ТОП 10 лучших статей российской прессы за Апрель 1, 2024
Перекати-полис
Автор: Владимир Баршев, Евгения Носкова. Российская Газета
С 1 апреля для всех автовладельцев меняется коэффициент за безаварийное управлением автомобилем. Сколько у нас безаварийных водителей и как такое изменение скажется на стоимости страховки? А со 2 марта в России начались продажи коротких полисов ОСАГО, и, как показывает практика, наиболее востребованными оказались полисы со сроком 3 месяца, а средний срок их действия - 2 месяца. Что вообще происходит на рынке страхования? Какие продукты наиболее востребованы и какие планируется развивать? Об этом корреспондентам "РГ" рассказал президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.
Евгений Владимирович, с 1 апреля для всех водителей произойдет пересчет коэффициента для тех, кто ранее попадал в аварии. Сколько у нас злостных аварийщиков? Есть ли прогнозы, для скольких автовладельцев страховка станет дешевле, для скольких дороже?
Евгений Уфимцев: Очередной пересчет коэффициентов КБМ состоится 1 апреля, пока же самые свежие данные - за четвертый квартал 2023 года. В четвертом квартале 2023 года доля водителей, оказавшихся в лучших 13-м классе КБМ (скидка 54%) и 12-м классе (скидка 48%), выросла и составила 44%. За аналогичный период прошлого года доля таких автовладельцев равнялась 37%. Всего же скидку за безаварийную езду по ОСАГО имеют 93% водителей. Еще у 3% автовладельцев этот коэффициент равен единице. А в начальном классе системы бонус-малус (с 1 апреля 2022 года его коэффициент составляет 1,17) по итогам четвертого квартала 2023 года находятся всего 3,5% всех водителей. Максимальную надбавку по ОСАГО за аварийную езду по итогам четвертого квартала 2023 года получили лишь 0,01% водителей. Доля таких водителей не изменилась и составила столько же, сколько и по итогам четвертого квартала 2022 года. Всего надбавки за аварийную езду по ОСАГО в четвертом квартале 2023 года получили 0,5% всех автовладельцев.
А какие прогнозы?
Евгений Уфимцев: По итогам 4 квартала 2023 года мы видим, что все больше водителей получают максимальную скидку по ОСАГО за аккуратную и безаварийную езду. При этом доля автовладельцев, получающих максимальную надбавку за аварийную езду, остается минимальной и составляет всего 0,01%. Данные статистики РСА в очередной раз показывают, что реформа индивидуализации тарифов ОСАГО работает, а система КБМ дает автовладельцам еще больший стимул ездить аккуратно и безаварийно, тем самым уменьшать стоимость своих полисов ОСАГО. Такие аккуратные водители являются привлекательными клиентами для всех страховых компаний. Уверен, что после пересчета КБМ 1 апреля все эти тенденции сохранятся.
Евгений Владимирович, кому интересны короткие полисы? Кто их приобретает? Особенно по такой цене?
Евгений Уфимцев: Краткосрочный договор ОСАГО - новый продукт. Насколько они будут популярны и какую долю они займут в общих продажах, можно будет сказать только после накопления статистики хотя бы по результатам первых периодов продаж. Установление же размеров коэффициента в зависимости от срока действия краткосрочного договора законодательством возложено на страховщиков в отличие от иных коэффициентов, которые устанавливает Банк России. Единственное условие, которое должен принять во внимание страховщик при определении коэффициентов для краткосрочных договоров, - это то, что такой коэффициент должен быть понижающим. Но конкретные значения каждый страховщик будет определять самостоятельно.
Предполагается, что в первую очередь, такие полисы будут интересны таксистам, осуществляющим такую деятельность не на регулярной основе, а также водителям, которым необходимо совершать редкие или разовые поездки. Стоимость краткосрочного договора ОСАГО будет ниже годового за счет применения понижающего коэффициента, устанавливаемого страховщиком, однако информации о том, кто из страховщиков какие конкретно коэффициенты будет использовать, нет. Можно предполагать, что с учетом статистического фактора, свидетельствующего, что чем короче договор, тем он убыточнее, стоимость однодневного договора не может быть пропорционально дешевле годового.
Не вырастет ли число страховых мошенников с такими полисами?
Евгений Уфимцев: РСА опасается, что краткосрочные договоры могут вызвать повышенный интерес мошенников. В целях противодействия мошенничеству при заключении краткосрочных полисов Законом об ОСАГО предусмотрена так называемая "временная франшиза", то есть договор ОСАГО будет вступать в силу только через три дня после его заключения. Это позволит избежать случаев заключения договоров, когда, например, ДТП уже случилось. При этом закон позволяет установить в договоре ОСАГО и более короткий срок вступления его в силу, если обе стороны договора - и страховщик, и страхователь - согласны на это.
