Заседание Совета безопасности и обороны Украины (СНБО), проведенное по итогам "тяжелой, но очень достойной операции" в Дебальцево, завершилось фактическим признанием Киева в неспособности навязать свою волю Донецку и Луганску силой. И демонстративным нежеланием киевских властей в полной мере соблюдать минские договоренности. Поэтому главным итогом совещания киевской верхушки стал призыв к Совету Безопасности ООН и Евросоюзу ввести миротворческий контингент на Украину.
"Мы обсудим вопрос приглашения на Украину миротворческой миссии, которая будет действовать в соответствии с мандатом Совбеза ООН. По моему поручению этот вопрос отработали аппарат СНБО, правительство, был привлечен МИД. Мы видим самый лучший для нас формат - это полицейская миссия Евросоюза. Уверен в том, что это будет наиболее эффективной и наиболее оптимальной гарантией безопасности", - заявил президент Украины. Впрочем, как бы ни хотелось Порошенко представить это предложение очередным своим "мирным планом", оно далеко не ново. "Не будет никаких миротворческих контингентов. Потому что опыт использования миротворческих контингентов в Приднестровье и других замороженных конфликтах, показывает, что в этом случае государство теряет суверенитет над этой территорией. На территории Украины никаких миротворческих контингентов не будет. Точка!", - такое жесткое заявление Порошенко сделал 25 сентября прошлого года. Так он отреагировал на призыв руководителей республик Донбасса ввести туда миротворцев.
Тогда, очевидно, президент Украины еще рассчитывал восстановить украинский "суверенитет" в Донбассе силами армии и карательных батальонов. Отказался Киев от миротворцев и в декабре, когда председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкка Канерва предложил обсудить такой вариант деэскалации конфликта. Причем это было не первое, и не последнее предложение от ОБСЕ - организации, под чьей эгидой многонациональные миротворческие миссии тоже могут проводиться.
И даже по окончании встречи в Минске, 14 февраля, представитель Украины в ООН Юрий Сергеев заявил, что "правительство Украины вполне удовлетворено тем, что на юго-востоке страны постоянно присутствуют наблюдатели ОБСЕ, прибытие миротворцев в зону конфликта совсем не обязательно".
С одной стороны, внезапное желание Киева увидеть "голубые каски" в Донбассе нельзя не приветствовать хотя бы потому, что это означает автоматический отказ от продолжения боевых действий и варварских обстрелов мирных жителей. Однако это же означает и фактическое нарушение минских договоренностей, поскольку "полицейская миссия Евросоюза" - формулировка, предполагающая широкую трактовку. Не говоря о том, что ввод миротворцев делает необязательным отвод тяжелой артиллерии вооруженных сил Украины.
Более чем красноречиво на инициативу Киева отреагировал постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин: "Только что достигнуты минские договоренности. Согласно этим договоренностям в Донецкой и Луганской республиках могут создаваться свои милиции, а наблюдение за районом разъединения будет проводить ОБСЕ. Надо разводить вооружения и не заниматься выдвижением инициатив. А когда, вместо того чтобы делать то, о чем договорились, начинают выдвигать какие-то схемы, то это, в первую очередь вызывает подозрения, что хотят развалить минские договоренности", - сказал российский дипломат.
На Украине растет число штабов
Кроме признания необходимости миротворческой миссии в Донбассе, СНБО Украины также одобрило внесение изменений в закон "О правовом режиме военного положения". Какими именно будут эти поправки, не детализируется. Можно только отметить, что, несмотря на регулярные угрозы введения военного положения (ВП), делать это на практике президент Порошенко по-прежнему опасается. Во-первых, это грозит социальным взрывом, поскольку, помимо прочего, ВП отменяет не только все конституционные свободы, включая свободу передвижения, но и право украинцев распоряжаться своей собственностью, включая банковские вклады. Во-вторых, военное положение делает президента Украины фигурой во многом декоративной, поскольку вся власть переходит к военным и секретарю СНБО.
