Введение НДС для зарубежных онлайн-ритейлеров грозит ростом расходов федерального бюджета из-за администрирования налога, серыми каналами ввоза товаров в страну и возможным уходом с рынка зарубежных онлайн-ритейлеров, предупреждает вице-премьера Аркадия Дворковича Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ). По мнению ее членов, среди которых eBay, DPD и Pony Express, вместо НДС следует вернуть в РФ практику налога с продаж на уровне 8-10%. Против выступают отечественные ритейлеры, по-прежнему настаивая на НДС для иностранных конкурентов. Но, даже если последним удастся убедить правительство, долгосрочное совмещение НДС и налога с продаж вряд ли возможно. Это конкурирующие концепции, и их сосуществование будет играть на руку сторонникам общего отказа от НДС, среди которых был и господин Дворкович.
В минувшую пятницу президент НАДТ (объединяет 17 российских и международных компаний, работающих на логистическом рынке, в том числе eBay, DPD, Pony Express, PickPoint, Hermes, Boxberry и др.) Александр Иванов направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо (копия есть у "Ъ"), в котором предупреждает о негативных последствиях введения НДС для международных торговых онлайн-площадок. Представитель Аркадия Дворковича Алия Самигуллина говорит, что документ еще не получен.
Президент Владимир Путин в ноябре поручил правительству до нового года проработать возможное введение НДС и таможенных пошлин для зарубежных интернет-магазинов. По мнению НАДТ, в случае введения НДС для большинства иностранных интернет-компаний российский рынок перестанет быть интересным. По расчетам ассоциации, это приведет к дальнейшему снижению доли России в глобальной интернет-торговле (сейчас это $13 млрд из $1,67 трлн). "Так уже произошло в Бразилии, откуда ушли мировые игроки, в том числе Alibaba и eBay",— напоминают авторы письма.
В ассоциации добавляют, что введение НДС приведет к резкому росту бюджетных расходов в связи с необходимостью администрирования налога. Там утверждают, что во всех странах расходы на собираемость аналогичных налогов значительно превышают их суммы. "Так страны ЕС несут совокупные потери €32 млрд, США — $50 млрд, это данные за 2014 год, сейчас суммы издержек, наверное, много больше",— говорится в письме. Кроме того, НАДТ обращает внимание на риск появления большого количества черной или серой почты, то есть ввоза товаров в Россию через страны Таможенного союза и Китай в обход традиционных каналов.
Вместо НДС НАДТ предлагает ввести для зарубежных онлайн-ритейлеров налог с продаж, ограничив его невысоким барьером: например 8%, как в Японии, или 10%, как в Австралии. Возврат налога с продаж, в последний раз действовавшего в России до 2004 года, обсуждается не первый раз. Так, летом 2014 года соответствующий законопроект вносил в правительство Минфин. Но тогда против его возвращения выступил сам бизнес, и спустя месяц правительство отказалось от этой идеи. Также ассоциация призывает пересмотреть другое, уже действующее ограничение: по мнению НАДТ, более целесообразным был бы порог беспошлинного ввоза на уровне €200 за отдельную посылку, а не €1 тыс. в месяц, как сейчас. В своих расчетах альтернативных мер НАДТ ориентировалась на консультации с экономистами РАНХиГС и ВШЭ, сообщил "Ъ" Александр Иванов.
Поэтапное снижение порога вместе с введением адекватного налога с продаж выглядит "эффективным и понятным для бизнеса и потребителя" решением, считает вице-президент по развитию LeEco по России и Восточной Европе Алекс Васильев. Он также приводит в пример опыт Австралии, где, по его словам, на переходный период заложили полтора года и установили уровень налога с продаж на отметке 10%. При этом беспошлинный лимит там "один из самых высоких в мире — 1 тыс. австралийских долларов (около 48 тыс. руб.— "Ъ") за посылку".
С предложениями НАДТ предсказуемо не согласны в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объединяющей крупнейших отечественных онлайн-ритейлеров и лоббирующей введение НДС для иностранных участников рынка. В АКИТ указывают, что механизм НДС-регистрации признан в мире и записан в плане BEPS ("План по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения"), ратифицированном Россией. "В этом плане НДС-регистрация обозначена как главный и правильный метод здоровой конкуренции между местными и иностранными интернет-магазинами",— заявил "Ъ" представитель АКИТ.
Кроме того, уплата иностранными онлайн-ритейлерами НДС позволит государству получить около 300 млрд руб. в первые три года действия этого механизма, оценивают в АКИТ.
При этом введение механизма НДС-регистрации возлагает основную административную нагрузку за соответствие налоговому законодательству на интернет-магазины из иностранных юрисдикций, обращает внимание старший консультант по юридическим вопросам KPMG Андрей Грачев. "Из материалов BEPS следует, что такой подход является "более прогрессивным и справедливым в распределении государственных и частных расходов на администрирование"",— указывает он. Значит, вряд ли бюджетные расходы в этом случае вырастут многократно, резюмирует юрист. Что касается установления порога беспошлинного ввоза €200 на посылку, то этот шаг "абсолютно не повлияет на текущую кризисную ситуацию", уверены в АКИТ, отмечая, что большинство посылок, приходящих в Россию, стоят меньше этой суммы. "Сегодня офшорная торговля перетянула на себя более 35% рынка, и, если тенденция будет продолжаться, к 2018 году мы не увидим российского e-commerce вообще",— категоричны в ассоциации.
НАДТ выбрала чрезвычайно верного адресата своего письма — вице-премьер Аркадий Дворкович не раз высказывался в пользу общей замены в налоговой системе НДС налогом с продаж (НСП). Хотя в данном случае речь идет только об интернет-торговле и только с иностранными операторами на достаточно быстро глобализующемся рынке интернет-торговли, где затруднено определение юрисдикции компании-поставщика и, напротив, легко и юридически достоверно фиксируются сами продажи, доля "зоны налога с продаж" будет в перспективе расти быстрее, чем "НДС-зона", в которую по определению входят все российские поставщики товаров и услуг. В случае с онлайн-ритейлом, быстро вытесняющим офлайн-продажи во всем мире из привычных ниш, для правительства России инициатива НАДТ — видимо, последняя возможность инициировать процесс замены НДС НСП. Налоговые органы в РФ с 2015 года достаточно эффективно отслеживают потоки НДС внутри юрисдикции РФ, и в будущем аргумент о лучшей собираемости НСП в интернет-продажах, в отличие от НДС, потеряет силу. Европейский по происхождению НДС и распространенный в США НСП — конкурирующие концепции, и долгосрочно сосуществовать в единой экономике РФ они вряд ли смогут.