Спад в мировой экономике перестал быть прогнозом. О признаках скорого старта рецессии экономисты и аналитики предупреждают с начала 2022 года: США, Европа, Россия и Китай вступают в сложное время. Но будет ли рецессия глобальной и для каких регионов экономический спад неминуем, а для кого он только один из возможных сценариев? В какой стране или регионе рецессия начнется раньше и где будет тяжелее?
В 2022 году Соединенные Штаты переживают период самой высокой инфляции за последние 40 лет — она разогналась до 9,3%. Однако аналитики ожидают, что продлится это недолго и уже в 2023 году инфляция резко затормозит. В рейтинговом агентстве Morningstar уверены, что в 2023–2026 годах промтовары, продукты питания и энергия, которые безумно подорожали в 2022-м, начнут дешеветь, а рост цен на иные категории товаров останется умеренным. В результате уровень инфляции опустится до средних значений 1–2%.
Но даже с дефляцией в США возможен экономический спад. Причиной начала рецессии в стране может стать жесткая политика финансового регулятора. За последние четыре месяца ФРС США повышала ключевую ставку на 0,75% три раза, доведя ее до уровня 3–3,25%. Из-за этого столь же резко выросла ставка по гособлигациям США — до 3,71% по десятилетним бондам и 4,19% по двухлетним. Результатом стало бегство инвесторов с фондового рынка, из-за чего индекс S&P 500 упал в конце сентября до минимума последних 52 недель.
«Джером Пауэлл не скрывает, что сильно обеспокоен уровнем инфляции. Поэтому он предпринимает и будет предпринимать решительные шаги, чтобы с ней бороться, — объясняет Алексей Корнилов, CFA, главный аналитик по международным рынкам управления анализа рынков «Открытие Инвестиции». — Потребительская инфляция (CPI), по данным за август, находится на уровне 8,3% — это сильно выше целевого уровня 2%. А текущая ставка, по мнению ФРС, не создает достаточно жесткие условия для ее снижения. Но есть еще одно важное обстоятельство, из-за которого ФРС идет на жесткие шаги. Дело в том, что повышенная инфляция на протяжении долгого времени создаст условия, при которых участники экономики будут ждать ее дальнейшего повышения. В таком случае искоренять инфляцию будет намного сложнее, и она рискует превратиться в самовоспроизводящийся феномен. Ощущая определенную срочность и гонку против времени, Пауэлл будет и дальше отстаивать свой жесткий курс. Это означает, что экономическим ростом на какое-то время придется пожертвовать».
По имеющимся на сегодняшний день прогнозам, ФРС действительно продолжит поднимать ставку: к концу 2022 года она достигнет 4,4%, к концу 2023-го — 4,6%, в 2024-м — снизится до 3,9%. Эксперты не исключают и перехода финансового регулятора к более решительным мерам, если ситуация в экономике не будет его устраивать: например, к повышению ставки сразу на 1%. В таком случае, предупреждают аналитики, фондовый рынок США может упасть на 40% до конца 2022 года. По другим оценкам, снижение может составить 56%.
На близость экономического спада намекают и макроэкономические данные. Прогноз ФРС по росту ВВП в течение этого года последовательно ухудшался, но все же в базовом сценарии рецессии нет. В марте регулятор полагал, что валовой продукт США вырастет к концу 2022 года на 2,8%, в июне он уже считал, что рост не превысит 1,7%, сейчас чиновники полагают, что рост будет почти нулевым — 0,2%. Однако на 2023 год дается прогноз 1,2% роста, на 2024-й — 1,7%, то есть экономика будет плавно выходить из пике, так и не свалившись в штопор.
«В своем разъяснительном выступлении Джером Пауэлл указал на негативное влияние этих действий на динамику экономического роста, которая практически сходит на ноль в 2022 году, — поясняет Корнилов. — Согласно новому прогнозу ФРС, прирост ВВП в США в текущем году может составить всего 0,2%. С учетом продолжающейся политики ужесточения финансовых условий данный прогноз выглядит крайне зыбким и в любой момент может оказаться на негативной территории. В таком случае рецессия станет почти неизбежной».
Сохранять позитивное отношение к происходящему в экономике удается не всем. Гендиректор DoubleLine Capital Джефф Гандлах считает, что вероятность рецессии в США сейчас составляет 75%. Профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини, который из-за своих мрачных экономических прогнозов, в том числе по кризису 2008 года, получил прозвище Доктор Судный День, уверен, что рецессия придет, причем будет «долгой и неприятной».
Вячеслав Голик, портфельный управляющий ALG Capital, считает, что вероятность рецессии в США в ближайшие 12 месяцев составляет около 45–50%. «ФРС, планируя повышение ставки до 4,6%, ожидает рост безработицы до 4,4%, что меньше исторической нормы, и сокращение инфляции до 2,8% к концу 2023 года. Таким образом, основные макроэкономические показатели имеют шансы стабилизироваться в пределах исторических норм с учетом кривой Филлипса», — говорит он.
Голик отмечает, что по состоянию на конец сентября 2022 года продолжают выходить сильные отчеты компаний с высокими показателями профита и операционной маржи. Так, за второй квартал прибыли выросли на 7,5% против 4,3% ожиданий (YoY, год к году). Эксперт ожидает рост прибылей и в третьем квартале, хотя и меньшими темпами. Он добавляет, что почти 70% доходов компаний широкого рынка приходится на рынок США, то есть проблемы в Китае и ЕС в меньшей степени повлияют на доходы компаний.
