Первая годовщина пребывания у власти президента Украины Петра Порошенко — повод построить условный промежуточный баланс достижений и провалов главы государства, а также оценить шансы на успех президентства Порошенко как миссии. На этот счет в России и на Украине звучат зачастую противоположные оценки и суждения. "Власть" попыталась представить модель дальнейшего развития Украины, включающую нормализацию отношений с Россией.
В минувшем году деятельность Петра Порошенко в должности президента была ответом на уникальные вызовы, с которыми столкнулась Украина. Главным вызовом для Петра Порошенко стала сохраняющаяся и ныне угроза территориальной целостности украинского государства, что вынудило вновь избранного президента сосредоточиться прежде всего на защите этой целостности. Остальные задачи были подчинены главной или отодвинуты.
Угроза "отрезания" нескольких восточных регионов Украины могла бы стать реальностью, если бы власть в Киеве спасовала, не взяла на себя ответственность за противодействие сепаратизму. Порошенко с первых дней взял на себя такую ответственность. Задача восстановления территориального и конституционного единства страны была решена не полностью, но главное — президенту удалось не допустить перепроектировки Украины по российскому сценарию "Новороссии".
Первым приоритетом для президента Порошенко стало восстановление обороноспособности государства, приведение украинских вооруженных сил к более или менее современному виду и боеспособному состоянию. Год назад Украина фактически была "государством без армии". К тому же прочие силовые ведомства также были дезорганизованы и деморализованы. Армию пришлось буквально восстанавливать из руин, создавать заново систему мобилизации и боевой подготовки войск, их материального оснащения и снабжения.
Конституция возлагает на президента обязанности главнокомандующего вооруженными силами, но организационные, технические и кадровые средства для реализации этой важнейшей функции, как выяснилось, в стране просто отсутствовали, и это никого не волновало, пока не грянул гром. Все, что требуется реальному, а не бумажному главнокомандующему, Порошенко создавал с нуля. После чего он запустил и держит под личным контролем процесс модернизации армии, что потребует еще многих лет и огромных финансовых затрат, источник которых пока не очень ясен.
На сегодняшний день украинская армия способна разве что сравнительно успешно сдерживать возможные попытки распространения вооруженного сепаратизма на новые территории. Но те процессы модернизации, которые запустил президент Порошенко, уже в ближайшие два-три года позволят Украине снова обрести армию, готовую полноценно защищать страну. Пока что это составляет основной плюс в политическом балансе Порошенко.
Весь год постоянным направлением усилий украинского президента был и остается поиск путей к прекращению боевых действий и установлению мира в Донбассе по киевскому сценарию. Успехи здесь, увы, минимальны.
По-прежнему неясно, удастся ли Порошенко сломать кланово-олигархическую систему
Вопреки немалому сопротивлению в украинском политическом классе, Порошенко пошел на мирные переговоры в "нормандском" формате и соглашения "Минск-1" и "Минск-2". При всей относительности достигнутых в течение года перемирий, все же удалось остановить бессмысленную бойню военных "котлов", массовое применение тяжелой артиллерии, что вело к многочисленным жертвам и только затрудняло выход из войны.
Постоянная угроза возобновления полномасштабной войны и отсутствие прочного политического урегулирования для Донбасса остаются тяжким бременем в президентском балансе.
При Порошенко Украина сохранила свой внешнеполитический курс на сближение с Европейским союзом. Было подписано соглашение об ассоциации Украины с ЕС, которое на свою беду отказался подписывать бывший президент Виктор Янукович. В следующем году должна заработать зона свободной торговли. Вместе с тем украинцы явно связывали с Порошенко надежды на более быструю и многоплановую интеграцию с Европой. Им хотелось бы увидеть у себя в стране европейские методы государственного управления, европейские принципы взаимодействия государства и общества, включая гражданский контроль над властью. Все это пока маячит в некоем "светлом будущем".
Увы, даже посмотреть на то, "как это делается в Европе", для многих украинцев затруднительно: безвизового въезда гражданам Украины в страны ЕС пока нет, и когда он появится, неизвестно. Импорт европейских ценностей в украинское политическое и общественное пространство также сталкивается с немалыми трудностями.
Деятельность президента обоснованно критикуют за неэффективную кадровую политику, вялотекущую борьбу с коррупцией, имитацию реформ, популистские заявления. И это далеко не полный перечень заслуженных претензий.
Второй после военного кризиса вызов для сегодняшней Украины — катастрофическая экономическая ситуация. Партия Порошенко входит в правящую коалицию в Верховной раде, вследствие чего президент полностью разделяет с правительством политическую ответственность и за состояние экономики, и за условия жизни граждан. Порошенко это прекрасно понимает, но мало что может предложить.
По-прежнему неясно, удастся ли Порошенко сломать кланово-олигархическую систему, которая больше двадцати лет приспосабливала государство обслуживать интересы узкой элитарной группировки. Успехов на антиолигархическом фронте за первый год у президента вообще не просматривается, если не считать "теплые и почетные" проводы олигарха Игоря Коломойского с губернаторского поста.
