– 0:3 в «Лужниках» от Бразилии. Что это было?
– Первый тайм был нарядненький. За эти 45 минут поставлю положительную оценку, команда дала надежду. Мы довольно плотно и тактически грамотно сыграли в обороне, хорошо комбинировали, получались и выпады к чужим воротам. Понравилось, что никто не выпадал из командных построений. Вот такую игру нужно развивать. А после перерыва мало что получалось. Причем был довольно серьезный сбой.
– Этого я сказать не могу. Чтобы анализировать, нужно находиться внутри команды.
– Во втором тайме бразильцы забили три гола за 13 минут. Может, до этого они действовали не в полную силу?
– Нет-нет. Такого не может быть. Бразильские игроки тоже бьются за попадание в основу, это их имидж. Там все футболисты – серьезные профессионалы, они постоянно думают о будущем. Кто-то хочет улучшить контракт, кому-то нужно переходить в более серьезный клуб. Сейчас не те времена, когда одна команда обыгрывает другую вполноги. В первом тайме гости выкладывались точно так же, как во втором. А вот наши сбавили. Почему – не знаю.
– Я не большой любитель персональных оценок. Замечу только: у нас игроки обороны хорошие, старательные, но, к сожалению, без первого паса. А в современном футболе он много значит.
– Некоторые специалисты считают, что команде не хватает опорника «Локомотива» Игоря Денисова. Что скажете?
– Отвечу так: Станиславу Черчесову виднее. Не скажу, что Станислав мой воспитанник, но я к нему очень хорошо отношусь и его мнение уважаю.
«ЧЕРЧЕСОВ ПОСТОЯННО ИЗУЧАЛ СОПЕРНИКОВ»
– Вы долго тренировали Черчесова и в «Спартаке», и в сборной. Вам нравится, как он работает сейчас с национальной командой?
– Он делает правильные, единственно верные шаги. Есть у него костяк команды, игроки, на которых он твердо рассчитывает. Наверное, человек 6–7. Хотя журналистам, конечно, Станислав об этом рассказывать не будет. Но в то же время вижу, что он находится в поиске на некоторых позициях. Пробует найти оптимальные тактические схемы. Они меняются на каждую игру – соперники же разноплановые.
– У Черчесова-вратаря были видны задатки будущего тренера сборной?
– Он был вдумчивым футболистом, много смотрел футбол, знал все об атакующих игроках соперника. Например, куда они бьют штрафные и пенальти. Вратари обычно тренируются отдельно от полевых, но Черчесов на всех тактических занятиях, разборах всегда присутствовал. Наверняка много запоминал, учился.
– Дневники после тренировок вел?
– Не знаю. Дневники – это личное, спросите у него.
– У сборной России череда игр с грандами мирового футбола: Аргентина, Испания, Бразилия, сейчас вот будет Франция…
– Это здорово, что подбираются мощные соперники. Многие сборные о таких мечтают. Посмотрите на других участников чемпионата мира – все хотят проверить себя в максимально боевых условиях. Как хозяева мы имеем небольшое преимущество – сейчас к нам хотят ехать, чтобы почувствовать атмосферу, узнать обстановку предстоящего турнира.
– Не занизят случившиеся и возможные неудачи самооценку наших сборников?
– Если появится комплекс, то эти игроки ни на что не годны. Вернусь к первому тайму матча с Бразилией. Он показал, что не боги горшки обжигают. Нет, такие матчи очень полезны. Даже в случае поражений. Ведь команда может увидеть свои ошибки, когда еще есть время что-то исправить, подчистить.
«К НАТУРАЛИЗАЦИИ ОТНОШУСЬ НЕЙТРАЛЬНО»
– В сборной России серьезные кадровые потери. Недавно из-за травмы выбыл ведущий нападающий Александр Кокорин.
– Травм много. Однако это не повод впадать в панику. Кокорин по российским меркам хороший нападающий, а по европейским – очень даже средний. Высококлассная сборная не должна зависеть от одного или нескольких игроков. Свежий пример – Неймар. Бразильцы спокойно пережили его потерю.
Бывают, конечно, исключения. К примеру, Диего Марадона. Куда бы он ни приходил, это автоматически означало для команды борьбу за титулы. Сейчас примерно то же самое происходит вокруг Лионеля Месси или Криштиану Роналду. Но у нас в стране таких звезд нет. Поэтому нужно делать ставку на командную игру.
– Бразильский нападающий «Локомотива» Ари может получить российское гражданство. Пригодится он сборной?
– К Ари я отношусь положительно. Это классный, самоотверженный игрок. Станиславу, наверное, стоит к нему присмотреться повнимательнее. Но, повторюсь, за состав отвечает главный тренер.
– Как в принципе относитесь к натурализации? В сборной России уже есть Марио Фернандес, Маринато Гилерме, Константин Рауш, Роман Нойштедтер.
– Мое отношение – нейтральное. Не могу приветствовать натурализацию, поскольку являюсь патриотом своей страны. Но и отрицательного ничего не вижу. Есть законы и правила, по которым каждый человек имеет право выбора.
– После матча с Бразилией нашим сборникам разрешили провести время с родными и близкими. Рауш и Нойштедтер уже за полночь были замечены выходящими из московского ресторана. Ваша реакция?
– Не понимаю людей, которые после поражения идут в ресторан. В такие вечера хочется закрыться в узком кругу вместе с товарищами, обсудить, почему сели в лужу, поругаться даже. Так мы в свое время делали. Но нравы меняются. Может, я просто немного отстал от жизни. Сейчас, наверное, снимают напряжение походами в ресторан.
«ФРАНЦУЗОВ НАДО ПРИТОРМОЗИТЬ»
– Во вторник сборная России сыграет в Санкт-Петербурге с Францией. Вы же тоже встречались с французами и даже побеждали их в Сен-Дени в 1999‑м.
– Да, было дело. Тогда Франция была чемпионом мира.
– Сможет команда Черчесова реабилитироваться за крупное поражение от бразильцев?
– Я очень на это надеюсь. Забыть неудачу, как кошмарный сон, вряд ли получится. Но после такой встряски команда должна еще больше сплотиться, настроиться. Нужно внести поправки в игру и двигаться дальше. А что еще остается?
– Какую тактику лучше выбрать: поставить «автобус» у своих ворот или попытаться сыграть с французами на встречных курсах?
– Нужно сыграть все 90 минут, как в первом тайме против бразильцев. Нельзя дать сопернику разбежаться, начать комбинировать, давление оказывать. У Франции атлетичная, быстрая, талантливая команда. Но если ее притормозить, шансы обязательно появятся.