«Короли отечественного ретейла» всё больше загоняют людей из привычных магазинов в супердешёвые дискаунтеры. Особый цинизм ситуации в том, что торговые точки для самых бедных приносят огромные прибыли, которые легко могут утекать на офшорные счета.
Еда оставалась значимой статьёй расхода в бюджете россиян с самого начала эпохи капитализма. В последние годы средний россиянин тратил на продукты около 30% бюджета. В этом аспекте на международной арене Россия выглядела не так уж плохо. Конечно, граждане экономически благополучных европейских стран могли себе позволить больше: на еду у них уходило всего около 15% трат. И всё же на постсоветском пространстве Россия смотрелась явным фаворитом. Однако с каждым годом картина становилась менее радужной, если присмотреться к деталям. По данным за 2020 год, 71% россиян тратили на еду более половины своего дохода. Вряд ли ситуация с тех пор сильно изменилась в лучшую сторону. Более того, в прошлом году аналитики отметили, что люди стали ещё старательнее экономить на еде. 37% граждан покупают только самое необходимое, 41% ищут на полках товары со скидками, 61% закупаются в «магазинах низких цен».
Похоже, что для таких торговых точек начинается эпоха расцвета. По данным NielsenIQ, в структуре розничных продаж на офлайн-рынке России в 2023 году на них приходится уже 64% товарооборота. При этом растёт и количество таких магазинов. Только за семь месяцев 2023 года число дискаунтеров FMCG-сетей увеличилось более чем на 2 тыс., подсчитали в «Infoline-Аналитике». И у этого процесса могут быть неожиданные последствия.
Добро пожаловать!
То, что в народе назвали «нищемаркетами», специалисты именуют «жёсткие дискаунтеры». Нишу собственно «дискаунтеров» по-прежнему занимают «Магниты» и «Пятёрочки», которые магазинами низких цен называть уже мало кто рискует. Изменилось и восприятие качества товаров. Помните, лет пять-шесть назад многие граждане воротили нос от консервов, колбас и полуфабрикатов из «Магнитов» и «Пятёрочек»? Теперь же товары из этих далеко не премиальных торговых сетей служат чуть ли не эталоном качества для покупателей в жёстких дискаунтерах «Дикси», «Чижике» или «Светофоре».
Впрочем, напрямую сравнить соотношение цен и качества не получится. В жёстких дискаунтерах, как правило, продаются товары под уникальными марками и в непривычной по размеру упаковке. С одной стороны, большую упаковку делают для снижения цены за грамм. С другой – взять немного на пробу не получится. В чём выгода владельцев сетей? Так обеспечиваются объёмы продаж товаров сомнительного качества.
Магазины такого формата снижают и стандарты качества обслуживания. В торговых залах, как правило, нет продавцов, которым можно задать вопросы. А само торговое помещение больше напоминает склад – без ремонта, без витрин, с плохо вымытыми полами… Похоже, новый формат торговли вызывает и деградацию качества в пищевой промышленности. Жёсткие дискаунтеры заказывают у производителей продукты специально для себя. Главное требование – убийственно низкая цена. Технологи-пищевики не ломают голову над тем, как сделать продукт вкуснее, полезнее, лучше, чем у конкурентов. Нужно просто заполнить упаковку максимально дешёвыми ингредиентами.
Появление таких магазинов могло бы выглядеть как элемент здоровой конкуренции на рынке продуктов, если бы за торговыми сетями разных форматов не стояли одни и те же бенефициары (см. Кто в выгоде).
Потому магазинов низких цен каждый день становится всё больше, при этом цены продолжают расти. Создаётся впечатление, что владельцы торговых сетей под разными предлогами сокращают свои издержки и специально загоняют народ в сверхдешёвые магазины. В итоге качество жизни россиян ухудшается, как и социальное настроение.
