, дала пресс-конференцию, на которой отчиталась о результатах своей работы. Солировал на ней голландский прокурор Фред Вестербеке, который и докладывал об итогах, и отвечал на вопросы журналистов.
Вначале он напомнил, что в ССГ входят специалисты из Нидерландов,Австралии, Малайзии, Бельгии и Украины, но в той или иной степени в расследовании участвовали представители 12 государств. В ходе расследования были проанализированы данные более чем трех тысяч телефонных звонков, также для поиска виновных в катастрофе «активно использовались социальные сети».
После упоминания того, что следствие опиралось на данные социальных сетей, уже, что называется, можно было выключать камеры и сворачивать планшеты. Но голландский прокурор сделал еще несколько не менее экзотических заявлений. Так, он заявил, что их группа не намерена сегодня озвучивать имена виновных и, вообще, пока не намерена сообщать все данные, которыми располагает.
Вестербеке сообщил, что следствие сразу же исключило версии технической неисправности самолета или террористического акта, а позднее отказалось и от версии об атаке лайнера другим самолетом.
Глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов Уилберт Паулиссен, принимавший участие в пресс-конференции объяснил, что «Бук», поразивший «Боинг», имел российское происхождение. Мало того, есть якобы фотодоказательства, как его ввезли из России в район Снежного, а потом вывезли назад через Луганск. Собственно говоря, в российском происхождении (или даже еще в советском) «Бука» сомневаться не приходится: на Украине или где-либо еще эти машины не делают. А вот что касается перевозок установки туда-сюда и обратно, то здесь данные следствия явно опираются на доклады группы Bellingcat и не учитывают тот факт, что на представленных этой группы фотографиях сфотографированы абсолютно разные «Буки», причем, не просто разные машины, но и даже различные модификации.
В качестве еще одного доказательства следствие привело запись перехваченного телефонного разговора двух русскоязычных абонентов, в которой они обсуждали ситуацию на Украине и то, что скоро придут «Буки». Кто эти люди, следствие не знает. Между тем, сам по себе факт русскоязычности никаким доказательством не является. Украинские военные в зоне так называемой АТО на русском языке говорят гораздо чаще, чем на украинском.
МЕСТО ПРЕСТУПЛЕНИЯ
По данным ССГ, пуск «Бука» был произведен из района села Первомайское в 6 км. от Снежного. Версию пуска из района Зарощенского, на чем настаивает Москва, следствие сразу отвергло, но на всякий случай уточнило, что в тот день Зарощенское якобы тоже занимали ополченцы. Основания для такого предположения - показания свидетелей, в том числе в тех самых соцсетях и фотографии инверсионного следа от запущенной ракеты и якобы куска поля в районе пуска от 16-го и 18-го июля. Почему нет фотографии этого куска от 17-го июля? Извините, погода не благоприятствовала.
Странное дело, сфотографировать якобы инверсионный след от ракеты (штуку весьма неустойчивую, которая замывается в воздухе за короткий промежуток времени) погода благоприятствовала, а сфоткать кусок поля, который спокойно находится на месте и никуда не бежит, не давала. Очень избирательная погода.
И, кстати, сфотографировать тот самый «Бук» на том самом поле , наверное, все та же погода не давала. А он ведь не сразу после запуска ракеты улепетнул восвояси. И ведь на всем протяжении до Луганска никто его не сфотографировал. Не рассказал г-н следователь, почему фотографию перевозимой по Луганску установки «Бук», сделанную задолго до июля 2014-го их следственная группа посчитала июльской. Впрочем, это понятно - потому что в Bellingcat так сказали.
«ПАСТЕРНАКА НЕ ЧИТАЛ, НО ОСУЖДАЮ»
Дальше - как говорится, больше. Следственная группа, по их собственному признанию, видела данные объективного контроля РЛС (Москва обнародовала их несколько дней назад. Эти данные, как заявили вМинобороны России однозначно свидетельствуют, что с территории ополченцев запуск ракеты не производился). Видели, но еще не анализировали их. Правда, уже посчитали эти данные «некорректными». На каком основании? Очень просто: следствию вполне хватает тех данных, которые ему удобны в рамках озвученной версии.
Очень похоже на пародируемые образцы поведения на партийных собраниях в СССР: «Я Пастернака не читал, но категорически осуждаю». Только вот речь не о СССР и КПСС 60 лет назад, а о нынешних реалиях современной европейской якобы демократической цивилизации.
Кстати, когда чуть позднее российские журналисты спросили, почему следствие не учло выводы конструкторов и производителей «Бука», концерна «Алмаз-Антей» представители ССГ ответили схожим образом - дескать, у нас столько данных, что никакие больше нам не нужны и не могут повлиять на наши выводы. Оно, конечно, в социальных сетях специалистов гораздо больше. Особенно, когда эти эксперты сделают домашнее задание на завтрашние уроки.
ЛЮБОВЬ К КРУГЛЫМ ЧИСЛАМ
Следствие озвучило то обстоятельство, что на данный момент они установили личности 100 человек, которые в той или иной степени причастны к катастрофе. Это, дескать, и члены экипажа «Бука», и те, кто сопровождал его в передвижениях. Но при этом никого по имени не назвали. Дескать, они все являются подозреваемыми. И, вообще, называть их пока еще рано, потому что пока неизвестно, кто виновен, кому будут предъявлены обвинения, где будет происходить суд и над кем.
Вот это поворотец! Сначала: мы все знаем и всех установили. А спустя час - кто его там знает, что на самом деле. И даже на прямой вопрос о наличии у ССГ космических снимков, предоставленных США, не смогли ответить ни утвердительно, ни отрицательно. Что-то, мол, имеется, но сами понимаете, информация секретная. Как, наверное, сверхсекретные и записи украинских диспетчеров, которую украинская сторона, равно как и данные своих РЛС так и не предоставили. Наверное, им есть, что скрывать.
А еще очень показательна любовь к круглым числам. Если сотня, то «Небесная», если подозреваемые, то ровно сто и ни центом больше.
Кстати, ответить на вопросе о том, когда следствие будет завершено, в ССГ отказались Лишь сообщили, что оно продлено до 2018 года. Тогда же пообещали и раскрыть остальные данные. Возможно.
В общем, если свести всю пресс-конференцию к одному резюме, то представитель ССГ вполне мог бы ограничиться фразой: «Кто стрелял, не знаем, но виновата, конечно, Россия».