Из 10 млн граждан Таджикистана в Россию перебрались 3 миллиона – фактически все трудоспособные мужики. Похожая картина с киргизами, но те едут вообще целыми семьями. Теперь их правительства вознамерились проверять, как им живётся в России. Кто бы ещё проверил, как живётся россиянам с ними!
Про треть Таджикистана в России – не гипербола, это свежие данные Института демографических исследований ФНИСЦ РАН. Правду сказать, таджики не часто перебираются в Россию целыми семьями в отличие от киргизов, осваивающих предоставленную им по закону возможность пользоваться российскими программами социальной поддержки. Они точно так же, как россияне, получают «детские» за рождение ребёнка, банки запросто выдают им крупные суммы в кредит, а среди семейных киргизов почти нет бездомных, снимающих жильё – у подавляющего большинства оформлена ипотека. И вот теперь из Киргизии и Таджикистана в Россию нагрянут проверяющие, причём не только в столицу, но и в другие крупные города. Интересно, что будет, если они выяснят, что их согражданам здесь неуютно? Заберут их обратно? К слову, со дня на день РФ собирается открыть границу с Северной Кореей. Видимо, корейцы должны заменить среднеазиатских мигрантов?
Твоя моя не воевать!
Сообщения о надзоре за трудовыми мигрантами в России выглядит как шантаж со стороны Бишкека и Душанбе. И у этого шантажа имеется информационный повод – предложение выдавать иностранцам российские паспорта одновременно с постановкой новообращённых на воинский учёт, озвученное главой президентского Совета по правам человека Валерием Фадеевым. «Новые граждане России должны иметь не только права, но и обязанности, рассуждает правозащитник. Практически всегда, получив паспорт, они даже не думают встать, как положено, на воинский учёт. А это неправильно». А тут ещё новости из Петербурга – там полиция устроила облавы на мигрантов, получивших российские паспорта. Проверяли, все ли встали на воинский учёт, сообщило местное ГУ МВД. За два дня проверили 100 человек – ни один не встал! Сообщают, что аналогичные облавы проводятся и в других крупных городах. С тем же результатом. И тут уж не стали отмалчиваться рупоры национальных диаспор. «Трудовые мигранты из Средней Азии не готовы идти служить в Российскую армию и участвовать в специальной военной операции», – категорично заявила исполнительный директор Межнационального информационного центра по Свердловской области Нурзида Бенсгиер. И уточнила, что же их останавливает. Это её уточнение тянет на откровение: «Возможно, некоторых, имеющих два гражданства, останавливает то, что ряд дипломатических миссий провели закрытые встречи с соотечественниками, на которых сообщили о недопустимости участия в СВО, предупредив об ответственности за участие. Например, до 15 лет лишения свободы в Таджикистане». Вот это да! Это точно дружественные страны?
А знаете, чего вознамерились добиваться аудиторы из Таджикистана и Киргизии? Чтобы вместо призыва в СВО мигрантов с российскими паспортами брали служить… в МВД! Раз в полиции недокомплект кадров и речь как бы о тысячах вакансий – примите на работу своих новых граждан. Чтобы было кому прикрывать диаспоры в органах правопорядка? Только за январь – март 2023 года гражданство России получили 106 тыс. человек, из них 44 тыс. – таджики и примерно столько же – киргизы. При таком наплыве украинцы смогли оформить лишь 22 тыс. паспортов. Между тем на недавнем всероссийском селекторном совещании первый заместитель министра внутренних дел Александр Горовой определил противодействие незаконной миграции и профилактику преступности среди мигрантов из Средней Азии как приоритетные для полиции вопросы. А вот ещё, что называется, история «в тему», поведал её глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Сегодня действует норма, согласно которой иностранные граждане, подписавшие контракт с Минобороны на участие в СВО, получают вид на жительство (ВНЖ) в упрощённом порядке – вместе с членами их семей. Но, по-видимому, с процедурой что-то пошло не так, ибо на днях в Минобороны решили «переиграть». В случае досрочного расторжения контракта иностранца и членов его семьи лишают льготного ВНЖ. Оказалось, что таджики, узбеки и киргизы, подписав контракт, тут же его расторгают – буквально сразу после получения ВНЖ. «Вот Минобороны и решило, следуя логике, закрыть для ушлых мигрантов лазейку в наше светлое будущее», – резюмировал Кабанов. Определённо мигрантскую вольницу сворачивают.
