Кабмин скорректировал программу развития авиации до 2030 года, отложив поставки чешских самолётов L-410 в РФ до 2027-го (ранее в документах фигурировали и 2022-й, и 2023-й). Как рассказали в Минпромторге, проект производства будет переформатирован: теперь машину, которую производили совместно с Чехией, будут создавать с Белоруссией. Новый 19-местный самолёт для региональных авиалиний планируют сертифицировать в 2027 году. При этом российские авиакомпании от сдвига сроков поставок не пострадают, так как они не заказывали L-410 на ближайшие четыре года, выяснили "Известия". Ряд перевозчиков уже выразил интерес к проекту.
Двухмоторный L-410, рассчитанный на 19 пассажиров, используют для полётов в труднодоступные районы на Дальнем Востоке и в Сибири. Машина выполняет местные перевозки. Производитель - чешская Aircraft Industries - до весны 2022 года принадлежал структурам акционеров Уральской горно-металлургической компании, рассказывали источники "Известий". В апреле прошлого года чешский завод продали местной компании Omnipol, сообщалось на сайте организации. В России локализацией производства самолёта занимался Уральский завод гражданской авиации (УЗГА).
Правительство РФ скорректировало в конце августа параметры программы развития авиаотрасли до 2030 года, отложив первые поставки чешского самолёта L-410 до 2027-го. Это следует из опубликованного распоряжения кабмина.
В предыдущей версии программы, утверждённой летом 2022 года, поставки этих машин были расписаны и на 2022-й, и на 2023-й - вплоть до 2030-го по 20 самолётов в год.
Как рассказали "Известиям" в Минпромторге РФ, проект L-410 переформатируют в новый - будет создан российско-белорусский самолёт на 19 кресел.
- До введения со стороны ЕС санкций на отечественную авиастроительную отрасль проект L-410 реализовывался совместно с чешской компанией Aircraft Industries. В настоящее время ранее существовавшая программа импортозамещения самолёта переформатирована и расширена. Теперь в рамках совместного российско-белорусского проекта будет создана 19-местная машина, которая будет опираться на наработки по импортозамещённому L-410, - сообщил представитель министерства.
Самолёт получит новые планер и ряд комплектующих, уточнили в Минпромторге. Проведение опытно-конструкторских работ по этому проекту и сертификация займут несколько лет - завершить процесс планируется в 2027-м, добавили в ведомстве.
При этом, как считают в УЗГА, российские авиакомпании не пострадают от сдвига сроков, так как они и не заказывали L-410 с поставкой в 2022-2026 годах.
- УЗГА не имел контрактов на поставку этого самолёта авиакомпаниям в указанный период. Поставок в адрес российских авиакомпаний в прошлом году также не осуществлялось ввиду отсутствия заказов, - сообщил "Известиям" представитель завода.
В программе развития авиаотрасли фигурировали 18 машин с поставкой в 2022-м (причём утверждалось, что четыре самолёта поступили в первом квартале года).
Зато российские эксплуатанты демонстрируют серьёзный интерес к будущему импортозамещённому российско-белорусскому самолёту, утверждает пресс-секретарь УЗГА. Завод при этом продолжит осуществлять поддержку авиакомпаний запчастями, инструментом и оборудованием для эксплуатации имеющегося парка L-410 в рамках заключённых контрактов, заключил собеседник.
Опрошенные "Известиями" авиакомпании пока не очень много знают о будущем самолёте. От УЗГА поступал запрос об обсуждении тактико-технических требований к проекту, сообщил замдиректора по развитию авиакомпании "Полярные авиалинии" Семён Харитонов.
- При условии реализации в приемлемые сроки и при разумной стоимости данный проект, несомненно, представляет интерес, - сообщил он.
Пока о его серийном производстве говорить преждевременно, как и о заказах на этот самолёт, отметил "Известиям" представитель авиакомпании "Хабаровские авиалинии" Вадим Юрков.
Замглавы Минпромторга Олег Бочаров ранее сообщал, что этот самолёт будет с неубирающимся шасси. Белорусский премьер-министр Роман Головченко в интервью российским СМИ также отмечал: новый самолёт станет летать на расстояния до 1200 км и будет востребован у региональных авиалиний в республике.
С использованием L-410 у российских авиакомпаний сейчас возникает всё больше сложностей из-за наличия в этих самолётах импортных комплектующих - несмотря на то, что уровень локализации производства на УЗГА к 2021 году должен был достичь 72%. От их эксплуатации отказался уже второй перевозчик в РФ - компания "Камчатское авиационное предприятие" (КАП, входит в состав единого дальневосточного перевозчика "Аврора"), писал РБК. В начале года L-410 прекратила использовать компания "Комиавиатранс" из Коми. По данным издания, ещё семь региональных перевозчиков в РФ используют эти самолёты, среди них "Полярные авиалинии" и "Хабаровские авиалинии".
Стратегией развития "Полярных авиалиний" на период до 2032 года (утверждена советом директоров компании в марте 2020-го) не было предусмотрено приобретение новых L-410, рассказал Семён Харитонов. Сейчас в парке перевозчика числится пять таких машин.
- В сегменте воздушных перевозок пассажировместимостью до 19 мест планировалось приобретение ТВС-2ДТС, который ранее разрабатывался СибНИА имени Чаплыгина как воздушное судно до 14 мест. Но с 2019 года ведение НИОКР по самолёту для местных воздушных линий было возложено Минпромторгом на "Байкал-Инжиниринг" ("дочка" УЗГА), - объяснил Харитонов отсутствие заказа на L-410.
Появление этого самолёта в авиационной программе до 2030 года собеседник объясняет "большими надеждами у коллег-эксплуатантов" на скорый выпуск его локализованной в РФ версии.
Как и другие перевозчики, "Полярные авиалинии" сейчас испытывают трудности с доступом к пулу запчастей и компонентов по этому самолёту, сложности с обновлением эксплуатационной документации. Проблема поэтапно решается развитием логистических схем, в основном через дружественные страны, добавил Семён Харитонов.
- Остаток ресурсов по L-410UVP-E позволяет их плановую эксплуатацию до 2029 года. Сейчас они выполняют полёты по социально значимому маршруту Маган - Оймякон - Маган раз в неделю. Также на данном типе выполняются срочные санитарные задания, - уточнил собеседник.
В "Хабаровских авиалиниях" "Известиям" сообщили, что собирались приобрести в 2023 году у УЗГА два L-410, но в связи со сложившейся геополитической обстановкой и санкциями эти планы были пересмотрены. Сейчас сотрудничество с УЗГА ограничивается капитальным ремонтом самолётов этого типа: в июне перевозчик получил одну отремонтированную машину, в сентябре - отправил на завод ещё одну.
- Данный тип самолёта используется у нас для полётов практически по всему Хабаровскому краю: из краевого центра в Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Аян, Чегдомын, Богородское, Херпучи, Чумикан, Советскую Гавань и другие, - сообщил представитель авиакомпании Вадим Юрков.