Фестиваль «Нашествие» 2017 года фанатам русского рока запомнится надолго.
Те, что месили грязь, пережили вселенский потоп и как цуцики дрожали от холода, теперь вовсю делятся впечатлениями.
«Подготовились к любым капризам погоды - с собой были и крем от загара, и плащи, и резиновые сапоги. Конечно, этот фест напоминал 2008-й, но усилил впечатления низкой температурой. 2017-й запомнится этим на долгие годы», - написал на фестивальном форуме Антон.
«Грязь супер! Давно не было такого приключения», - радуется Юрий.
Но последней каплей, вишенкой на торте, или, если угодно, соломинкой, сломавшей хребет терпения русского рокера, стала парковка. Точнее, ее отсутствие. 15 тысяч авто, приехавших на фестиваль, буквально перепахали предназначенную для стоянки поляну и все подъезды к месту действия. Земля от длительных дождей вконец раскисла. Внедорожники проваливались по днище.
Сотням автомобилей понадобился трактор, чтобы добраться до асфальта. За спасение приходилось платить сначала от 2 тысяч рублей, потом аппетиты тракториста подскочили до 7 тысяч. Фото и видео машин, облепленных коричневым месивом, облетели интернет и СМИ.
Общественность призвала организаторов к ответу: дескать, заработали на концерте миллиарды, а на обустройстве парковки экономят. Якобы укрепление грунта обошлось бы всего в 107 млн. рублей, утверждает блогер Юлия Перегудова. Мелочь для таких толстосумов.
А действительно интересно, сколько реально зарабатывают организаторы рок-концерта и хватило бы у них денег хоть как-то окультурить место сборища. Разумеется, многие цифры держатся в секрете - коммерческая тайна. Но, проводя параллели с другими фестивалями и зная особенности рынка, можно прикинуть более или менее достоверный бюджет.
ДОХОДЫ
600 млн. рублей заработали на билетах
По данным организаторов, было продано 200 тысяч билетов. Обычно их покупают заранее, со скидкой в 1,5 - 2 раза. Есть несколько типов билетов: входной, FAN, билет для палатки, VIP - стоимость от 1500 до 12 000 рублей. Чем больше заплатил, тем больше удобств и ближе к сцене.
Сколько билетов каждого типа было продано - не раскрывается. Средняя цена - 3000 рублей. Вот и считайте.
31,5 млн. рублей - за парковку
Организаторы говорят о 15 тысячах машин на стоянке. Средняя цена парковочного билета - 2100 рублей (с учетом скидки за досрочное приобретение).
15 млн. рублей - на торговле
Сами организаторы пиво, чай гостям не продают. Места для торговли сдаются в аренду. На «Нашествии» было 105 точек питания. Обычно на мероприятиях такого уровня с каждой точки берут по 100 - 200 тысяч рублей за право работы на фестивале. Возьмем среднее - по 150 тысяч рублей. В результате получаем чуть более 15 млн.
646,5 млн. рублей - итоговый доход организаторов «Нашествия»
РАСХОДЫ
200 млн. рублей - артистам
«Нашествие» посетило 97 рок-групп.
29 выступали на главной сцене и 68 - на сцене «Наше 2.0». Гонорар за выступление традиционно получают не все - многие играют бесплатно ради славы и строчки в биографии «я был на большом фестивале».
Сказать, кто сколько получил, невозможно. Это коммерческая тайна. Но на гонорары артистам уходит, как правило, 30% дохода.
149 млн. рублей - на рекламу
По словам экспертов, на рекламу рок-фестиваля обычно выделяют не менее 20 - 25% бюджета. Будем считать, что организаторы «Нашествия» отдали 23%.
107,5 млн. рублей - персоналу
На рок-фестивале работало 5 тысяч человек обслуживающего персонала (охрана не в счет). Это парковщики, повара, техники, грузчики. «Бери в среднем три тысячи, не ошибешься», - говорили мне люди, причастные к организации подобных мероприятий. В полном составе персонал провел на поле не меньше недели. И еще минимум неделю работала половина состава.
30 млн. рублей - сцена и заборы
Много денег уходит на аренду генераторов для освещения и спецэффектов, на пиротехнику, на создание временного водопровода (такой был), строительство ограды вокруг поля. Собрать сцену, наладить свет. Точной суммы нет. Но эксперты посчитали, что речь идет о десятках миллионов рублей.
27,5 млн. рублей - охрана
Эксперты утверждают, что чоповцев на «Нашествии» было не больше 1000 человек. Сутки дежурства одного охранника стоят 5500 рублей.
Фестиваль длился 3 дня. Будем считать, что охрана там дежурила 5 дней. Ведь надо еще приглядывать за оборудованием.
14 млн. рублей стоили туалеты
На фестивале было 600 биотуалетов. В среднем аренда каждой кабинки (с монтажом и доставкой) обошлась в 23,3 тысячи рублей. Это с учетом того, что опорожнять баки пришлось примерно 18 раз.
8 млн. рублей - транспорт
15 тысяч человек бесплатно доехали до «Нашествия» и вернулись в Москву на электричках. Билет в одну сторону стоит 271 рубль. Понятно, что организаторы компенсировали железнодорожникам все траты.
8 млн. рублей - пожарные, врачи, техника
Сутки дежурства пожарной машины с расчетом - больше 100 тыс. руб. На «Нашествии» таких было около десятка. Четверо суток. Плюс «Скорая помощь».
536 млн. рублей - итоговые затраты
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ
Более 100 млн. рублей
РОКЕР ГРЯЗИ НЕ БОИТСЯ
Вячеслав ПЕТКУН: «Мне хочется отвесить им низкий поклон за то, что они три дня по колено в грязи под проливным дождем слились в нашем музыкальном порыве».
Владимир КРИСТОВСКИЙ: «Мне кажется, это здорово! Это даже хорошо, что все дороги развезло. Я чувствую единение людей, каждый готов помогать. Зато будет что вспомнить, это же такое приключение!»
Андрей КНЯЗЕВ: «Погода не повлияла никак, потому что народ хорошо зажигает независимо от этого и в этом есть определенный дух. Рок-музыка - это когда этот дух присутствует в зале, это всегда очень круто».
ПРО ПАРКОВКУ…
Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов уверен, что организаторы могли бы потратиться на специальную «георешетку». Ее кладут на грунт, и транспорт не проваливается. «Решетка с анкерами стоит оптом примерно 200 - 250 рублей за кв. метр», - написал Шкуматов. Но с учетом доставки и установки она подорожала бы втрое, сказали «КП» специалисты. И метр стоил бы 600 - 750 рублей.
На машину надо 10 кв. метров. Автомобилей - 15 тыс. Покрытие обошлось бы в 90 - 113 млн. руб. Понятно, что организаторы не хотели отдавать практически всю прибыль. А когда почва размокла, спасать репутацию стало уже поздно.
- Мы и песком, и гравием посыпали все подъезды, - сообщила «КП» Евгения Киселева, гендиректор «Мультимедиа холдинга», эта организация и проводила фестиваль. - Но под проливным дождем любое укрепление раскатывается в грязь. У нас были тракторы, которые бесплатно вытаскивали застрявшие машины. Деньги брали окрестные трактористы.