— Перед назначением Кононова в интервью «СЭ» вы говорили, что он — тренер-пряник. Все сошлось?
— К сожалению. Говорил о том, что знал. Говорил в том плане, что он тренер определенного типа, имеющий свой подход, и такой клуб, как «Спартак», и все, что его окружает, станет очень тяжелым вызовом.
— Что окружает «Спартак»?
— Во-первых, считаю, что если жизнь дает такой шанс, туда надо идти с хорошей командой. Важен штаб. Считаю, штаб должен быть более опытным и взрослым, чтобы руководить такой командой и всеми процессами вокруг нее. А сейчас в штабе не оказалось тренера, который бы мог на время возглавить команду или даже завершить сезон.
— Он не так давно завершил карьеру. В том, что назначили его, есть логика — вероятно, он первый помощник. Привычная практика при увольнении — первый помощник на какое-то время берет на себя исполнение обязанностей. Но одно дело, когда у тебя первый помощник давно в профессии и другое, когда парень, который не так давно закончил. Результат главного тренера — это результат всей его команды. Мне очень жаль, что у Олега Георгиевича не получилось. И самое большое разочарование — то, что с ним произошло в конце пути, и то, что он сам до этого довел. Больно, обидно. Имею в виду отношения с прессой, реакция болельщиков. Когда такое происходит, ситуацию надо иди менять результатом, или своим поведением и общением с прессой. А когда ты не можешь ни того, ни другого, тебя втаптывают в грязь. Или в другие слова на букву Г.
— Ожидали такого поведения от Кононова?
— Нет. Ожидал такого стиля работы от него. Но вот что подобное произойдет, и что дойдет до того, что творилось в последних матчах, не ожидал. Не желал ему зла абсолютно.
— Вы не считаете, что Олег Георгиевич очень хотел попасть в «Спартак», все это понимали, и это было проблемой?
— В этом, наоборот, нет ничего зазорного. Все тренеры хотят попасть в такую команду. Но дело в том, как ты там работаешь, какой стиль даешь, какие требования предъявляешь, как начинаешь свою работу. Мы уже говорили, что некоторые его действия были опрометчивыми.
— Например?
— Считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы говорить о футболе Бескова, но вопрос в том, когда все это делать — например, после 5-6 подряд побед с узнаваемым футболом. А когда ты говоришь сразу, ничего не сделав, это воспринимается иначе. И в тот момент, когда происходит катастрофа по результату, тебя просто уничтожат.
Опять-таки, вопрос не только в словах, а главное — в игре. Понятно, что когда Кононов пришел, ситуация была непростой — продавали и покупали игроков, но все равно материал был, подбор футболистов в наличии. Однако такого, чтобы команда показывала длительные отрезки качественный футбол, я не видел. Он просматривался в отдельных случаях, эпизодах.
— В чем его главная ошибка?
— Не получилось донести до футболистов свои идеи, научить играть в тот футбол, в который он сам хотел и который обещал. Не буду говорить о бесковском футболе, но это комбинационный футбол с доминирующей игрой, с хорошими атакующими действиями. За это отвечает не только Кононов, но и весь тренерский штаб.
— Насколько он способен давить, заставляя принимать те решения, которые ему нужны?
— Скажу так — это не его сильное качество.
— Как считаете, Кононова могли вообще не спрашивать, когда привозили игроков?
— Не допускаю той мысли, что его не спрашивали. Но допускаю, что его не слушали в полной мере. У меня есть вопросы по Ларссону — на какую позицию его брали и зачем? Готов ли он сейчас усилить команду? Или Крал? «Спартаку» был необходим игрок в среднюю линию с определенным функционалом, — способный темпоризировать, сбалансировать игру, связать защиту и полузащиту. Но взяли чеха и, судя по всему, он не способен дать этот функционал. Меня удивило, что в последней игре, с «Оренбургом», а это был ключевой матч, когда понимали до начала, что для тренера все решается, его не поставили в основной состав и не выпустили на замену. Ему просто не дали шанса. Это странно. Если тренер его хотел и знал уровень, то такое видеть странно. А если знал игрока и не поставил специально, исходя из этого знания, то это порождает вопросы.
— Имеете в виду, что Крала могли купить без согласования с тренером?
— Конечно.
— Главное — Кононов не справился с давлением?
— Если у такой команды, как «Спартак», учитывая давление прессы и болельщиков, нет результата, то это точно стул не для человека с такой харизмой, как у Кононова.
— А если бы все было ок?
— Это уже иная ситуация. Тогда бы и был шанс на спокойный разговор, на то, чтобы выглядеть красиво и не получать упреки в этом. А когда давят, то умение справляться с давлением — не его сильное качество.
— Поняли, в какой футбол он хочет играть?
— Понимал это из комментариев тренера. С высоким прессингом, активный и доминирующий. Чтобы контролировать игру — но этого было мало и быстро сошло на нет. В последних матчах команда была просто без лица, особенно это было видно во встрече с «Оренбургом». Команда забивает гол, счет 1:2, а футболисты перед этим высказывались за тренера, но на поле нет безумного давления на соперника, когда есть шанс сравнять счет. А надо додавливать и дожимать!
Хочу подчеркнуть — Олег Георгиевич квалифицированный тренер. Тренер определенного уровня, но дело в том, что он попал в клуб с диким давлением и не справился и с давлением, и с той обстановкой, которая там сложилась. Он будет еще работать в другой команде, будет показывать хороший футбол и, может быть, обыгрывать тот же «Спартак». Но просто в данный конкретный момент «Спартак» и Кононов друг другу не подходили.
Он как человек просто сломался. Одно дело, когда побеждаешь — тебе все равно, что говорят о пиджаке. А когда давят, и ты не можешь защититься результатом, когда не можешь защититься словами и характером, юмором, то начинаешь обращать внимание на этот пиджак и в прямом смысле слова переобуваться. Он ведь начал в пиджаке, а закончил в спортивном костюме и кроссовках.
— Что скажете о Тедеско, который с большой долей вероятности возглавит команду?
- Это немецкий тренер, который работал в юношеском футболе. Около двух лет назад его поставили тренером «Шальке», первый год был фартовым, он с хорошими игроками занял второе место. А потом все встало на свои места — тренер из юношеского футбола вряд ли может долго проработать.
— То есть в «Спартаке» не потянет?
— Вот что важно понять. «Спартак» — большой клуб с огромной армией болельщиков. Команде нужен очень опытный тренер, который достоин этой работы и назначение которого не вызовет сомнений в том, что он справится. Назначение должно быть безусловным, а не в стиле — почему бы не дать попробовать. Нужен воин, зубр.
Тот, кто имеет безусловный авторитет, имеет заслуги и может не просто выправить ситуацию по игре, но и даст рывок. Которого бы не подмял никто, которому было все равно, что вывешивают на палках трибуны — будь то пиджаки, галстуки или что-то иное. Нужен монстр.