Чего хочет русский турист? Этот простой вопрос, совсем недавно казавшийся риторическим, в преддверии открывающегося сезона летних отпусков поставил в тупик всех – туристический бизнес, власти и даже самих туристов. Год политических и экономических потрясений, неожиданные перепады курса рубля практически обнулили прежние туристические привычки и предпочтения россиян, а заодно и прибыли турбизнеса. В результате пока никто с уверенностью не смог объяснить «Профилю», куда же в первую очередь отправится отдыхать наш турист.
Туроператоры, специализирующиеся на зарубежном отдыхе, убеждены, что, несмотря на его заметное удорожание, ни постолимпийский Сочи, ни возвращенный Крым составить конкуренцию заморским красотам и сервису так и не смогут. Специалисты по организации внутреннего туризма, в свою очередь, радостно потирают руки в преддверии небывалого наплыва клиентов, «отвернувшихся» от дорогой и ставшей теперь неприветливой заграницы. Федеральные власти в лице руководства Ростуризма тем временем решили не просто поддержать «отечественного производителя», а напомнить согражданам о чести и совести, которые должны отворотить их от посещения стран, поддерживающих «незаконные санкции» против России.
Но все при этом признают, что окончательный выбор русских туристов определит рубль. Пока его курс по отношению к иностранной валюте будет обеспечивать для большинства представителей среднего класса относительную доступность отдыха за границей, расцвета внутреннего туризма ожидать не стоит.
Армагеддон в туриндустрии
«Такого у нас не было еще никогда, – говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. – В последнем квартале 2014 года падение спроса на европейские направления было до 70–80%, и в целом зима была очень сложной: снижение составило как минимум 50%». Спад на российском туристическом рынке представитель РСТ называет катастрофическим – туроператоры сокращают офисы, штаты, зарплаты сотрудникам, программы, рекламу. Ряд компаний, входивших раньше в первую десятку, оказались на периферии, десятки разорились.
Кризис в отрасли начался еще в 2014 году. Длинную череду банкротств открыла одна из крупнейших туристических компаний «Нева». О приостановке своей деятельности она заявила в июне. На тот момент за границей находилось около 7 тысяч ее клиентов, которые не могли выехать домой, и еще 20 тысяч имели оплаченные путевки вплоть до октября.
К августу 2014 года обанкротилось еще несколько компаний. Это настолько подорвало доверие клиентов, что продажи к тому времени просто встали. Наибольшие убытки понесли те фирмы, которые специализировались на турах в Европу, причем число желающих отдохнуть там уменьшилось еще до падения курса рубля. О сокращении на 30% турпотока из России в «Старую Европу» премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил в сентябре 2014 года. Он связал это с осложнившейся международной обстановкой.
В целом, по данным Росстата, в 2014 году Европу посетило на 14% меньше россиян, чем в 2013‑м (все предыдущие годы, начиная с 2011-го, этот показатель постоянно рос на 10–30% в год). Тюрина объясняет такой спад информационным фоном: россияне опасались проблем с получением визы. «Кроме того, боялись русофобских настроений в Европе, поэтому и детей неохотно отправляли туда отдыхать и учить языки», – отмечает она.
Отказавшиеся от поездки в Европу, судя по статистике, выбрали отдых в Египте, который в 2014 году принял на 34% больше россиян, в Турции (+6%) и на российских курортах (+30%).
Прощай, Европа!
С укреплением рубля в этом году спрос на загранпоездки стал постепенно восстанавливаться. Однако, по признанию экспертов отрасли, о восстановлении теперь можно говорить лишь в сравнении с зимней «катастрофой» – от прошлогоднего нынешний спрос по-прежнему отстает, по разным оценкам, на 25–40%. И тенденция на снижение турпотока в Европу продолжается. Российских официальных данных на этот счет пока нет. Согласно же докладу Европейской комиссии по туризму, в I квартале 2015 года число туристов из России в Европу сократилось на 30%.
Российские туроператоры эти данные подтверждают: в зависимости от направления спрос на поездки в Европу упал на 30–50%. «Это видно по тому, как туроператоры сократили свои программы, – говорит Тюрина. – А если говорить об общем пассажиропотоке, который включает и самостоятельных туристов, посмотрите, какое большое количество иностранных компаний отменили рейсы в Россию в связи со снижением спроса. Сейчас из регионов практически нет прямых рейсов в Европу, им невыгодно гонять пустой самолет. Максимум, что есть, – это рейсы в Турцию, Вьетнам, Таиланд, да и то все сильно сокращено».
