Президент России Владимир Путин 24 октября провел заседание Совета по стратегическому развитию и нацпроектам. Его главной темой стало обсуждение проектов, разрабатываемых правительством в последние месяцы. Президент подчеркнул, что они должны привести к прорыву в экономике, инфраструктуре, науке и социальной сфере. Одной из ключевых точек этого прорыва призвана стать цифровая экономика.
Активное использование в медийном пространстве этого словосочетания началось в 2016 году. В 2017 м первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что Владимир Путин «заболел» цифровой экономикой. Вскоре была принята соответствующая национальная программа. Попробуем изложить, что подразумевается под цифровой экономикой и как планируется развивать ее в нашей стране.
В последние годы внимание общества к новым технологиям и темп их внедрения в окружающий нас мир заметно выросли. В ежедневный обиход вошло понятие «уберизация» – устранение посредников, переход к прямым транзакциям между поставщиком и потребителем благодаря внедрению информационных систем. Интернет вещей, облачные технологии, распределенный реестр, искусственный интеллект, большие данные – все это кардинально меняет бизнес, управленческие модели.
Мы видим переход от линейных технологических цепочек к многосторонним партнерствам на новых принципах разделения труда. Преобразуется производственный цикл, включая процессы логистики и хранения (интернет вещей), создание товаров и услуг (роботизация), управление процессами (ERP-системы), рекламу и маркетинг (большие данные, платформенные решения).
Все это и есть цифровая экономика. Коротко ее можно определить как систему экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых технологий. По прогнозам IDC, к 2021 году не менее 50% мирового ВВП будет связано с цифровыми технологиями. Дальнейшему росту этого показателя будут способствовать усовершенствованные за счет «цифры» продукты, производственные процессы и взаимоотношения.
Страны, которые сумеют обеспечить эффективное развитие цифровой экономики, смогут обогнать конкурентов и обеспечить себе рост в ближайшее десятилетие. Так, в Китае в 2016 году объем цифровой экономики достиг 30,3% ВВП и составил около $3,4 трлн.
С учетом стоящих перед Россией вызовов – международных санкций, необходимости повышать производительность труда и создавать высокотехнологичные рабочие места – запуск национальной программы «Цифровая экономика» представляется шансом решить проблемы, которые препятствуют росту.
Подготовка к рывку
Тема цифровой экономики начала прорабатываться в 2017 году в Аналитическом центре при правительстве России и Министерстве связи и массовых коммуникаций. Результатом стало июльское распоряжение правительства, утвердившее национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации».
В ней были выделены пять направлений: формирование технологических заделов, информационная безопасность, информационная инфраструктура, кадры и образование, нормативное регулирование. Следующий этап – детализация направлений в конкретные планы мероприятий. Для этого были сформированы рабочие группы и центры компетенций по каждому из пяти направлений, определены ответственные министерства и ведомства. Тем самым сформировалась экосистема реализации программы, учитывающая предложения бизнес-сообщества.
Главный вызов: «цифровизация» населения
– 12,3% населения старше 16 лет имеют навыки решения задач в технологически сложной среде ниже 1 го (самого низкого) уровня.
– Лишь 8,2% старшеклассников выбирают техническое направление из всех, по которым осуществляется профильное обучение в старшей школе.
– 5,5% обучающихся в организациях дополнительного образования занимаются в технических или спортивно-технических объединениях – это одно из самых непопулярных у детей направлений.
– В структуре российских программ высшего и среднего профессионального образования отсутствует «цифровой компонент», тогда как в развитых странах исходят из того, что в ближайшие годы три четверти всех вакансий в сфере STEM (естественные и компьютерные науки, технология, математика) будут приходиться на цифровую экономику.
– Россия отстает в научных областях, где формируются новые цифровые технологии, что отражается в устаревших курсах математики, информатики, компьютерных наук. В сотнях университетов продолжается подготовка специалистов, не соответствующая современным мировым стандартам.
Источники: Аналитический центр при правительстве РФ, ОЭСР.
Концептуальная доработка продолжается в этом году. После выхода в свет майского указа Владимира Путина, установившего приоритеты развития России к 2024 году, началась актуализация программы в соответствии с обозначенными в нем целями.
Интеллектуальные госкомпании
Ядро программы – развитие сквозных цифровых технологий. Они сгруппированы в девять направлений: большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, сенсорика и компоненты робототехники, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Как предполагается их развивать? Во первых, будут отобраны исследовательские центры для создания технологических заделов. Во вторых, эти разработки будут внедряться в промышленность и социальную сферу, итогом чего станет их цифровая трансформация. Кроме того, планируется поддерживать лидирующие компании, создающие продукты, сервисы и решения, основанные на передовых технологиях.
