В последние полвека у динамовцев мало поводов для гордости. Ушла эпоха великого Льва Яшина, клуб постепенно обогнали по числу золотых медалей «Спартак», а потом и ЦСКА. Один трофей за всю российскую историю — Кубок страны — и тот в 95-м году. Последним оплотом оставалось уникальное достижение: «Динамо» было единственным клубом, которое приняло участие во всех чемпионатах страны в высшей лиге.
Бастион пал ровно четыре года назад — 21 мая 2016 года.
За десять месяцев до вылета
За год до этого все было еще в радужных тонах. «Динамо» в весенней части еврокубков проходило «Андерлехт» и сражалось с «Наполи». В мае команда финишировала на четвертой строчке. После окончания последнего тура на поле вышел президент клуба Борис Ротенберг, прошло теплое прощание с Кевином Кураньи. Ни в одну трезвую голову тогда не пришло бы мысли о возможном вылете в следующем сезоне.
Да, тревожные звоночки раздавались. Скажем, весной довольно громко говорили о проблемах с финансовым фэйр-плей. Именно из-за них, в частности, не смогли предложить достойный контракт немецкому форварду, тот решил уйти. Состав и без того ослабевал. В «Зенит» подался Юсупов. Денисов разругался со Станиславом Черчесовым, был переведен в дубль. Там же начал сборы Козлов, который просил отпустить его в «Анжи».
В общем, идеальной ситуацию назвать трудно, но уж точно не критической. Особенно со стальным характером главного тренера, который каленым железом выжигал весь негатив.
Вот только новость из УЕФА о дисквалификации из еврокубков серьезно подкосила всех. Это стало началом конца.
Новые менеджеры «Динамо», придя за два года до этого, явно не имели понятия ни о каком финансовом фэйр-плей. Поэтому приобретение у «Анжи» Сулеймана Керимова шестерых футболистов — Денисова, Кокорина, Жиркова, Габулова, Ионова и Самба — прошло без всякого учета требований УЕФА. За счет кредита у банка Бориса Ротенберга, не обеспеченного никаким залогом. Грубейшее нарушение, указать на которое было некому.
А даже если кто-то и пытался, то наверняка получил ответ: нам выигрывать надо сейчас, а с отчетностью потом как-нибудь разберемся.
В общем, 19 июня 2015 года бабахнуло. УЕФА обнаружил 250 миллионов евро убытков за три года. Перебор.
Сборы в Австрии, правда, прошли на позитиве. «Динамо» здорово тренировалось и не менее хорошо играло. Венцом стал матч в Монако с командой Леонардиму Жардима, в составе которой вышли Субашич и Рикарду Карвалью, Курзава и Бакайоко, Пашалич и Мартьяль. И такой коллектив бело-голубые в отличном стиле обыграли за счет гола Вальбуэна.
Это был последний матч для Черчесова. Власть от Бориса Ротенберга переходила к центральному совету «Динамо», сыгравшему на дисквалификации в еврокубках, был взят курс на жесткую экономию. Все эти перемены в планы Станислава Саламовича не вписывались, его место занял Андрей Кобелев. А спустя 10 месяцев «Динамо» вылетело в ФНЛ.
Подлянка для Денисова
Хотя стартовали бело-голубые вполне бодро. Шестая строчка после семи туров выглядела обнадеживающе. В чем-то заслуга Вальбуэна, который не побоялся получить травму уже после известия о переходе в «Лион» и организовал победу в Махачкале. В чем-то молодежи, которая впечатляла общественность — Зобнина, Морозова, Ташаева, Катрича. Но «Аннушка уже разлила масло».
Слабее и слабее становился состав. Помимо маленького волшебника Вальбуэна ушли Ванкер, Джуджак и Дуглас. Едва не перебрался в последний день трансферного окна в лондонский «Арсенал» Кокорин.
При этом единственный серьезный трансфер «на вход» себя не оправдал. Погребняк так и не сумел адаптироваться после Англии, забив за год лишь один гол — своему «любимому» «Спартаку».
Команда разваливалась постепенно. Сначала захандрил Денисов. То с врачом что-то не поделит, то обидится на решение не брать его на кубковый матч в Самару из-за перенесенной болезни — юристы футболиста напишут в клуб официальную бумагу, что Игорь был готов играть. Решающим же, на мой взгляд, стало решение руководства не поддержать апелляцию Денисова на штраф, наложенный еще во времена Черчесова.
Такой подлянки от нового начальства футболист не ожидал, полагал, что 150 тысяч долларов ему вернут. Полюбовно не вышло. Настроение Гарика спикировало вниз, что привело к новому переводу в дубль.
В здоровом коллективе негатив Денисова был бы не так заметен, здесь же семена упали на благодатную почву. Кокорин, к примеру, был в бешенстве, когда в «СЭ» появилась сумма предложения «Динамо» по продлению контракта — 2,5 миллиона евро. Форварда возмутило, что он только получил письмо из клуба, а информация уже в интернете. Кроме того, уверял, что данные завышены. Больше за московский клуб форвард не сыграл — последние матчи года пропустил из-за болей в бедре.