Игра с цифрами
Одним из главных страхов россиян остаётся инфляция. Аналитический центр НАФИ и страховой дом ВСК перед Новым годом провели традиционный опрос: спрашивали, что людей беспокоит больше всего. На первом месте, как обычно, страх заболеть тяжёлой болезнью – об этом сообщили 30% опрошенных. Инфляция и рост цен оказались на второй строке, они пугают 27% респондентов. Получается, что страх заболеть раком пугает россиян чуть больше, чем подорожание продуктов! А вот ещё одна цифра: в конце прошлого года общий размер кредитов россиян достиг рекордного показателя в 34,8 трлн рублей. При этом закредитованность россиян растёт: 28,6% заёмщиков имеют больше трёх действующих кредитов, ещё 8,6% – больше пяти. Похоже, что это только цветочки.
Власти видели угрозу ещё несколько лет назад, но предотвратить её, как видно, не смогли. По итогам 2021 года Росстат заявил о росте продовольственной инфляции до 10,89%. «Чем меньше доход у человека, тем больше в его личной потребительской корзине занимают продукты, а значит, что инфляция бьёт по нему в первую очередь. Если мы её сейчас упустим, то пострадают наименее защищённые группы населения», – говорила тогда глава ЦБ Эльвира Набиуллина. В то же время было объявлено, что по итогам 2022 года ЦБ планирует вернуть продовольственную инфляцию к целевому уровню 4%. На практике получилось 10,29%. В прошлом году, если верить Росстату, продовольствие подорожало всего на 8,2%. Совпадение ли, но как раз в 2023 году Росстат изменил методику подсчёта инфляции. Так что теперь сложнее сопоставлять рост цен с прошлыми годами. Зато ЦБ сможет говорить о приближении инфляции к целевому уровню. Но изменит ли это на практике ситуация с ценами в магазинах?
Слишком много продавцов
Кажется, что цены в магазинах уже давно не определяются балансом спроса и предложения. Сейчас это скорее результат какой-то мутной игры, которую ведут ретейлеры. Наглядный пример – ситуация с солью. Аналитики Руспродсоюза подсчитали, что доля импортной соли в прошлом году на российском рынке составила 33,6%. Своей соли в России достаточно, но «торговые сети ставят на полки зарубежную соль либо продукцию компаний-перефасовщиков импортной соли вместо соли российских добывающих предприятий». Стоит ли напоминать, что импортная соль продаётся в разы дороже отечественной? Это такой удобный способ повысить финансовую отдачу с погонного метра на магазинной полке! А ведь памятны и случаи не очень понятного взлёта цен на гречку и подсолнечное масло. При том, что особых причин на то не было. И после публичной волны возмущения цены пошли на спад.
Неоднозначной остаётся ситуация и с прошлогодним подорожанием яиц. На прошлой неделе появилась новая версия произошедшего: ЦБ заявил, что причина яичной проблемы – вдруг возросший спрос со стороны фармацевтических компаний. Мол, яйца используются в качестве сырья при производстве вакцин от кори, паротита, краснухи и гриппа. А повышение спроса на яйца возникло из-за ухода с российского рынка иностранных фармпредприятий, что привело к необходимости «экстренного наращивания отечественных мощностей».
Видимо, не случайно в открывающихся один за другим жёстких дискаунтерах такой небольшой ассортимент и нет свежих скоропортящихся продуктов. Доброкачественной еды уже просто не хватает, чтобы заполнить все эти стеллажи и паллеты! Потому покупателям предлагаются суррогаты
Однако приводимые в докладе ЦБ цифры выглядят как-то неубедительно. На производство вакцин требуется 100–120 млн яиц в год, или около 0,2–0,3% общего выпуска, указывают финансисты. Получается, рост спроса мог составить доли процента. Неужели это могло стать причиной яичного коллапса? К тому же параллельно появилась информация: в России не хватает прививок от кори из-за дефицита яиц. Так куда же делись яйца? Уже есть данные Росстата за прошлый год: производство яиц выросло на 1,2%. К этому ещё надо прибавить экстренные поставки из соседних стран. Так, может, яйца никуда не делись, просто скорость их движения к прилавкам снизилась, а ценники под этим предлогом переписали? И что самое главное – яйца, предназначенные для вакцин, не идут в пищу, а обычные продуктовые яйца не могут быть использованы в производстве вакцин. Для этого используются яйца, отвечающие определённым параметрам, в том числе по биологической чистоте.