«По историческим меркам балансы компаний и домашних хозяйств также находятся в сильном состоянии. За второй квартал 2022 года чистая стоимость компаний выше уровня второго квартала 2021 года. Последние законодательные инициативы — дополнительные меры, которые могут повлиять на стимулирование спроса и рост экономики. Таким образом, корпорации США даже с учетом сокращения спроса, потребления и более высоких ставок в состоянии продолжать получать прибыль», — резюмирует Голик.
Европа: сбываются худшие прогнозы
Еврозона, так же как и США, столкнулась с постпандемийной инфляцией, которая здесь достигла рекордного значения 9,1% в августе. Евроцентробанк борется с ней теми же средствами, что и в США, и увеличивает ключевую ставку. В этом регионе присутствует дополнительный фактор, делающий рецессию более вероятной, — энергетический кризис. Зависимость Европы от российского газа за последнее десятилетие выросла с 25% в 2009 году до 32% в 2021-м. После сокращения поставок цены на энергоносители взмыли вверх на 30%, и на континенте начали закрываться отдельные производства, требующие особенно крупных поставок энергии.
«Третье подряд снижение индекса деловой активности указывает на спад бизнес-процессов в течение квартала. Это подтверждает нашу точку зрения, что рецессия, возможно, уже началась», — прокомментировал Берт Колин из ING снижение индекса деловой активности S&P с 48,9 в августе до 48,2 в сентябре.
Решенным делом европейскую рецессию считает также Мохамед Эль-Эриан, президент Королевского колледжа в Кембридже и главный экономический советник в Allianz. При этом американская экономика, как полагает эксперт, еще может избежать спада.
Отмечается, что рецессия в Европе, скорее всего, будет протекать по-разному в разных странах. Так, уже сейчас понятно, что сильный удар приняла на себя немецкая экономика, во многом зависящая от энергоемких производств, а, к примеру, французская немного подросла.
Алексей Третьяков, гендиректор УК «Арикапитал», автор телеграм-канала War, Wealth & Wisdom, подчеркивает, что пока в еврозоне наблюдается лишь замедление экономического роста: данные по ВВП за второй квартал по ведущим странам показывают рост в пределах 1 и 0,8% квартал к кварталу в целом по еврозоне. Третий квартал, скорее всего, будет с отрицательными значениями ВВП, а формально рецессия, то есть снижение ВВП два квартала подряд, будет признана по итогам четвертого квартала.
«Думаю, что вероятность спада ВВП в третьем квартале — 99%. Рост в четвертом квартале возможен, только если ЕС восстановит импорт энергоресурсов из России, но пока ровно наоборот — можно ожидать, что условия для бизнеса в Европе в последнем квартале усложнятся из-за введения эмбарго на российскую нефть», — указывает Третьяков.
Китай и Россия: взлеты и падения
В Российской Федерации в условиях международных санкций спад уже начался, и интрига только в том, насколько затяжным и глубоким он будет. Снижение ВВП РФ во втором квартале 2022 года составило 4,1% в годовом выражении после роста на 3,5% в первом квартале. Тем временем Министерство экономического развития улучшило ожидания по динамике ВВП на 2022 и 2023 годы и теперь ждет снижения экономики на 2,9% в 2022 году (против снижения на 4,2% по прогнозу в середине августа) и на 0,9% в 2023-м (против снижения на 2,7% по августовскому прогнозу).
Китайская экономика на данный момент выглядит наиболее устойчивой: экономисты говорят об опасности замедления темпов роста, но не о сокращении ВВП. Официальная цель по росту ВВП КНР в этом году — 5,5%, но Bloomberg и Moody’s ожидают рост лишь 3,5%, Goldman Sachs — 3%, Nomura — 2,8%. Во втором квартале года китайская экономика была близка к стагнации: рост составил только 0,4%, что, по официальным данным, было вызвано локдауном в Шанхае. В первом квартале китайский ВВП между тем показал рост 4,8%. Причинами замедления, помимо политики «нулевой терпимости к ковиду», называют кризис в строительном секторе, на который приходится 25% ВВП страны.
Управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин полагает, что Китай, США и Европа «имеют общие черты — идут к рецессии, но каждый несчастлив по-своему».
«Китай переживает снижение цен на недвижимость, бунты ипотечников, банковские скандалы, но есть большой шанс все улучшить после перевыборов Си Цзиньпина в октябре 2022 года, тогда он даст зеленый свет стимулам, — считает эксперт. — Европа переживает замедление активности из-за ценового энергетического шока, но ускоренно ищет варианты, подписывает соглашения, и может так случиться, что поздней осенью она сможет выдержать жизнь без газа из РФ. ЦБ США борется с инфляцией, которую создал сам с помощью Минфина, но так как энергетические цены сегодня в основном складываются из-за геополитики, то борется не с источником инфляции, а с тем, кого может побороть: со своим потребительским рынком. Пока он сопротивляется, но все равно не устоит перед напором чиновников».
По мнению Душкина, ситуация в США повторяет комбинацию сильного доллара, сильного сырья и роста процентных ставок, которая наблюдалась перед рецессией 2000-х годов.
«Единственный способ сегодня отложить рецессию или отменить ее — это заключение мира с Россией. Тогда уверенность потребителей и компаний вырастет, вырастут расходы, товарный рынок стабилизируется, ЦБ мира возьмут паузу и рецессия будет отложена. Возможно ли это?» — задается вопросом эксперт.