Почему мигранты выбирают Россию?
На прошлой неделе ВЦИОМ опубликовал статистику касательно отношения россиян к трудовой миграции из Средней Азии. Согласно опросу, почти каждый второй россиянин (47%) убеждён, что мигранты – положительное для нашей страны явление. Обратного мнения придерживаются лишь 40% респондентов. Можно ли предположить, что появлению опроса способствовали те же фигуры, которые теперь угрожают оттоком мигрантов из России из-за девальвации рубля? Мол, не поднимете мигрантам зарплаты – они все уедут в другие страны! Но так ли это на самом деле?
Похоже, что ехать мигрантам некуда. В Узбекистане, Киргизии и Таджикистане жизнь лучше, увы, не становится. Так что вернуться домой – это не вариант. «В страны Запада так просто не сунешься, нужна виза, – разъясняет публицист Павел Пряников. – К тому же там не говорят по-русски, а других языков мигранты не знают». В страны Персидского залива, по словам Пряникова, среднеазиаты не едут по другой причине – там процветает кафала. Это такая «система опеки» мигрантов. «Предоставляя проезд, визу и регистрацию нанятому лицу, работодатель, по сути, получает неограниченную власть над работником, отбирая у него документы и запрещая выезжать за пределы рабочих посёлков. Ещё одной причиной, по которой таджикские мигранты не хотят работать в странах Залива, является низкая зарплата мигрантов по сравнению с Россией. Около половины мигрантов в Катаре согласны работать за 400 долларов в месяц, при этом после всех вычетов на руки выходит в среднем по 200–250 долларов. Страны Залива платят большие деньги только квалифицированным специалистам», – пишет он. А в России мигранту из Средней Азии платят порядка 800–900 долларов, а нередко и больше. «Для меня было откровением, – признаётся Пряников, – что цены на еду в России ниже не только, чем в странах Залива, но даже чем в Таджикистане! В 1,5, а то и в 2 раза – на молоко, сахар и мясо. Если принять во внимание, что средняя зарплата в Таджикистане порядка 140 долларов, совершенно очевидно, что подавляющее большинство населения находится в очень сложной продовольственной ситуации».
И ещё один немаловажный момент. Если трудовой мигрант в странах Залива рискнёт напасть на местного жителя (что в России происходит сплошь и рядом), ему грозит немедленное выдворение. Но сначала нарушителя общественного порядка ждёт унизительная порка, нередко публичная – 20 ударов кнутом. В интернете есть видео, и его наверняка изучили все трудовые мигранты из Средней Азии поголовно. Наказание весьма болезненное. И определённо незабываемое.
«Не хотят так – не будет никак»
Стало быть, мигрантам остаётся набивать себе цену. «Из России может уехать до трети трудовых мигрантов из-за ослабления курса рубля и, как следствие, снижения доходов, – пугает глава узбекской диаспоры Москвы Бахром Исмаилов. – Уже половина диаспоры думает, как уехать, и только 25% не собираются уезжать». «Все эти заявления, к сожалению, лишь домыслы и манипуляции, – уверяет Кирилл Кабанов. – Или, правильнее сказать, нагнетающие страшилки. При любом раскладе жизнь в России для мигранта желанней возвращения к себе на родину. Едет-то кто большей частью? Наименее образованные и беднейшие выходцы из кишлаков. Я считаю, поток мигрантов в нашу сторону даже может подрасти».
Звучат и другие мнения. «Вряд ли приезжие из Средней Азии работают на пятидневке, оформленные как положено, – высказывает своё мнение военкор Роман Сапоньков. – Вопрос: а зачем нам такие граждане? Нарисовать красивые цифры в статистике, типа мы вымираем не так стремительно, вон сколько эти новые граждане родили детей?!» А вот что пишет философ Александр Дугин: «Есть сценарий для таджиков – прекрасного древнего иранского народа. Все учат русский язык, наизусть читают Блока и Клюева, принимают святое православие, крестят детей, венчаются, постятся и доблестно защищают Родину в СВО. Потом возвращаются с фронта и идут работать. Не хотят так – не будет никак».