Летчик, что ты про игры знаешь?»
Игру Хаген и его команда из друзей и семьи делали так долго, как никто другой в индустрии игр, – в течение трех лет. Это было возможно, потому что у каждого была своя работа и разработка игры, по сути, воспринималась как хобби. С той лишь разницей, что все представляли себе игру на полке магазина.
– Год мы разрабатывали правила, механику. Просчитывал все мой товарищ, он математик и программист: сколько должно быть карточек, каких и прочее, – вспоминает Хаген. И рассказывает, как однажды в процессе работы пошутил про безумного пилота – типа погода нелетная, а эта карта играет: – Друг зацепился за идею, я отказался. В этой игре только правда, настоящая авиационная история. Никаких безумных пилотов в гражданской авиации нет, их просто увольняют.
После года разработки был еще год, когда белорусский художник Алексей Кот рисовал иллюстрации. «Теперь он меня ненавидит, и я его понимаю: я придирался к каждой детали и в итоге украл у него год жизни», – смеется Хаген. Он скрупулезно выверял каждую деталь: например, чтобы определить возрастной порог, специально собирал детей разных возрастов и наблюдал, как они играют, – в итоге появилась пометка «9+».
Следующий год ушел на попытку собрать деньги на краудфандинговой платформе Kickstarter. Неудачная, она оказалась серьезным опытом, и в процессе открылась другая дверь: игра понравилась компании Blue Orange – крупному западному производителю, – и они предложили Хагену продать лицензию.
– На встрече меня первым делом спросили, чего я хочу. Я хотел, чтобы российский и белорусский рынок остался за мной. Они согласились. И оказалось, что это большой успех, потому что иначе игра в нынешнем виде не появилась бы, – вспоминает он. – Blue Orange полностью перерисовали ее и упростили правила, снизив возрастной порог. Я был против, но они сказали: «Мы профи, продали миллионы игр, а ты – летчик, что ты про игры знаешь? Вон у тебя стюардессы смотрят друг на друга, а должны на нас. И все персонажи – на нас». Я не согласен. Стюардессы разговаривают, второй пилот ругает техника, самолет готовится к взлету, машина едет с багажом, по трапу идут пассажиры – это момент из жизни.
Будет и посадка
Оставив за собой право продавать игру в России и Белоруссии, Хаген нашел в Китае фабрику и выпустил первый тираж – в том виде, в каком «Взлет разрешен!» был придуман. Впрочем, ее владелец Бинг Ву сам пришел к Хагену с предложением через соцсети.
– Было страшновато отправлять деньги в никуда, – рассказывает Хаген. – К счастью, тут мой партнер Илья Степанов собрался в свадебное путешествие. Я предложил Гонконг. В итоге он провел с женой замечательную неделю, а заодно увидел своими глазами китайского партнера и завод, все снял на видео и сторговал скидку. 5 декабря 2016 года мы продали первую коробку игры.
Их было 5 тысяч, таких коробок, – Хаген понимал, что это рискованно много, но интуиция подсказывала: все будет в порядке. Весь тираж разошелся за 11 месяцев.
Как ни странно, слишком медленный старт ошибкой не был – в итоге, говорит Хаген, рынок принимает «Взлет разрешен!» лучше, чем игры более дешевые и созданные быстро. Его убеждали сделать что-то попроще и побюджетнее, а ассортимент побольше, но он отказывается: говорит, хочется создавать сказку.
А еще – продавать игру в небе.
– Я изначально хотел, чтобы ее можно было купить в полете, – говорит Хаген. – Специально просил сестру – она стюардесса – узнать, какая ширина у бортовой тележки. В итоге мы сделали коробку размером 22 на 22 см, которая идеально подходит для магазина на борту. Предлагали отделу маркетинга одного из крупных авиаперевозчиков, но ничего не вышло. Но я вернусь к этому вопросу.
Вернуться Хаген собирается и к разговору с западными партнерами о том, чтобы «Взлет разрешен!» все-таки вышел в США и Европе в том виде, в каком продается в России – рассчитанном на игроков от 9 лет и оформленном в стиле 60-х. В этом году его издательство «Русская игрушка» выпустило еще две новинки. В следующем они рассчитывают продать 16.000 коробок с играми и запустить несколько новых. Казалось бы, чем человека такой профессии, как у капитана Темерязева, мог так привлечь бизнес?
– Моя задача как пилота – выполнить полет как можно более рутинно, – объясняет он.
– Никакого новаторства. История игры «Взлет разрешен!» показала, что мне не хватает творчества, ощущения, когда перед тобой белый лист бумаги и карандаш и ты еще не знаешь, что получится. Хочется создавать новые образы, и идей много. Как минимум будет серия игр про авиацию. Ведь если взлет был разрешен, должны быть сам полет и посадка.