Впрочем, Киев уже постепенно вводит элементы военного положения в жизнь украинцев. Военнообязанным мужчинам ограничена свобода передвижения, активно "мобилизуется" на нужды "антитеррористической операции" автотранспорт частных и государственных предприятий, а недавно Верховная рада ввела для украинцев и "квартирную повинность", обязав их принимать к себе на побывку военных и национальных гвардейцев по ордеру из милиции или военкомата.
Наконец, СНБО создало еще один орган военного руководства дополнительно к Генеральному штабу (ГШ) ВСУ - так называемый Военный кабинет, куда войдут "руководители страны и силовых блоков органов власти". Полномочия этого "кабинета" и вопросы подчиненности также не разглашаются. Одновременно с этим видные "комбаты" и нацисты объявили о создании в Днепропетровске собственного, параллельного военного штаба, который будет руководить 13 "добровольческими" батальонами. Таким образом, на Украине уже создано три центра принятия военных решений, подчиняющихся разным людям.
Очевидец рассказал о ситуации в Дебальцево
Дозвониться в Дебальцево сейчас практически невозможно. Корреспондент "РГ" поддерживал связь с отправившимся в город машинами МЧС ДНР, но на подъезде к городу сигнал оборвался. Между тем из Дебальцево приходит противоречивая информация. По одним данным, город зачищен, по другим, там продолжается стрельба.
- Полную картину происходящего получить сейчас очень сложно, - рассказывает о ситуации в Дебальцево и его окрестностях депутат Народного совета ДНР Борис Литвинов. - Обстановка быстро меняется. А со связью в том районе очень плохо: практически не работает ни мобильная, ни стационарная. Во-первых, украинские войска уничтожили станции связи, вышки и оборудование. А во-вторых, там действует мощная система подавления связи. Так что неудивительно, что вы не дозвонились
Что известно наверняка о происходящем в Дебальцево?
Борис Литвинов: Точно известно, что над городом поднят флаг ополчения. Известно, что ополченцы контролируют около 90 процентов города. И это как минимум. То есть город практически зачищен. Однако боевые действия там еще не закончены. В некоторых зданиях и укрепленных пунктах еще сопротивляются рассеянные украинские подразделения. Им было предложено сдать оружие, но, к сожалению, не все согласились сделать это. К тому же "котел" обстреливают снаружи.
А предпринимала ли украинская сторона новые попытки выхода из окружения?
Борис Литвинов: Совсем недавно мне сообщили, что был прорыв силовиков в сторону Светлодарска. Очень жестокий, с большим количеством жертв. Может быть, даже кому-то и удалось вырваться из окружения, но украинская сторона понесла при этом очень большие потери. Но опять-таки это пока не подтвержденная информация.
Удалось ли эвакуировать хоть какое-то количество гражданского населения из Дебальцево?
Борис Литвинов: Да. Эвакуация проходила. Причем в обе стороны - как на украинскую территорию, так и на территорию ДНР. При этом если мы предоставляем жителям Дебальцево временное жилье, продукты, предметы первой необходимости и оказываем медпомощь, на украинской стороне беженцев бросают на произвол судьбы.
Людей вывозили в Артемовск, высаживали на площади и уезжали. Дальше они были предоставлены сами себе. Если женщинам с детьми еще хоть немного помогали устроиться, то остальные должны были заботиться о себе сами. Есть примеры, когда беженцы, выехавшие в Артемовск и помыкавшиеся там, потом разными путями перебирались на нашу сторону, потому что здесь людям оказывают реальную помощь.
А в каком положении сейчас находятся люди, оставшиеся в Дебальцево, и много ли их?
Борис Литвинов: Сколько их - точно не знает никто. А насчет того положения, в котором они оказались… Сами посудите: в городе уничтожена инфраструктура. Нет ни света, ни газа, ни отопления. Нет связи с внешним миром. Нет даже воды. Не то что питьевой - вообще никакой. Нет продовольствия. Не работают экстренные службы. На улицах - завалы, подбитая техника, трупы, много трупов. Люди напуганы, прячутся в подвалах.