Особый акцент будет сделан на госкорпорации, ведь они охватывают большую часть экономики страны. Масштабные компании славятся известной неповоротливостью, поэтому в программе заложены меры по стимулированию их цифровой трансформации. Они должны будут создать в топ-менеджменте позицию CDO (Chief digital officer). Его задача – обеспечить выход на новые сегменты рынка за счет трансформации бизнес-модели, курировать разработку принципиально новых продуктов и услуг, перестроить традиционную организационную структуру компании.
Обязательных задач для частных компаний, которые могли бы обернуться механизмом давления на них, программа не предполагает. Законы рынка сами подталкивают их на путь цифровизации. А госкорпорации через взаимодействие с частным бизнесом станут локомотивом этого процесса в общероссийском масштабе.
Хакеры не пройдут
Внедрение новых технологий всегда связано с рисками относительно их безопасности. Кибератаки, утечки персональных данных, использование дронов террористами и другие случаи уязвимости новых технологий – это те вызовы, на которые идет поиск ответов параллельно с разработкой программы.
Ряд страхующих мер уже заложен в программе. В следующем году будет запущена информационная система, обеспечивающая устойчивость и безопасность работы российского сегмента интернета. Также прописаны меры поддержки российских программистов. С их помощью ускорится разработка российского ПО для бизнеса и частных пользователей – операционных систем, офисных программ. Стоимость отечественного ПО должна быть на порядок ниже зарубежных аналогов.
Также планируется создать систему биометрической аутентификации пользователей на порталах госуслуг, усовершенствовать национальную платежную систему «Мир», повышать безопасность сетей связи с применением квантовых технологий.
В результате в 2024 году в большинстве регионов при взаимодействии с государственными и общественными органами будут внедрены стандарты безопасного соединения, благодаря чему снизится вероятность утечки данных. А доля иностранных серверов, на которых хранятся данные россиян, сократится.
Россия в «горячей десятке»
Реализация программы невозможна без развития инфраструктуры связи. Поэтому необходимо развитие высокоскоростных сетей, которые обеспечат гражданам доступ к понятным и устойчивым услугам связи.
Россия уже сегодня имеет хороший задел: в прошлом году страна, согласно рейтингу Digital Society Index, вошла в топ 10 стран–лидеров цифровой экономики. Это было достигнуто за счет высоких показателей проникновения цифровых услуг и сервисов. 90 млн россиян (73% населения страны) в 2017 году пользовались интернетом.
Отметим и динамику в области «бюрократической» цифровизации – число пользователей портала госуслуг достигло 70 млн человек. В 2018 году Россия впервые вошла в число стран с «очень высоким», по оценке ООН, уровнем развития электронного правительства.
Вместе с тем требования к скорости передачи данных возрастают с каждым годом. Кроме того, в России она сильно колеблется в зависимости от региона. Задача – обеспечить цифровое равенство: доступность технологий для всех граждан страны, независимо от их места жительства.
В этой связи программа предполагает подключение к интернету 100% образовательных и медицинских учреждений. Это позволит использовать лучший обучающий контент и достижения цифровой медицины в каждой школе и поликлинике. Еще один плановый показатель – развертывание сетей 5G во всех российских городах-миллионниках к 2024 году. Также запланировано создание не менее восьми опорных центров обработки данных и цифровых платформ для разных отраслей экономики.
Снова за парту
Самым болезненным в деле перестройки экономики на цифровой лад может стать кадровый вопрос. Роботизация производства меняет рынок труда: сотрудники, выполнявшие однотипные трудовые операции, больше не нужны, зато востребованы специалисты, эксплуатирующие и настраивающие роботизированные системы. Таким образом, исчезают одни профессии и возникают новые.
«Цифровых» сотрудников требуется меньше, но уровень их компетенций должен быть гораздо серьезнее. Это требует изменений в системе подготовки кадров. По оценкам экспертов, 65% тех, кто сегодня учится в начальной школе, будут заниматься работой, которая еще не придумана.
Здесь кроется главная сложность: нужно придумать, как готовить кадры по специальностям и профессиям, о которых мы сегодня можем только догадываться. Поэтому кадровое направление в программе «Цифровая экономика» представляется одним из сложнейших и уж точно самым непредсказуемым по вероятности достижения целевых параметров.
Впрочем, некоторые ответы на этот вызов предусмотрены. В первую очередь будет разработана модель компетенций цифровой экономики – перечень ключевых навыков, необходимых человеку для успешной профессиональной деятельности. На его основе будут адаптированы и дополнены программы школьного и профессионального образования.
