в отношении России за допинг, применённый на Олимпиаде в Сочи в 2014 году. Согласно вердикту спортивных функционеров российские спортсмены смогут принять участие в Играх только под «нейтральным» флагом, при этом МОК сам будет определять, кому будет разрешено отправиться в Корею. Одновременно МОК пожизненно закрыл доступ на Олимпийские игры курирующему спорт вице-премьеру Виталию Мутко.
Оставим за скобками вопрос, было ли это решение политическим или нет. В конце концов, сейчас уже поздно обсуждать это: для всего мира Россия предстала в образе страны-нарушителя, в которой допинговые программы покрывают сами власти. Отмыться от этого имиджа будет непросто. Но, может быть, его можно было избежать? Оказывается, вполне. Если бы Министерство спорта на самом деле подошло ответственно к решению этой проблемы, обратив внимание на детали, которые, в общем, лежат на поверхности.
Прицельный удар по России
Решение МОК стало кульминацией допингового скандала, разгоревшегося ещё три года назад. До этого Россию лишили участия на Олимпиаде в Бразилии в соревнованиях по лёгкой и тяжёлой атлетике, а также не дали выступить паралимпийцам. Очевидно, что на Россию идёт беспрецедентное давление по всем направлениям и спорт – это лишь один из таких векторов. Однако возникает вопрос: так ли уж беспристрастен МОК в своём стремлении строго карать нарушителей антидопингового законодательства?
Рассмотрим данные о применении допингов спортсменами разных стран. В 2014 году у спортсменов из России было всего взято 12 556 проб. По итогам исследований было выявлено 110 фактов нарушения антидопинговых правил. Таким образом, процент нарушений составил 0,88%. При этом, к примеру, у французов допинг-офицеры взяли 7434 пробы, обнаружив 66 случаев применения запрещённых препаратов (процент нарушений – 0,89%). Показательно то, что именно у россиян чаще всего брали пробы – больше только у китайцев. Зато к США, у которых спортсменов не меньше, внимание со стороны WADA гораздо меньше – американцы сдали 7167 проб. Почему? Не связано ли это с тем, что чем больше проб, тем хуже показатель абсолютного количества спортсменов, пойманных на допингах?
Непонятно и многое другое. В списке нарушителей антидопинговых правил Россия занимает не первое, не второе и даже не десятое место. Однако ни с одной другой зарубежной сборной не было таких скандалов. Почему? Отчего WADA и МОК не интересует та же Франция, у которой относительный показатель хуже, чем у РФ? Кстати, при внимательном изучении статистики о нарушениях нельзя не заметить: самый низкий процент обнаруженных положительных проб оказывается у стран, где традиционно сильна фармакология и есть традиции применения народных средств. Как, например, в Китае, где накоплен многовековой опыт применения трав и иглоукалывания.
Удивительно, что всё это прошло мимо внимания отечественного Минспорта. Апелляция к таким данным могла бы остудить санкционный пыл господина Баха и господ из МОК.
Чьи интересы защищает Минспорт
Допингом считается то, что запрещено WADA – частной компанией, созданной в 1999 году. Однако WADA может запретить лишь те препараты, которые имеют официальные сертификаты. А того, чего официально нет, эта контора запретить не может. Вывод: борьба идёт прежде всего с отстающими в научном и производственном опыте странами, к которым сегодня можно отнести и РФ. В России профильными вопросами занимаются Федеральное медико-биологическое агентство, РУСАДА и антидопинговая лаборатория. Казалось бы, наши партнёры за рубежом должны были положительно оценить такие шаги, но Россию стали ещё сильнее обвинять. Почему? Напугались, что Россия выявит причины высоких результатов иностранных спортсменов, которые якобы почти без применения допингов добиваются выдающихся результатов? Такую работу, видимо, хотел провести Росспорт. Однако перед посещением офисов WADA в 2016 году австро-российскими специалистами для осуществления сравнительного анализа проб россиян с пробами американцев выяснилось, что 30 тыс. пробирок с анализами американцев были «нечаянно» разбиты. Почему российский Минспорт после этого не выразил недоверия к WADA и МОК, не потребовал заменить WADA и вообще не сделал этот случай предметом давления на МОК? Тем более что после такого вообще можно было требовать отлучения американцев от участия в Олимпиадах как скрывших свои пробы от проверки на допинг. На юридическом языке это называется «сокрытием улик». Но наш Минспорт как воды в рот набрал. Кстати, есть ещё вариант: пусть дадут на экспертизу свежие пробы, которые тогда не успели «нечаянно» разбиться. Или в Минспорте об этом не догадались? Нельзя оставить без внимания и большое количество инвалидов в сборной США, в которой 200 спортсменам по медицинским показаниям разрешено принимать лекарства, очень похожие на допинг. Тут бы возмутиться нашим чиновникам, но вдруг оказалось, что наши чиновники от спорта – самые этичные и тихие в мире. Нужны нам такие «тихони»?
Сегодня спорт уже не может быть вне политики, так как спорт сегодня и объект, и субъект политики. Можно ли надеяться что к 2018-му, году десятилетия Министерства спорта Российской Федерации, оно осознает новые задачи и выработает новые подходы?
В Олимпиаде-2018 нужно участвовать. Почему?
Решение МОК о запрете отечественной сборной выступать под национальным флагом вызвало в обществе бурную дискуссию – стоит ли ехать российским спортсменам на Олимпиаду или нет? Не будет ли это предательством интересов страны? Считаю – нет, ехать стоит. Причин тому много. Во-первых, неучастие в Играх позволит нашим соперникам занять места на пьедестале, которые по праву должны быть заняты нашими спортсменами. Во-вторых, отказ от поездки в Пхёнчхан психологически выбьет многих выдающихся спортсменов «из колеи». Это окажется губительным для нашего спорта.
В-третьих, если в командном зачёте команда РФ займёт призовое место, это станет хорошим ответом на претензии МОК. Не будет российского флага? Ну что ж – форма спортсменов окрашена в цвета триколора, а неисполнение гимна как-нибудь уж переживём. Хотя главное всё-таки другое: давно пора, чтобы страна встала на защиту каждого своего спортсмена, обвинённого в употреблении допинга. Именно Минспорт, представляя Россию, должен требовать повторения исследований, которые проводились в лабораториях WADA, и это должно происходить с участием российских специалистов. МОК объявил, что собирается обновить систему допинг-контроля? Хорошо, пусть в этой разработке обязательно участвуют российские специалисты. И ещё: нужно самым серьёзным образом проработать все доклады, на которых основываются решения МОК, и вынести протесты по всем необъективным фактам и выводам, сделанным в них. А в случае ошибок в лишениях спортсменов медалей потребовать их обратно, широко используя это как информационный повод для выявления порочности работы МОК и WADA. Ну и, конечно, решить вопрос с Виталием Мутко, дальнейшее присутствие которого в системе отечественного спорта, дипломатично выражаясь, представляется крайне нежелательным.