Куда едут богатые
По данным Европейской комиссии по туризму, только две европейские страны в январе и феврале 2015 года продемонстрировали рост турпотока из России – это Румыния (+10%) и Черногория (+30%). Тюрина не согласна с данными Евросоюза: туроператоры не зафиксировали роста интереса россиян к этим странам. По ее словам, европейские чиновники приводят данные авиакомпаний, которые говорят о росте пассажиропотока, но не туристов. В Черногорию, считает Тюрина, скорее всего, едут россияне, владеющие там недвижимостью. Как объяснить рост числа поездок в Румынию, она не знает. «Румыния, по большому счету, не рассматривается в России как туристическое направление. Есть, конечно, компании, которые предлагают туда поездки, но их буквально единицы», – отмечает она.
Спрос на поездки за рубеж, по данным экспертов и туроператоров, начал восстанавливаться с февраля. О том, каков он сегодня, можно судить по прошедшим майским праздникам, отмечает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович. «На майские праздники и на начало июня бронирование упало на 25% по сравнению с прошлым годом, – говорит он. – Зимой мы ожидали, что падение будет 50%, но и курс рубля ожидали другой».
«Выйдя на работу после новогодних праздников, мы не знали, чего ждать, – говорит гендиректор туроператорской компании «Арт- тур» Дмитрий Арутюнов. – Но февраль был очень даже неплохой, март и апрель – тоже, очень хорошие майские праздники. По сравнению с прошлым годом ситуация у нас даже лучше: в прошлом году были Олимпийские игры, и какая-то часть наших потенциальных клиентов поехала в Сочи, а некоторые остались в стране и наблюдали за Олимпиадой, кому-то не разрешили ехать, пока не сдадут все олимпийские объекты».
Впрочем, оговаривается Арутюнов, ситуация с клиентами его фирмы не слишком показательна. «Мы работаем в сегменте вип-отдыха, в меньшей степени в сегменте массовых туров, – говорит он. – Известно, что во время любого кризиса бедные становятся беднее, а богатые – богаче. И сейчас те, кто побогаче, как видно, неплохо устроились, в результате всех этих колебаний кто-то даже заработал больше».
Но и в вип-сегменте тоже наблюдается спад на европейском направлении. Сильно упал спрос на поездки в Англию. Арутюнов объясняет это не столько курсом валюты, сколько визовыми трудностями, пропагандой в СМИ и настойчивыми рекомендациями отдельным категориям граждан не ездить в те страны, которые инициировали санкции против России. Меньше всего упал спрос на курорты Греции, Италии, а также на туры в Чехию.
Вместе с тем, как говорит Арутюнов, растет интерес к восточным курортам: многие едут в Арабские Эмираты, Вьетнам, Китай (Шанхай, Гонконг, Хайнань), пользуется спросом и Латинская Америка.
В последний момент – надежнее
Самым фундаментальным следствием постигших отечественного туриста экономических и политических потрясений стал практически 100‑процентный отказ от раннего бронирования поездок. «Если раньше россияне покупали туры как минимум за 3–4 месяца до начала сезона, то сейчас глубина продаж у туроператоров составляет только один месяц: из-за череды банкротств доверие к турфирмам подорвано», – говорит глава ассоциации «Турпомощь» Вячеслав Басов. По его словам, сейчас туроператоры продают туры на июнь, а в предыдущие годы в это время заканчивались продажи туров на конец августа.
Этим, в частности, объясняется сокращение числа туристов сегодня. Но статистика с учетом позднего бронирования может сильно измениться к концу года. «За сезон доберут», – уверен Басов. Летом россияне обязательно поедут в Египет, Турцию и азиатские страны.
На летние курорты раньше всегда действовала акция «раннее бронирование», по которой можно купить билеты со скидкой еще зимой. Многие россияне так и делали. Но прошедшей зимой ситуация кардинально изменилась. «Когда колебания курса валют были 5–10% в день, народ затаился и ждал, когда все это кончится», – говорит Арутюнов. Его слова подтверждают данные исследования, проведенного АТОР. Его представители с помощью системы sletat.ru подсчитали, как минувшей зимой изменилось число запросов на бронирование летних туров. Оказалось, что за ноябрь, декабрь и январь оно сократилось на 93% по сравнению с аналогичным периодом летнего сезона 2014 года.
«В условиях нестабильности раннее бронирование оказалось невостребованным, – говорит Арутюнов. – Люди предпочитали купить позже, пусть без скидки, но зная, что никаких особых изменений в жизни уже не произойдет. Многие стали принимать решение вообще в последний момент. На это провоцируют и принимающие страны. Бывает, что за 2–3 месяца до желаемой даты ничего нет, и вдруг за неделю появляются специальные предложения для российского рынка. Убедить англичанина поехать на следующей неделе, потому что что-то подешевело, практически невозможно: там люди жестко планируют свой график и туры на год выкупают уже в январе. А наши могут найти свободное время, чтобы поехать».
Падения спроса в ближайшие месяцы Арутюнов не ожидает. «Сейчас курс рубля выше, чем в прошлом году, но люди, как выяснилось, боятся не самих цифр, а нестабильной ситуации. Доллар сегодня колеблется в пределах 50 рублей, и какая-то определенность уже есть. Люди привыкают жить в условиях новой реальности, потому что она более стабильна», – заключает он.