Вы готовите поправки совместно с финуполномоченным. Какая цель этих поправок? Что изменится для автомобилиста, попавшего в ДТП?
Евгений Уфимцев: Цель данной работы состоит в уточнении положений законодательства, определяющих порядок взаимодействия с финансовым уполномоченным, а также разрешение для рынка проблемной ситуации, возникшей при реализации натуральной формы. Мы ожидаем, что в случае принятия наших предложений порядок и условия рассмотрения споров будут более четко регламентированы и не будет возникать ситуаций, при которых страховщики по ОСАГО будет платить больше, чем предусмотрено законом (сейчас такие случаи возникают).
Количество направляемых на ремонт автомобилей - ничтожно мало. Это как-нибудь решается?
Евгений Уфимцев: Постепенно ситуация с запчастями стабилизируется, однако, действительно, доля направляемых на ремонт автомобилей по ОСАГО остается невысокой и составляет порядка 5-6% по итогам 2023 года. На данном этапе можно сказать, что полноценно решить проблему в реализации натуральной формы возмещения возможно только комплексно: внести фундаментальные изменения в закон об ОСАГО, которые наделят страховщика правом принимать решение о возможности организовать ремонт (при наличии у него договора с СТО), либо согласовать потерпевшему ремонт на СТО, которая выбрана потерпевшим, но при этом договора у страховщика с этой СТО нет. Также в настоящее время проводится масштабная деятельность по подготовке необходимых заключений и документации относительно применимости бывших в употреблении запасных частей при ремонте. Эта тема важна не только в рамках ОСАГО, но и в целом для страны с учетом складывающейся экономической ситуации и переходу на замещение изготовления новых компонентов восстановленными.
Новая практика судов, когда со страховщиков взыскивают даже больше, чем установлено лимитом по ОСАГО, если страховщик не направил машину на ремонт. Как она скажется на рынке, а также на стоимости полисов?
Евгений Уфимцев: Размер возмещения вреда по ОСАГО должен определяться строго в соответствии с законом об ОСАГО и в пределах установленных страховых сумм - при причинении вреда имуществу этот лимит составляет 400 тысяч. Практика взыскания со страховщиков возмещения в размере, превышающем установленные страховые суммы, не соответствует тарификации, заложенной под максимальное покрытие по ОСАГО, и возможна только при условии внесения изменений в закон в части увеличения страховых сумм. Это в свою очередь приведет к увеличению стоимости полиса ОСАГО для автовладельца, что также является нежелательным решением ситуации.
Что касается ситуации с ремонтом в ОСАГО, страховщики испытывают сложности с возможностью провести ремонт в установленные сроки ввиду отсутствия конкретных запасных частей, это зачастую приводит к невозможности заключить договор с СТО, поскольку СТО тоже не готовы нести убытки по причине нарушения сроков ремонта из-за внешних факторов. Вместе с тем отметим, что возмещение по ОСАГО как при ремонте, так и при выплате денежными средствами осуществляется по ценам справочников средней стоимости. Страховщики исполняют свои обязательства предусмотренным законом способом путем осуществления возмещения вреда в денежной форме.
Как вы относитесь к идее отказаться от проверки полисов ОСАГО при регистрации автомобилей?
Евгений Уфимцев: Безусловно, это можно делать только параллельно с введением контроля за наличием ОСАГО при помощи камер. В противном случае это снизит контроль за автовладельцами в части того, приобретают ли они ОСАГО, а водители без полиса обязательной "автогражданки" на дорогах - это риски, в первую очередь, для добропорядочных автовладельцев. В случае ДТП, виновник которого "сэкономил" на ОСАГО, ущерб от аварии придется взыскивать с него в судебном порядке. При этом как правило люди, "экономящие" на ОСАГО, оказываются не слишком платежеспособны и неспособны возместить причиненный ими в ДТП ущерб.
Когда может заработать контроль за ОСАГО с помощью камер? Что для этого требуется?
Евгений Уфимцев: На сегодняшний день концептуально процесс запуска контроля за наличием ОСАГО при помощи камер в целом одобрен всеми ведомствами, которые будут в нем участвовать. Необходим ряд законодательных изменений: в частности, необходимы поправки в КоАП, что, конечно, займет время. Но все ведомства заинтересованы в ведении такого контроля, можно сказать, что "дорожная карта" процесса существует и выполняется.
На сколько вырос страховой рынок в 2023 году, и какие сегменты обеспечили рост?
