Инфраструктурные отрасли РФ уже потеряли в результате распространения COVID-19 1,26 трлн руб., а по итогам пандемии эта цифра превысит 2 трлн руб., оценили в InfraOne Research. Размер убытков зависит от того, введут ли второй этап ограничений, полагают аналитики. В наиболее тяжелом варианте, если повторные ограничения окажутся по масштабу аналогичными весенним, потери инфраструктурных отраслей достигнут 3,2 трлн руб. Однако вероятность такого исхода эксперты оценивают относительно невысоко, на уровне 15%. Оптимистический сценарий с шансами 55%, предполагает восстановление доэпидемических показателей к второму—третьему кварталу 2021 года.
Потери российских инфраструктурных компаний от COVID-19 на конец июля достигнут 1,26 трлн руб., что сопоставимо с месячным доходом сектора, подсчитали в InfraOne Research. Около 66% этой суммы, или 833 млрд руб., приходится на транспортную инфраструктуру, доля которой в общих потерях планомерно растет (в мае составляла 63%).
Основной пострадавший по-прежнему — авиатранспорт: потери авиакомпаний от падения пассажиропотока составили 423 млрд руб., снижение доходов аэропортов — 80 млрд руб. Сектор лишился почти трети годовой выручки, отмечается в исследовании. По оценке Института экономики транспорта ВШЭ, прямые убытки российских авиакомпаний от карантина составят не менее 200 млрд руб., при этом госсубсидии (23,4 млрд руб. на 1 июня) недостаточны ни для сохранения конкурентной среды, ни для поддержания работы отрасли.
На железнодорожном транспорте (потери — 105 млрд руб.) наблюдается рост пассажиропотока при продолжающемся падении погрузки, отмечают аналитики InfraOne, «и если первое в основном зависит от снятия режима ограничений, то последнее тесно связано с экономической ситуацией в стране в целом». Погрузка ОАО РЖД в январе—июне упала на 4,5%, грузооборот — на 5,6%, перевозки пассажиров — на 34,1%.
ИПЕМ оценивает потери грузового железнодорожного сегмента за март—июнь в 73,2 млрд руб. Это совокупное влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры и пандемии коронавируса. При этом, отмечает заместитель гендиректора института Владимир Савчук, вклад коронавируса в потери операторов (11,4 млрд руб. в июне) относительно выше, чем в потери ОАО РЖД (5 млрд руб.).
Городской пассажирский транспорт, отмечают в InfraOne, стремительно восстанавливает показатели. И хотя суммарные потери наземного транспорта, метрополитена, такси и каршеринга на конец июля превысили 177 млрд руб., с апреля их доля в общем показателе по транспорту заметно упала — с 20% до 7%.
Аналитики отмечают рост количества пострадавших отраслей: наблюдается ухудшение в автомобильных грузоперевозках, и с мая растет объем упущенных доходов на водном транспорте. «Сфера речных пассажироперевозок, которую еще в апреле мы считали нейтральной к режиму ограничений, по итогам июля может оказаться одной из самых пострадавших»,— поясняют в InfraOne, ожидая, что недополученная выручка компаний в силу сезонности их работы достигнет к этому моменту 32,7% от годовой, и ситуация будет лишь ухудшаться.
Общие потери инфраструктурного сектора от COVID-19, по оценке InfraOne, могут при негативном сценарии превысить 3 трлн руб. Оптимистический сценарий (2 трлн руб.), вероятность которого аналитики оценивают в 55%, предполагает восстановление доэпидемических показателей к второму—третьему кварталу 2021 года. Умеренно-пессимистический сценарий, с потерями 2,7 трлн руб., предусматривает второй локдаун среднего масштаба (не продолжительнее шести недель по срокам и затрагивающий не более 50% населения), а критический предполагает масштабную вторую волну ограничений, по охвату и срокам (свыше двух месяцев) сопоставимую с весенней.
В последнем случае потери инфраструктуры составят 3,2 трлн руб., упущенный доход авиаотрасли может превысить 72% годовой выручки, а в спортивной и культурной инфраструктуре приблизиться к 90%. Однако InfraOne оценивает вероятность этого сценария лишь в 15%. Признаком его наступления может быть всплеск заболеваемости коронавирусом в РФ, пишут аналитики, и выявление свыше 11,6 тыс. случаев в сутки (майский рекорд; сегодня — порядка 5,85 тыс.). Однако такой угрозы на горизонте третьего квартала они не видят.