Главное – заманить
К новой реальности привыкают и туроператоры, и принимающие страны. В турфирме Tui (она работает на более массовых направлениях) раннее бронирование со скидкой завершилось в этом году 30 апреля. При этом пик активности клиентов пришелся на апрель. «После укрепления рубля с первой недели апреля постепенно начали расти продажи по всем направлениям. В итоге в апреле продажи в целом выросли примерно на 40%, а спрос на европейские направления увеличился в 2 раза», – отмечает аналитик «Tui Россия» Ксения Мазурова.
В СМИ даже появилась информация, что россияне, купившие путевки заранее, когда валюта стоила дороже, теперь сдают их в надежде сегодня купить дешевле.
В Tui отмечают, что в 2015 году туристы переориентируются на «более демократичные» направления. Самые популярные – Турция и Египет, на которые пришлось более 70% продаж. Тройку лидеров замыкает Греция, которая год назад в рейтинге популярности Tui была лишь на 5-м месте.
В число других популярных стран вошли Болгария, Испания, Черногория, Кипр, Италия и Хорватия. По сравнению с прошлым годом Черногория и Кипр больше всего увеличили свою долю в общем объеме продаж – на 43% и 35% соответственно. Греция стала популярней на 17%, Египет – на 14%, Турция – на 7%.
Эксперты Tui отмечают, что именно эти страны предоставили россиянам скидки в 2015 году, чтобы, несмотря на падение рубля, сохранить стоимость отдыха доступной для наших туристов. Еще раньше поспешил это сделать Египет: с 15 января россияне были освобождены (до 30 апреля 2015 года) от уплаты визового сбора в 25 долларов. Кроме того, снизились цены в некоторых отелях.
В результате средний чек клиентов Tui, воспользовавшихся ранним бронированием, снизился в долларовом эквиваленте на 22% по сравнению с прошлым годом, составив 706 долларов на человека. «Все дело в прагматизме, – поясняет вице–президент АТОР Владимир Канторович. – Для разных рынков – азиатского, российского и других – изначально существуют разные цены, разная покупательная способность, разная структура спроса. Я всегда убеждал наших иностранных партнеров, что их задача – заманить наших туристов к себе в гостиницу, не важно какими ценами. Свою прибыль они все равно получат от мини-баров и гостиничных баров: наши соотечественники достаточно много тратят за границей, в том числе на отдых в питейных заведениях».
С получением россиянами виз, против ожиданий, проблем тоже нет. «Были опасения, что из-за санкций визы не будут давать, а их, наоборот, давали и продолжают давать очень хорошо», – говорит Тюрина. «Многие посольства даже очень лояльны, – добавляет Канторович. – Посольство Италии, например, 90% виз выдает на срок от года и больше. Никто их об этом не просит, они сами проявили инициативу, посчитали, что ничего плохого от этого не будет, а туристов прибавится. По-моему, они не ошиблись».
Непатриотичный спрос
По наблюдениям Ирины Тюриной, представляющей РСТ, надежды на бурное развитие внутреннего туризма не оправдались. «Когда рубль падал, была эйфория, что все теперь будут отдыхать в России, – говорит она. – Но народ все равно косил глазом за рубеж: те, кто в прошлом году на волне патриотизма и невозможности поехать за границу съездил в Крым, были разочарованы уровнем сервиса, ценами и состоянием инфраструктуры. Поэтому, как только рубль начал расти, народ тут же ломанулся за границу».
Между тем туроператоры, которые никогда раньше не занимались внутренним туризмом, в этом году дружно вышли на внутренний рынок. По словам Тюриной, они набрали огромное число мест в отелях в Сочи и в Крыму, забронировали много билетов: «Вот сейчас мы и посмотрим, как они будут все это продавать».
Глава ассоциации «Турпомощь» Вячеслав Басов также прогнозирует, что в связи с подорожанием зарубежных туров россияне не станут чаще отдыхать в России, а просто сократят число заграничных поездок, что уже и происходит. «Если раньше отдыхали 2–3 раза в год, то сейчас ездят 1–2 раза, – говорит он. – Чтобы переориентировать российского туриста на внутренний рынок, нужно провести огромную работу, начиная с создания инфраструктуры и заканчивая обучением персонала. А на зарубежных курортах вся инфраструктура давно создана, да и сезон теплого моря составляет минимум 5–6 месяцев (у нас же – только два)».
В Федеральном агентстве по туризму (Ростуризм), правда, с подобными оценками категорически не согласны.
– В этом году внутри страны подготовлен конкурентоспособный туристический продукт, которого на протяжении 24 лет просто не существовало на российском рынке, – заявил «Профилю» глава Ростуризма Олег Сафонов.
– Прямо за год подготовились?
– Да, за год подготовились. Это не преувеличение, это реальность, факт.