Впрочем, пока что на официальном уровне в создании яичной проблемы виновными назначены птицефабрики. ФАС возбудила дела в отношении четырёх предприятий в Кемеровской, Воронежской, Ивановской областях и ДНР. Сообщается, что эти компании «допустили рост оптово-отпускных цен на куриные яйца от 31 до 40% по сравнению с сентябрём при снижении средневзвешенной себестоимости продукции». Но к торговым сетям всё же остаются вопросы: зачем было закупать яйца у «жадных» птицефабрик, когда можно было поискать на рынке более выгодные предложения? Возможно, разгадка в том, что свободного рынка продуктов питания не осталось и всё давно поделено между монополистами?
Поглощение рынка
Потому у нас есть своя версия относительно того, почему стране вдруг перестало хватать яиц или куриного мяса. Дело в том, что торговые сети постоянно растут. Ежегодно в стране открываются тысячи новых магазинов. Так, менеджеры ретейлеров улучшают статистику, чтобы получить свои бонусы. И хотя продуктов производится достаточно для питания граждан, их просто не хватает на то, чтобы заполнить всё новые и новые торговые площади. Создаётся иллюзия дефицита, и появляется повод поднять цены. В этот сценарий отлично вписывается и история с нехваткой куриного мяса, когда Минсельхоз утверждал, что в производстве просадок нет (там сыграло роль ещё и увеличение числа ресторанов быстрого питания).
В условиях свободной конкуренции магазин с пустыми полками просто лишился бы покупателей и закрылся. Но, как часть огромной торговой сети, он продолжает спокойно работать. Да ещё и создавать поводы для повышения цен, пугая граждан и чиновников малым количеством товаров. Видимо, не случайно в открывающихся один за другим жёстких дискаунтерах такой небольшой ассортимент и нет свежих скоропортящихся продуктов. Доброкачественной еды уже просто не хватает, чтобы заполнить все эти стеллажи и паллеты! Потому покупателям предлагаются суррогаты. Чтобы заполнить прилавки магазинов, мясо, молоко, овощи, фрукты и крупы перерабатываются в какие-то консервы, колбасы и другие полуфабрикаты непонятного качества. Теперь, как видно, очередь дошла до курятины и яиц. Похоже, придётся привыкать к меланжу вместо глазуньи и паштету со вкусом курицы вместо окорочков. Либо придётся жёстко ограничивать число сетевых магазинов, которые, кажется, превратились в одну большую торговую монополию. Потому что у обычного покупателя вряд ли найдётся в его районе альтернатива крупному магазину – разве что такой же, только другой сети. Что это как не олигополия?
Кто в выгоде
Сеть жёстких дискаунтеров «Чижик» открыл в 2020 году холдинг X5, управляющий «Пятёрочками» и «Перекрёстками». Что примечательно: по итогам первого года работы средний чек в «Чижиках» оказался выше, чем в «Пятёрочках» (616,7 против 567,8 рубля). Так, в прошлом году холдинг явно сделал ставку на «нищемаркеты». Компания избавилась от гипермаркетов «Карусель» и притормозила рост сети относительно дорогих магазинов «Перекрёсток», сделав ставку на дискаунтеры и жёсткие дискаунтеры. «Пятёрочек» открыли 2144, «Чижиков» – 983. При этом продажи у «Пятёрочек» выросли на 17,3% год к году, а у «Чижиков» – в 3 раза! Да, отчётная точка у этих показателей была на разном уровне, но всё же очевидно, что потоки покупателей перетекают из привычных магазинов в жёсткие дискаунтеры. А их владельцы на этом богатеют. К слову, холдинг X5, претендующий на звание крупнейшего ретейлера России, по-прежнему остаётся иностранной компанией с пропиской в Нидерландах (в конечном итоге она входит в структуры, связанные с «Альфа-Групп»). Ещё прошлой весной президент компании Екатерина Лобачёва заявила, что не видит возможности осуществить редомициляцию в РФ. «Сейчас как в русской сказке: туда пойдёшь – без головы останешься, сюда – без руки, направо – без коня», – объяснила она. Правда, после начала СВО компания приостановила выплату дивидендов. Трудно сказать, вызвано ли это желанием инвестировать в России или тем фактом, что основные бенефициары «Альфа-Групп» попали под западные санкции и деньги могут быть просто-напросто заморожены в европейских банках. Но как бы там ни было, пока капиталы идут на то, чтобы расширять сеть своих супердискаунтеров.