Море поглотило самолет
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Светлана Самоделова. МК Московский Комсомолец
На месте падения самолета Boeing 737 Max 8, который выполнял рейс JT-610 из Джакарты в индонезийский город Панкалпинанг, и рухнул спустя 13 минут после взлета в Яванском море, продолжается поисковая операция. Уже ясно, что все 189 человек, находящиеся на борту, погибли. О том, что могло произойти на борту, и возможно ли было посадить самолет на воду, мы поговорили с пилотом Владимиром Сальниковым, кто в качестве командира налетал безаварийно на «Ил-96-300» более 20 тысяч часов.
– Самолет пропал с радаров через 13 минут после взлета. За это время он должен был набрать высоту порядка 5 - 6 тысяч метров. Но, согласно официальным сообщениям, поднялся всего на 1600 метров. Это крайне мало, значит двигатели не выдавали необходимую тягу.
– По какой причине?
– Первая из возможных причин, это отказ одного из двигателя. Вторая, это некондиционное топливо. Двигатель работал, но не выдавал нужной тяги. Произошел помпаж (нарушение правильного течения воздушного потока через турбину турбореактивного двигателя. Проявляется сильной вибрацией, хлопками, появлением дыма и падением тяги. - Авт.)
Помпаж может еще произойти, если они на взлете «поймали» в оба двигателя по птице. Это могли быть или крупные чайки, или пеликаны. Могло быть, что поврежденными оказались и один двигатель, и другой.
Мне кажется странным, если у них это происходило, то почему они за эти 13 минут не передали никакой информации диспетчеру. Всего-навсего нужно было не продолжать полет, а тут же развернуться и произвести заход на посадку.
– По сообщению главы авиакомпании Lion Air, которой принадлежит воздушное судно, накануне, когда самолет прилетел из Денпасара в Ценкаренг, у него были обнаружены технические проблемы. Перед вылетом в следующий рейс, они были устранены. Boeing 737 Max 8 был признан исправным.
– Это как-раз может быть связано с работой двигателя. По идеи, самолет на одном двигателе должен лететь, и даже набирать высоту. Скороподъемность будет меньшая, но он все — таки должен набирать высоту. И, во всяком случае, не 1600 метров, а где-то 2500 метров.
– Экипаж мог посадить самолет на воду?
– На тренажерах мы эти действия отрабатываем. Но это симулятор, а в реальности все сложнее, вода - несжимаемая. За последние 70 лет было только два удачных случая, когда самолет приводнился и все остались целы. Первый, когда 21 августа 1963 года пилоты смогли посадить Ту-124 на Неву. После взлёта экипаж обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Они вырабатывали топливо. Над самым центром Ленинграда у самолета заглохла сначала одна, а потом и вторая турбина. Летчикам ничего не оставалось, как попытаться посадить самолет на воду. Приводнились удачно. Никто из 45 пассажиров и 7 членов экипажа не пострадал. Второй случай произошел 15 января 2009 года. Самолет Airbus A320-214 после взлёта столкнулся со стаей канадских казарок и у него отказали оба двигателя. Экипаж смог посадить самолёт на реку Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на его борту 155 человек выжили.
Все остальные попытки посадить самолет на воду закончились катастрофой.
– Представитель агентства по преодолению чрезвычайных ситуаций Индонезии сообщил, что топливный бак самолета был обнаружен разбитым и взорванным, он протекал.
– Инженеры и конструкторы сделали все, чтобы предотвратить детонацию паров керосина, которые находятся в топливном баке, чтобы избежать пожара. Там находится газо-воздушная смесь, которая не дает баку взорваться. Когда топливо уже вылетело из баков, соприкоснулось с воздухом, кислородом, вот тогда оно может воспламениться. А если топливо остается в баке и емкость не нарушена, то взрыва быть не должно.
– По некоторым данным, на предыдущем полёте система выдавала пилотам сигнал «air speed unreliable» - «неправильные показания скорости».
– Приборы - указатели скорости - есть и у командира, и у второго пилота. Есть еще и резервные указатели скорости. Все они должны показывать одну и ту же скорость. Если есть расхождение, надо проверять все приемники полного давления, приемники статического давления. Тем более, что сейчас все это происходит через компьютеры. И надо выяснять, какой из этих приборов выдает неправильную информацию. Летчики этому обучены. Они знают, как действовать, если в полете выскакивает такая информация.
– Экипаж мог допустить ошибку?
– Могли исключить из контроля полета исправный прибор, а обращать внимание, ориентироваться на неисправный прибор. В этом случае, могли потерять скорость и свалиться в штопор. Но на современных самолетах есть дополнительные средства, которые подсказывают летчику, что он может выйти на критические углы атаки и свалиться в штопор. Я не думаю, что ситуация развивалась подобным образом.
– Версию теракта не стоит сбрасывать со счетов?
– Мог быть и теракт. Но в этом случае у экипажа не остается времени, чтобы как — то сигнализировать, сообщить об аварийной обстановке на борту. А тут экипаж успели запросить возвращение в аэропорт вылета. Для приоритетного захода на посадку есть специальные условные сигналы. Но они в общем-то успели довольно далеко улететь от аэропорта. На мой взгляд, решение о возврате нужно было принимать раньше. Зачем куда — то лететь на неисправном самолете? Когда есть возможность развернуться и произвести посадку на аэродроме вылета.
Согласен с коллегой и заслуженный пилот России Юрий Сытник:
– Самолет совсем новый, летает только с августа месяца. Скорее всего, причина катастрофы в неисправности двигателя. Или что-то могло произойти с управлением. Они уже начали разворачиваться, могли с кем — то столкнуться. Ясно одно, полет был управляемым, пилоты были в нормальном состоянии.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.