Евгений Уфимцев: Общий объем страховых премий вырос более чем на 25%, до 2,3 трлн рублей. Основным драйвером стало страхование жизни, причем все его виды - инвестиционное, накопительное, кредитное. Также выросли сборы в моторных видах страхования. Этому способствовало оживление автомобильного рынка - рост продаж, кредитные программы, повышение стоимости машин. Вырос спрос на автокаско, в частности продукты мини-каско. Годовые сборы в этом сегменте составили рекордные 270 млрд рублей, в сегменте ОСАГО - 323,7 млрд рублей.
Хорошую динамику показало также страхование имущества граждан - жилья, что связано с ростом ипотечного кредитования, а также возросшей потребительской активностью, в том числе при покупке бытовой техники и электроники.
В страховании жизни в прошлом году инвестиционный сегмент рос быстрее, чем накопительный (75,7% и 41,4% соответственно). С чем связана такая динамика?
Евгений Уфимцев: С высокими инфляционными ожиданиями. Накопительное страхование жизни - это инструмент защиты консервативного портфеля. А в инвестиционном к этой защитной функции добавляется собственно инвестиционная. На фоне высокой инфляции у людей и ожидания от доходности выше. Инвестиционное страхование жизни позволяет получить более высокий доход.
В обоих продуктах есть фиксированная страховая сумма, которая защищает человека от каких-то случайных катаклизмов. Заключая долгосрочный договор страхования жизни, человек платит регулярные взносы или вносит единовременный платеж. Если происходит несчастье, он получает всю страховую сумму или какой-то процент от нее, если, например, получил травму. Это серьезное отличие от банковских депозитов, и оно, как правило, используется как дополнительный уровень защиты семьи и благосостояния.
В прошлом году ВСС предлагал законодательно разделить ИСЖ и НСЖ, чтобы освободить накопительные продукты от излишнего регулирования. Как развивается это предложение?
Евгений Уфимцев: Мы обсуждаем этот вопрос с ЦБ. Есть ряд технических моментов, которые страховщики хотели бы уточнить или более четко прописать. Среди них, например, обязанность страховщиков учитывать значение ключевой ставки ЦБ при расчете страховой суммы по риску "дожитие". Договоры накопительного страхования жизни - долгосрочные, и страховая сумма должна быть в них зафиксирована, это обязательное условие. Но на момент заключения договора ключевая ставка может быть 16%, как сейчас. А завтра инфляция снизится, и вслед за ней и ключевая ставка до 6 - 7%. Обеспечить выплату зафиксированной по высокой ставке страховой суммы будет крайне сложно.
С 1 января 2025 года страховщики смогут предлагать клиентам долевое страхование жизни. Какое место оно займет на рынке - это будет замена инвестиционного страхования? Или все три вида - инвестиционное, накопительное, долевое - будут существовать параллельно?
Евгений Уфимцев: Все три вида будут развиваться, и я считаю, что этого даже мало. В сегменте страхования жизни должно быть много разных продуктов. Я очень надеюсь, что страховщики будут допущены до пенсионного страхования, смогут участвовать в программе долгосрочных сбережений. Пенсионное, накопительное, инвестиционное, долевое страхование жизни - это все совершенно самостоятельные продукты, которые люди покупают в дополнение к депозитам, вложениям в недвижимость и другим инструментам.
При подготовке законопроекта о долевом страховании жизни мы опирались на мировую практику и рассчитывали, что этот продукт станет основополагающим для всего рынка. ЦБ принял несколько сдерживающих решений, в частности ограничил инструменты, в которые страховщики могут инвестировать средства долевого страхования. А также установил требования к квалификации инвесторов, которые такие продукты могут покупать. Это уменьшает потенциал рынка и круг потребителей, которым можно такие продукты предлагать. Поэтому половину рынка страхования жизни долевое страхование на первом этапе не займет. Сейчас идет подготовка нормативно-правовых документов, чтобы страховщики могли предлагать эти продукты клиентам. Если условия существенно не поменяются, думаю, что около 200 - 250 млрд рублей этот сегмент рынка добавит.
Как в 2023 году менялась структура каналов продаж страховщиков, в частности банкострахование?
Евгений Уфимцев: По итогам 2023 года на посреднические продажи пришлось 73% премий, на прямые - 27%. В течение первых трех кварталов банковское страхование росло опережающими рынок темпами, но с октября 2023 года начало сказываться замедление ипотечного кредитования, связанное с ростом ключевой ставки и изменениями условий льготной ипотеки. Нас как участников финансового рынка беспокоит, что застройщики стали использовать некредитные инструменты, в том числе программы рассрочки. Они, как правило, продаются без страхования, а значит, без защиты для граждан.