При этом все достижения человека будут фиксироваться в базе данных, и работодатель сможет при приеме на работу увидеть не просто резюме, диплом и трудовую книжку, но и ознакомиться с цифровым профилем претендента, отражающим подробную информацию о его знаниях и умениях, деловых навыках, накопленном опыте. Трудовые книжки, к слову, тоже планируется перевести в цифровой формат.
Эта система позволит россиянам выстраивать персональную траекторию развития, которая будет фиксировать все точки на пути к запланированной цели, персонально под потребности каждого человека.
В связи с грядущим повышением пенсионного возраста особенно актуальным становится вопрос профессиональной переориентации. Сегодня затраты работодателей на обучение сотрудников в России в 10 раз меньше, чем в Европе. В образовательных программах участвуют около 15% трудоспособного населения и всего 1% пенсионеров. Для сравнения: в развитых странах это 40% и 5% соответственно (данные Global Education Futures Report).
Для изменения этой ситуации разработчики программы предлагают реализовать механизм предоставления персональных цифровых сертификатов. Они дадут право за счет бюджета пройти обучение по программам, которые связаны с цифровыми компетенциями.
Если посмотреть на мировой опыт, то в качестве аналогичной программы можно привести программу Skills Future в Сингапуре. Ежегодно правительство Сингапура распределяет до 2000 сертификатов номиналом $5 тыс. для обучения граждан навыкам XXI века.
Надо признать, что решение одной из самых злободневных кадровых проблем в программе пока не заложено. Речь идет об утечке IT-специалистов за рубеж. К сожалению, многие талантливые программисты и разработчики, получив хорошее образование и опыт в России, уезжают работать в иностранные компании.
Правила игры
Ключевой ценностью для пользователей интернета постепенно становится приватность и конфиденциальность информации. Причем если в недавнем прошлом вирусы были проблемой только для компьютеров, то сегодня нам приходится опасаться их проникновения в смартфоны и планшеты, в переносные устройства, оборудование «умного дома» и многочисленные IoT-гаджеты. Угроза конфиденциальности частной жизни абсолютно реальна. В России к ней добавляется негативный общественный фон, связанный с возбуждением уголовных дел из-за размещения той или иной информации в социальных сетях.
В этой сфере необходимо установить четкие правила игры, совершенствуя правовое регулирование персональных данных. В частности, четко определить порядок получения согласия на сбор и обработку личных данных, ответственность за их утечку. Эти мероприятия предусмотрены в разделе программы по нормативному регулированию. Там же обозначена задача отрегулировать оборот криптовалют и проведение ICO.
За последнее десятилетие цифровая экономика не первая тема, вокруг которой выстраивается повестка дня и о которой говорят с экранов ТВ первые лица государства. В недавнем прошлом мы помним программы модернизации, инноваций, импортозамещения. И далеко не все, что в них было обещано, находило реальное воплощение. Как будет обстоять дело с цифровой экономикой, покажет время: программа рассчитана до 2024 года, тогда и оценим, насколько эффективной она оказалась.
Но, надо отметить, в отличие от прошлых «прорывов», нынешняя программа совмещает работу на достижение конкретных показателей с широким стратегическим видением. Все мероприятия и цели взаимоувязаны в единую систему, создающую комплексный эффект. Конечно, проект «Цифровая экономика» не заменяет собой другие мероприятия по стимулированию экономического роста, но при должной реализации хорошо их дополнит.
Цифровая экономика в РФ: первые успехи
– 73% россиян в 2017 году пользовались интернетом.
– На начало 2018 г. число зарегистрированных пользователей портала госуслуг составило 65 млн чел. Это в 1,6 раза больше, чем в 2016 году, и в 20 раз больше, чем в 2012 м.
– С 2011 по 2015 г. объем цифровой экономики РФ увеличился на 59%.
– В рейтинге ООН 2018 года по индексу развития электронного правительства Россия заняла 32 е место из 193 стран мира. Среди субиндексов самую высокую позицию Россия занимает по масштабу предоставления электронных услуг и их качеству – 22 е место в мире.
– Россия вошла в число европейских лидеров в области цифрового банкинга в 2018 году. Мобильные приложения крупнейших российских банков имеют в 1,5–2 раза больше функций транзакционного обслуживания, чем аналогичные приложения крупнейших европейских банков.
– Россия демонстрирует положительную динамику роста электронной коммерции (на 26% в 2017 году), инфраструктуры и ПО (на 17% в 2017 году) и цифрового контента (на 11% в 2017 году).
– Мобильная экономика в России составляет 3,8% ВВП и является 11 й по размеру экономической активностью в стране. Также Россия вошла в топ 5 стран по количеству загрузок приложений.
Источники: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, McKinsey, E-Government Development Index.
Автор — Антоний Швиндт, член рабочей группы «Цифровая экономика» Национального совета при президенте России по профессиональным квалификациям.