Похожим образом действует другой крупнейший игрок российского ретейла – холдинг «Магнит». В 2021 году он обзавёлся сетью жёстких дискаунтеров «Дикси». Сейчас в неё входит более 2 тыс. магазинов. Владеет ими кипрская DIXY Holding Limited. Она, в свою очередь, принадлежит структуре российского ПАО «Магнит». Почти 30% акций «Магнита» принадлежит Marathon Group, связанной с Александром Винокуровым, зятем главы МИД РФ Сергея Лаврова. Marathon Group, по некоторым данным, имела корни на Кипре. Сейчас конечный бенефициар ООО «Марафон Групп» засекречен.Наступающая на пятки X5 и «Магниту» «Лента» тоже пошла в формат дискаунтеров. Минувшей осенью холдинг присоединил к себе сеть «Монетка», которая насчитывает более 2 тыс. магазинов в Сибири и на Урале. «Монетка» считалась «мягким дискаунтером», но по сравнению с супермаркетами «Лента», которые метили в премиальный формат, она несомненно выглядит местом для экономного шопинга. Управляет сетью «Монетка» компания «РМ Групп». Теперь 99,9% долей в ней принадлежит ООО «Лента». Ранее такая же доля принадлежала кипрской Bontal Trading Limited. То есть можно предположить, что уплаченные за «Монетку» деньги ушли из России. Сумма сделки не раскрывается. Эксперты оценивают её в 65 млрд рублей. Основной акционер «Ленты» – подконтрольный стальному магнату Алексею Мордашову холдинг «Севергрупп».Типичный жёсткий дискаунтер – сеть «Светофор». По итогам 2020 года она стала самой быстрорастущей сетью супермаркетов в России, тогда сеть с выручкой около 200 млрд попала в топ-10 продовольственных ретейлеров страны. За 2022 год выручка группы компаний, по данным СМИ, составила уже более 409 млрд рублей. Однако финансовые показатели сети отследить очень трудно, поскольку она представляет собой конгломерат множества юрлиц, разбросанных по регионам. Торговую сеть называют одной из самых закрытых в России. О её основных владельцах – семье Шнайдер из Красноярска – толком ничего не известно. При этом магазины «Светофор» часто упоминаются в Сети в негативном ключе. К примеру, СМИ сообщали, что в прошлом году в Москве из «Светофоров» было изъято 14 тонн просроченных, фальсифицированных и неправильно хранящихся продуктов. Центр гигиены и эпидемиологии приостанавливал работу нескольких магазинов для устранения нарушений.Продавцом сети «Дикси» в сделке с «Магнитом» выступила зарегистрированная на Кипре компания Mercury Retail Holding PlС. После продажи «Дикси» она осталась владельцем другой крупной торговой сети – «Красное&Белое». По оценкам экспертов, алкомаркеты под этой вывеской занимают более 40% российского рынка алкоголя. По Сети гуляют слухи, что «K & Б», пользуясь своим масштабом, может заказывать у производителей специальные партии товара для себя, то есть качество вроде бы тех же самых напитков в разных торговых сетях может отличаться. Основной конкурент сети «Красное&Белое» – магазины «Бристоль». Однако обе сети имели общего хозяина – Mercury Retail Holding PlС. По данным СМИ, за кипрской компанией стояли три основных владельца – основатель бизнеса Сергей Студенников и два его партнёра – Игорь Кесаев и Сергей Кациев (они также известны как бенефициары группы «Мегаполис», крупнейшего в России дистрибьютора сигарет).