Растет доля онлайн-продаж, на электронные каналы уже приходится более 19% премий, 11% из которых реализуются посредниками и 8% - страховщиками на прямую. Развиваются цифровые платформы, финансовые маркетплейсы, где можно купить не только полис ОСАГО, но и другие страховые продукты. Важным этапом прошлого года в сфере цифровизации страховых услуг стал запуск электронного регулирования убытков в ОСАГО. Раньше можно было купить полис онлайн, но при наступлении страхового случая все равно нужно было очно обращаться в страховую компанию. Теперь нет необходимости идти в офис, это дополнительный стимул для тех страховщиков, у которых нет большого количества филиалов. Полагаем, что подобные сервисы в ОСАГО и других видах страхования будут продвигать онлайн-продажи дальше.
А помимо автостраховок, по каким еще видам возможно дистанционное урегулирование?
Евгений Уфимцев: Жилье, имущество, несчастный случай и другие. Главный вопрос здесь - идентификация клиента, это одна из составных частей борьбы с мошенничеством.
Для более широкого развития электронного регулирования необходимо решить вопрос с интеграцией информационных систем страховщиков в личных видах страхования с единой государственной информационной системой здравоохранения (ЕГСЗ). Это дало бы возможность оперативно получать данные по застрахованному, подтверждающие наличие заболевания или травмы. Проверку можно было бы проводить в автоматическом режиме, не гоняя человека и не заставляя подтверждать страховой случай.
Какова динамика страховых выплат по итогам 2023 года?
Евгений Уфимцев: Объем выплат в целом по рынку растет медленнее объема премий. По итогам года объем выплат составил 1 трлн рублей (+17% по сравнению с прошлым годом).
Страховщики отмечают рост средней выплаты на фоне снижения количества страховых выплат. Увеличение средней выплаты связано с ростом затрат на восстановление имущества, в том числе за счет удорожания автозапчастей, ростом стоимости медицинских услуг, урегулированием крупных страховых событий. Средняя выплата по ОСАГО за 2023 год составила 88,6 тыс. рублей, что на 15% больше аналогичного показателя за предыдущий год. По итогам года объем выплат по ОСАГО составил 165,6 млрд рублей.
Очередной этап повышения минимального размера уставного капитала для страховых организаций перенесли на 1 января 2025 года. С чем связана необходимость переноса? Каков суммарный капитал всех участников рынка по итогам 2023 года?
Евгений Уфимцев: Общий капитал страховщиков составляет почти 1,5 триллиона рублей. Перенос позволит сохранить на рынке компании малой капитализации, они смогут работать без потери ликвидности. Поправки затронут около 10% страховых компаний. Это решение правильное, потому что, как мы видим, в 2021-2023 год ухода страховых компаний с рынка не было. Поэтому, как нам кажется, и в 2024 году можно смело продолжить работать тем же составом страховщиков.
Одна из задач рынка - увеличение перестраховочных емкостей. С какими странами уже ведется работа по этому направлению, а какие вы считаете перспективными?
Евгений Уфимцев: Российские страховщики ищут для себя новые возможности по перестрахованию. В прошлом году были реализованы отдельные проекты по передаче рисков, связанных с морским страхованием, страхованием грузов, страхованием строительно-монтажных рисков, с партнерами из Китая, Ирана, Узбекистана, Вьетнама.
Сейчас прорабатывается механизм создания дополнительной перестраховочной емкости странами БРИКС. Это может быть перестраховочная компания или пул компаний, которые создадут дополнительную емкость. Вопросы, которые предстоит решить для этого, это запуск альтернативного механизма рейтингования и создание единой системы расчетов, независимой от риска вторичных санкций.
Какой прогноз по развитию рынка на 2024 год? Останется ли страхование жизни драйвером?
Евгений Уфимцев: Мы ожидаем, что в 2024 году рост премий составит около 10%.
В четвертом квартале прошлого года рынок замедлился из-за торможения ипотечного кредитования. Также на динамику влияет позиция ЦБ по увеличению клиентской ценности страхового продукта, то есть чтобы в них было заложено больше выплат. В то же время мы видим, что страхование востребовано населением, люди хотят защитить то, что у них есть. В прошлом году пользовались спросом расширения к полисам ОСАГО, продукты мини-каско на случай, если у виновника ДТП не окажется полиса или будет причинен ущерб больше, чем на 400 тыс. рублей. Это связано с тем, что автомобили сильно подорожали.
Предприятия стали обращать больше внимания на социальный пакет, поэтому вырос спрос на продукты ДМС. Хотя сдерживающим фактором здесь является рост стоимости услуг лечебных учреждений. При этом медицинские страховые продукты активно проникают в продукты страхования жизни, в частности туда включают чекапы, профилактические осмотры и т.д.
В этом году продолжит расти спрос на ДМС, автокаско, страхование имущества юридических лиц, страхование грузов. Прирост в целом по рынку может быть и выше 10%, если появятся дополнительные стимулы, например, включение страховщиков в программу долгосрочных сбережений.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.