Петру Порошенко пришлось отвечать на вызовы, с которыми до него не сталкивался ни один президент Украины. Можно сказать, что за первый год пребывания у власти Порошенко, несмотря на препятствия, допущенные ошибки, неудачи и обоснованную критику, не утратил веру в себя, не потерял запал для борьбы и имеет неплохие шансы реализовать миссию президента, который привел Украину в Европу.
Взгляд из Москвы
При обсуждении итогов работы президента Порошенко за первый год меньше всего дискуссий вызывает характеристика состояния украинской экономики. Масштабы длящейся катастрофы трудно не увидеть даже на расстоянии.
Срыв Украины в 2014 году в силовой революционный сценарий сделал экономические и финансовые потрясения в стране неизбежными и, конечно, не поддающимися исправлению в течение года. Хуже того, противоречивые действия постмайданного правительства до сих пор скорее усугубляли болезни, нежели их лечили. Контрольные цифры (ВВП, девальвация, инфляция, безработица, госдолг и др.) зашкаливают и удручают всех — население, бизнес и кредиторов. Но все-таки не это сейчас определяет судьбу страны в долгосрочном плане.
Украина переживает смену эпох, слом старого и формирование принципиально нового тренда развития. По существу государство необходимо переучредить и отстроить заново. При этом должен быть еще и сформирован коллективный пользователь этого нового государственного механизма — гражданская нация. А формируют гражданскую нацию весьма сложные, долго и трудно согласуемые обстоятельства: общая интерпретация прошлого (с набором национальных мифов, символов и героев), духовные ценности, культура и язык, а также образ желаемого будущего.
Чтобы эти факторы объединяли, а не раскалывали нацию, неизбежен неформальный "учредительный" договор между этнокультурными и территориальными сообществами. Политическому классу независимой Украины (и всем ее президентам) за 23 года не удалось сколько-нибудь значительно продвинуться в решении указанных задач.
А то, как их решает пятый президент Петр Порошенко, вызывает сильнейшую тревогу.
Украина переживает смену эпох, слом старого и формирование принципиально нового тренда развития
Похоже, Порошенко всерьез готовится продвигать самую жесткую — милитаристско-националистическую модель государственного строительства. Этот выбор чреват многолетней опаснейшей конфронтацией с Россией, сулит болезненные испытания гражданам Украины и способен надолго завести страну в исторический тупик. При этом европейская мечта для Украины удалится за горизонт.
При всей ее опьяняющей наивности, охватившая широкие украинские массы идея быть в Европе и жить как в Европе была и остается позитивным мотиватором для политических действий. Если бы европейские и украинские лидеры изначально настроились реализовать эту идею поэтапно и неконфронтационно, в обстановке многостороннего диалога, включающего Россию, евроинтеграция могла даже способствовать дальнейшему сближению Украины и России как общий для них цивилизационный вектор.
К сожалению, с 2013 года и далее процессу евроинтеграции Украины был придан совсем другой, конфронтационный смысл и крен: это, дескать, чуть ли не побег из геополитического ГУЛАГа в царство света и справедливости. Надуманная карикатурность картинки никого, похоже, не смущала.
При попустительстве тогдашнего брюссельского тандема Жозе Мануэл Баррозу--Кэтрин Эштон вместо спокойного прагматического диалога о жизни в общей цивилизационной семье была спровоцирована эпохальная медийная "битва" между Брюсселем и Москвой за приз в виде Украины, совершенно далекая от реалий и напоминавшая скорее плохую компьютерную игру.
Милитаристско-националистическая модель, к которой склоняется Порошенко, идет по этой пагубной дороге гораздо дальше. В новой национальной мифологии центральное место занимает смертельная борьба с Россией как с извечным врагом, само существование которого — прямая угроза. На борьбу с этой угрозой предполагается мобилизовать все ресурсы страны, а государство и нацию выстроить в соответствии с задачами православного джихада, для которого нет моральных норм, правил и границ.
Если выбор милитаристско-националистической модели закрепится на весь срок, отведенный президенту Порошенко, он не сможет стать ни миротворцем, ни реформатором, ни "тем самым", кто привел Украину в Европу. Ибо политической Европе надо сначала полностью сойти с ума, чтобы интегрировать в себя страну, по самой природе своей заточенную на вековой смертельный конфликт с Россией. Не говоря уже о том, как поведет себя Россия, когда "смертельный" для нее выбор в соседнем государстве сложится, будет ли Москва десятилетиями терпеливо наблюдать, как нарастает угроза.
Между тем для Украины возможен (и для очень многих желателен) иной выбор: этнокультурно толерантная гражданская нация, эффективное современное государство, дружественное окружение, безбарьерное экономическое сотрудничество, дружелюбное взаимодействие с Россией — в том числе в русле европейской интеграционной стратегии.
Ломать уже укоренившиеся тренды национально-государственного развития крайне сложно, это всегда процесс разрушительный и болезненный, а иногда чреватый национальной катастрофой. Выбор, который делают лидеры формирующихся наций на сломе эпох, невероятно ответственен.
Петра Порошенко, завершившего первый год своего президентства, поздравлять пока не с чем. Зато есть что ему пожелать: не умножать издержки "эпохи перемен", избежать роковых ошибок и помнить о неразрывной триаде мир--реформы--европейская Украина.