Было объявлено, что с 19 февраля в Дебальцево начинаются восстановительные работы.
Борис Литвинов: Там только назначили главу администрации. Восстановительная работа в такой ситуации начинается с того, что выясняется ситуация, сложившаяся в городе. В каком состоянии он находится, что происходит, сколько жителей осталось и кто они. Есть ли среди них врачи, пожарные, работники других экстренных служб. Есть ли оборудование в больницах. Насколько сильны повреждения инфраструктуры и с чего нужно начинать восстановление. Параллельно с этой ревизией и учетом населения, нужно расчищать улицы от завалов и убирать трупы. И, конечно, нужно накормить оставшихся жителей.
Им предоставляется гуманитарная помощь?
Борис Литвинов: Конечно. Из Горловки и Енакиево - то есть оттуда, где поближе, везут свежевыпеченный хлеб, из Донецка доставляют воду и продовольствие. Помимо хлеба людям ведь нужно дать что-то еще. Хотя бы кусок сала, хотя бы миску каши. В первую очередь решаются эти первостепенные задачи. Хотя даже доехать до Дебальцево и доставить туда гуманитарный груз сейчас непросто. Расстояние от Донецка до Дебальцево около 80 километров. Дорога разбитая, мосты разрушены. Проехать по обычному маршруту уже не получится. Нужно знать объездные пути. Я, например, их знаю. Многие не знают. И при этом дорога на Дебальцево до сих пор небезопасна: время от времени ее обстреливают.
А какое отношение у жителей Дебальцево к бойцам ДНР?
Борис Литвинов: К ополченцам они относятся хорошо. Постепенно выходят из укрытий и подвалов, получают продукты и воду. Только в тех районах, где еще идут перестрелки, люди прячутся.
А как, по-вашему, когда стрельба в Дебальцево стихнет окончательно и ситуация в городе прояснится?
Борис Литвинов: Думаю, на это потребуется еще хотя бы два-три дня. А пока... Да что там говорить! Пока даже в Донецке стреляют. Вот сейчас мы с вами разговариваем, а в Донецке тоже идет стрельба. Причем не просто стрельба: судя по звуку, работает тяжелая артиллерия. "Смерчи" и "Ураганы". Вот такое у нас перемирие.
Между тем
Глава Донецкой народной республики Александр Захарченко заявил о завершении операции по зачистке Дебальцево. При этом, по его данным, потери украинской стороны составили 3-3,5 тысячи убитыми.
- Украина в Дебальцевском "котле" потеряла свои лучшие подразделения. 128-я горно-пехотная бригада, о выходе которой говорил Порошенко, практически вся уничтожена. То же самое касается и Восьмого полка спецназа и всех остальных подразделений ВСУ и нацгвардии, воевавших в Дебальцевском "котле". Количество техники, которую потеряла Украина, не поддается описанию. Трофеи просто сумасшедшие, боеприпасы мы забирали вагонами, как в Дебальцево, так и в Углегорске, - сказал Александр Захарченко.
В Дебальцево уже назначен глава городской администрации. Им стал Александр Афендиков. Кроме того, создана рабочая группа по восстановлению Дебальцево.
- Мы разворачиваем четыре пункта временного размещения, которые будут обеспечены светом, питанием, медпомощью. Люди смогут там обогреться, получить пищу. Также определены места для тех, кто захочет выехать из Дебальцево и разместиться в городах ДНР. Наша главная задача создать и возобновить деятельность экстренных служб, поскольку украинская сторона вывезла из города службы спасения и медслужбы, технику и оборудование, - сообщил министр МЧС ДНР Алексей Кострубицкий.
Он также отметил, что, по предварительным данным, в Дебальцево осталось не менее пяти тысяч мирных жителей, которых "просто бросили и забыли".
- Будем восстанавливать места для временного размещения, пункты питания и места проживания. Также будут открыты центры гуманитарной помощи населению и финансовой помощи пенсионерам и малообеспеченным гражданам, - пообещал новый мэр Дебальцево Александр Афендиков.