Один из решающих моментов — встреча перед самым перерывом на зимнюю паузу с «Анжи». Дома. Тогда о вылете еще никто не заикался, в последствии же махачкалинцы стали главным конкурентом в борьбе за выживание. «Динамо» обыгрывало записного аутсайдера 1:0, а в конце первого тайма Кузьмин умудрился из центра штрафной не попасть в пустые ворота. Эпизод до сих пор перед глазами. В итоге поражение — 1:2.
Зимой Кобелев попытался собрать коллектив, но возвращение в основу Денисова вопреки желанию тренера поставило крест на этих усилиях. Это Виталий Мутко постарался помочь сборной перед Евро-2016.
Авторитет Гарика в коллективе был выше, чем у Кобелева, так что дальше команда уже покатилась по наклонной. За оставшиеся двенадцать туров «Динамо» наберет лишь пять очков.
В нем уже не будет Кокорина и Жиркова, которых продали за 3 миллиона евро, чтобы выручить хоть какие-то деньги перед окончанием контрактов. Взамен же пригласили Хольмена, Драгуна, Ещенко и Бечирая, которые спасителями не стали.
«Вот бы и у нас, как в «Реале»
Кто виноват в вылете? На мой взгляд, все стороны.
При этом футболисты, которые не сумели стать единым целым, в наименьшей степени. Да и Кобелеву роль главного антигероя отдавать бы не стал.
Да, у Андрея Николаевича не вышло сформировать боеспособный коллектив в сложных условиях смены вектора развития. Он же взял на себя и функции спортивного директора, но с Погребняком не угадал, да и зимние трансферы вряд ли заслуживают восторженных оценок.
Показательно также отношение футболистов. Когда на зимние сборы приехала съемочная группа делать фильм о главном тренере бело-голубых, то один из игроков под смех партнеров заметил: «О ком? Они смеются что ли? Нашли Моуринью».
Или вратарь Габулов после критики тренера на пресс-конференции не полез за словом в карман, написав на своем сайте, в частности: «Все победы в этом сезоне добыты за счет энтузиазма и индивидуальных качеств футболистов».
Но тренеру было тем сложнее, что он не получал помощи от руководителей. В тот момент вопросы решали председатель общества «Динамо» Владимир Проничев и гендиректор клуба Сергей Сысоев. История со штрафом и недовольством Денисова, а также его возвращением в основу — в их компетенции. Как и настроение Кокорина в ситуации с продлением контракта.
«Динамо» после дисквалификации в еврокубках, ухода многих лидеров и смены вектора развития нуждалось в жестком антикризисном управлении. На деле же получило начальников, которые плыли по течению. Сысоев, говорят, в решающий весенний период борьбы за выживание, когда вся команда в шоке от происходящего искала хоть какую-то точку опоры, укатил на недельку-другую в свою любимую Ригу. По человеческим качествам к нему не возникало вопросов. Просто Сысоев, видимо, не имел представления, что и как работает в футболе.
Больше всего запомнилось собрание накануне важнейшего матча со «Спартаком» в концовке сезона. Что же скажет председатель общества? Какие найдет доводы и аргументы, чтобы поднять команду на решающий бой? Признаться, не знаю, как на месте футболистов после услышанного выходил бы на игру с красно-белыми. У любого бы опустились руки. Вместо какой-то конкретики и внятного посыла, как и куда движемся, Проничев произнес примерно следующее: «Вот недавно я был на матче «Реала». Вы знаете, мне там очень понравилось, такая футбольная атмосфера, такие отличные футболисты. Вот бы и у нас так. А завтра очень важный матч со «Спартаком», да». Поверьте, это самое интересное, ничего более глубокого произнесено не было.
Красно-белым за три тура до конца «Динамо» уступило — 0:3. И тут же был отправлен в отставку Кобелев. Об увольнении говорили с зимы, но решение приняли в тот момент, когда уже все слухи утихли и стало поздно. Шансов исправить что-то у прекрасного человека, но неавторитетного для футболистов специалиста Сергея Чикишева не было никаких.
«Миша, не делай этого!»
21 мая 2016 года. Матч с «Зенитом» на «Арене Химки». Бело-голубые проиграли еще до начала встречи. Разброд и неразбериха, на которые совершенно никак не влияли руководители, довершили свое дело. Моральных сил встать на последний бой в коллективе уже не осталось. «Зенит» играючи втоптал в газон последние надежды болельщиков — 0:3. Один из мячей на счету Кокорина.
Все стало ясно уже с самых первых минут матча. Фанатам оставалось только надеяться, что «Спартак» даст бой «Уфе». Но красно-белым ничего не было нужно с турнирной точки зрения...
Так что фанатам «Динамо» пришлось наблюдать, как команда отправляется в ФНЛ. Кто-то тихо плакал, а кто-то в исступлении рвался на поле. На фан-секторе открыли заградительный барьер. Толпа была готова в него устремиться, и только начальник службы безопасности кричал заводящему трибуны, первым полезшему в проем: «Миша, не делай этого! Миша, не надо!» Помогло.
На поле с центральных трибун прорвалось человек пять-семь — особенно заведенных. Кто-то засветил в ухо Хольмену, другой качал права с Дьяковым, но их быстренько скрутили. А «Динамо» проследовало в первую лигу. Впервые в своей истории...
Вскоре главным тренером был назначен уроженец Волгограда, замечательный психолог Юрий Калитвинцев, который через год вернул бело-голубых в РПЛ. Но это уже совсем другая история.