Инцидент с американским разведывательным беспилотником MQ-9 Reaper (в переводе на русский - «Жнец»), разбившимся над Черным морем, остается в топах мировых новостей. Европейское командование ВС США настаивает, что их дрон упал после того, как российский Су-27 якобы задел его винт. Как на самом деле могли развиваться события, «МК» выяснял вместе с экспертами.
Генералы ВВС США в ужасе рассказывают СМИ, что были ошеломлены, наблюдая с немецкой авиабазы Рамштайн, как российские истребители окружили бедный Reaper и начали поливать его топливом. В российском военном ведомстве в ответ заявили, что дрон упал в море в результате собственного резкого маневрирования, а поднятые на его перехват Су-27 в контакт с аппаратом не вступали.
Событие вызвало крупный международный резонанс. О случившемся тут же сообщили Байдену. Российского посла в США Анатолия Антонова вызвали в Госдеп «для выражения резкого неудовлетворения в связи с выполнением российскими лётчиками непрофессионального перехвата». Правда, Антонов высказал ответное «неудовольствие». Он назвал полеты беспилотников США у наших границ «недопустимыми» и напомнил, что такой аппарат может нести 1,7 тыс. кг взрывчатки. А заодно поинтересовался: как бы отреагировали сами американцы, если бы такой же российский дрон вдруг очутился где-нибудь рядом с Нью-Йорком или Сан-Франциско?
В Госдепе ответили, что любой подобный инцидент способен привести «к прямому конфликту между Вашингтоном и Москвой», хотя взрыв «Северных потоков» таких опасений там почему-то не вызвал.
Американцы поначалу даже обещали представить видеосъемку «безрассудного поступка» российских летчиков и «небезопасного непрофессионального перехвата беспилотного самолета разведки». Но на следующий день выложили только наспех смонтированный «мультик» - реконструкцию возможных событий. Из-за явных нестыковок у серьезных экспертов он вызвал только смех.
Специалисты сразу же отметили, что если бы наши летчики и хотели сбить американский дрон, то поливать его керосином им было ни к чему. От такого душа дроны не падают. Эти аппараты летают в облаках, под дождем, так что влаги они не боятся.
Что касается версии о российском Су-27, «специально повредившем винт MQ-9 Reaper», то она тоже не выдерживает критики. Винты, как говорят специалисты, у этого БПЛА спрятаны между стабилизаторами. Подобраться к ним в полете, да еще на огромной скорости, невозможно — непременно заденешь другой элемент конструкции. К тому же у Су-27 нет выступающих частей, которыми можно пожертвовать ради такого маневра.
Так что версия с винтом — тоже фантастика. Причем ненаучная, так как касание этих двух летательных аппаратов в воздухе на большой скорости могло привести только к падению обоих. Однако упал лишь MQ-9 Reaper, а Су-27, летчиков которого США обвинили в «непрофессионализме», вернулся на базу целым и невредимым.
В общем, насчет профессионализма тут можно поспорить. Профессионалы из ВВС США потеряли в Черном море аппарат-разведчик стоимостью (в зависимости от комплектации) от $35 до $55 млн. А российские «непрофессионалы», которые по утверждению американцев, его сбили, не потратили для этого даже ни одной ракеты.
Но как же им это удалось? Вот, к примеру, как описал возможное развитие событий известный военный аналитик, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков:
- Если реактивный самолёт пролетает слишком близко рядом с беспилотником, то воздушным потоком его может просто увести в штопор. Скажем, БПЛА рассчитан на скорость полёта до 300 км/ч. Мимо него пролетает Су-27 со скоростью под 1000 км. Воздушный поток, который образуется за самолётом, может захватить аппарат. В условиях сильной турбулентности происходит кабрирование и сваливание в плоский штопор. Думаю, это и случилось.
- Но MQ-9 Reaper – аппарат больших размеров. Огромный просто. Разве такой потоком собьешь?
- Дело не в размерах. Здесь многое зависит от того, насколько к этому беспилотнику приблизился наш самолёт. Если, конечно, такой факт вообще был.
- Если так, могут ли американцы предъявить нам какие-то серьёзные претензии?
- Пусть сначала докажут почему их дрон упал. Они уже пошли на попятную. Говорят, были вынуждены сами его затопить.
- Ну да. Профессионалы же: сами подняли, сами затопили…
Другой важный вопрос, который встал на повестку после инцидента с американским дроном: имел ли право MQ-9 Reaper находится в той точке воздушного пространства, откуда затем отправился на дно моря?
Американцы говорят: да. Они заявляют, что их аппарат выполнял «рутинные операции» в международном воздушном пространстве над Черным морем, и это значит, что с их стороны никакого нарушения воздушного пространства не было. То есть действия российских летчиков были необоснованными.
И это при том, что MQ-9 Reaper с выключенным транспондером оказался в воздушной зоне, где полеты были ограничены в связи с проведением СВО, о чем заранее были извещены страны НАТО.
Вот что об этом рассказал «МК» заслуженный военный летчик России, начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при МО РФ генерал-майор запаса Владимир Попов:
- Территориальные воды у нас — это 12 морских миль, практически 22 км от береговой черты. Точнее, от линии максимального отлива. Дальше идёт исключительная экономическая зона. В Чёрном море она у нас есть. Воздушное пространство над ней хоть и является международным, но, когда его используют не гражданские, а военные суда других стран, они входят в него с предварительным уведомлением наших органов ПВО и управления воздушным движением.
- С какой целью это делается?
- Чтобы не нагнетать обстановку. Когда там летают и гражданские, и военные самолёты одновременно, может получиться, что их не всегда правильно идентифицируют.
- Американский MQ-9 Reaper зашел в это пространство без включенного транспондера. Его ведь вообще могли сразу сбить.
- Вот именно. А мы ведь давно предупредили американцев, что закрыли эту воздушную зону в связи с проведением СВО. Так делается всегда во время учений.
Точно так же делают и США. Допустим, когда ВМС США проводят свои маневры, воздушное пространство над акваторией тоже закрывают. В это время никакие — ни гражданские, ни военные самолеты — там не летают по соображениям безопасности. А сейчас произошло что? В эту опасную зону залетает аппарат с отключенным транспондером. Потому мы подняли наши Су-27, чтобы идентифицировать этот объект.
- Наш посол в США Анатолий Антонов вообще такие действия американцев провокацией.
- Согласен. Они сами нарвались. В том, что Су-27, включив форсаж, вдруг оказался слишком близко к их беспилотнику, нашей вины нет. Если вы на такое критически близкое расстояние подходите к нашей экономической зоне, находясь вблизи государственной границы, то прекрасно знаете, что мы обязательно поднимем свои воздушные суда. И не только для того, чтобы идентифицировать всякого непрошеного гостя, но в том числе и для того, чтобы вытеснить его из этого пространства. Что и сделали наши летчики.