С 1 марта этого года в российские Правила дорожного движения введен новый термин – средство индивидуальной мобильности (СИМ). Это электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и подобные устройства. Редакция ПДД стала необходимой в связи с ростом популярности микромобильности и увеличением числа СИМ на дорогах. Что представляет собой рынок средств индивидуальной мобильности сегодня, и когда ждать появления летающих «рюкзаков-вертолетов»?
СИМ – это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя, говорится в ПДД. Однако, прежде чем говорить о СИМ с электродвигателями, нужно отметить, что наиболее популярным в мире по-прежнему остается обычный классический велосипед. По данным Fortune Business Insights, глобальный рынок велосипедов в 2022 году составлял около $102 млрд, а к 2030-му должен вырасти почти до $229 млрд. У аналитиков Spherical Insights прогнозы менее оптимистичны: рост рынка с $76,3 млрд в 2021 году до $128,7 млрд к 2030-му.
В исследовании Fortune Business Insights говорится также о существенном увеличении популярности электровелосипедов. Рост рынка этого вида транспорта прогнозируется с $37,5 млрд в 2022 году до $119,9 млрд к 2030-му. Таким образом, если обычные велосипеды будут «ускоряться» на 11% ежегодно, то электрические – на 15,6%.
Однако для многих горожан велосипеды и электровелосипеды по-прежнему слишком громоздкие индивидуальные средства передвижения, чтобы использовать их на постоянной основе. В России все популярнее становятся еще более мобильные виды транспорта, прежде всего электросамокаты.
По данным Ассоциации операторов микромобильности, в 2022 году продажи СИМ в России выросли вдвое по сравнению с 2021-м, до 230 тыс. штук. Подавляющее большинство (85%) составляют электросамокаты, а остальные 15% – сегвеи, моноколеса, гироскутеры. Данные ассоциации подтверждаются ритейлерами: еще в мае прошлого года в «М.Видео-Эльдорадо» отмечали более чем вдвое возросший спрос на СИМ. Одной из причин в компании назвали снижение стоимости: средний чек на тот момент снизился на 5%, до 20 тыс. руб.
Впрочем, несмотря на спрос, ожидания ритейлеров оказались завышенными. По данным компании «F+ tech-Марвел», в 2022-м дистрибьюторы ввезли в Россию 325 тыс. электросамокатов на 10,9 млрд руб., а вот распродать смогли меньше половины – всего 160 тыс. на 3,5 млрд. Представители онлайн-площадок, включая Wildberries, динамику подтвердили. Наиболее вероятная причина – российский рынок кикшеринга.
Вековая история СИМ
Если история обычных самокатов уходит корнями в XVI–XVII века, велосипеда – в XIX век, то персональный автоматизированный транспорт – это XX и XXI века.
Первые автоматизированные самокаты появились чуть позднее автомобилей и первых электромобилей: в середине 1910-х, когда американская компания Autoped представила свои скутеры. Было разработано две версии: с двигателем внутреннего сгорания и с электродвигателем, а разгоняться они могли до 35 миль в час (более 56 км/ч), хотя комфортная скорость передвижения составляла до 20 миль в час (около 32 км/ч). Транспорт был сравнительно популярен среди почтальонов, однако постепенно интерес к нему пропал.
Возрождение СИМ случилось в начале 2000-х, когда компания Segway представила первые модели своих гироскутеров. Сначала дорогие и громоздкие, постепенно они становились удобнее и доступнее за счет развития технологий. Затем стали появляться новые девайсы, например, моноколеса, а электрические самокаты и велосипеды и вовсе получили широкое распространение в городах.
Городская мобильность как сервис
Кикшеринг, по аналогии с каршерингом, – это городской сервис краткосрочной аренды СИМ, прежде всего электросамокатов. В крупных, средних и некоторых малых российских городах сегодня можно увидеть огромное количество брендированных электросамокатов, большая часть которых принадлежит тройке «Яндекс», Whoosh и «Юрент». Компании работают по разным моделям: «Яндекс Go» сосредоточивается на крупных городах (на его самокатах можно прокатиться только в Москве, Туле, Санкт-Петербурге и Краснодаре), а вот «Юрент» активно осваивает регионы и по состоянию на конец 2022 года представлен более чем в сотне российских населенных пунктов.
Сервис «Трушеринг» изучил рынок и пришел к выводу, что сервисы кикшеринга в 2022 году выросли по всем показателям: объем, число пользователей, количество самокатов, количество поездок. В общей сложности эти сервисы сегодня охватывают 163 российских города, а объем рынка составляет 13,3 млрд руб., что на 64% выше, чем в 2021-м. Прогнозируется, что к 2025 году рынок должен вырасти еще в три раза – до 39,5 млрд руб.
Причина популярности кикшеринга лежит на поверхности: прежде всего это финансовая и локальная доступность. Одна поездка на электросамокате без подписки обойдется в 50 руб. плюс 7–9 руб. за минуту езды. Подписка за 200–400 руб. в месяц снимает затраты на старт, то есть за 4–8 поездок полностью окупается и с точки зрения стоимости становится практически равноценной альтернативой общественному транспорту. Плюс зачастую общественный электросамокат ближе, чем остановка автобуса или трамвая, и его не нужно ждать (а через приложение отследить наличие транспорта на парковке можно хоть из дома). И, конечно, к преимуществам относится возможность построить собственный маршрут, поставить аренду на паузу, а также тот факт, что для управления не нужны ни права, ни специальные навыки.
К слову, сервисы шеринга электросамокатов очень быстро вытеснили более консервативный вид прокатного транспорта – велосипеды. Сервис «Велобайк», оператором которого является дочерняя компания Группы ВТБ «СитиБайк», был запущен в 2013 году по инициативе столичного департамента транспорта, а первые российские кикшеринг-сервисы дебютировали только в 2018-м («Юрент») и 2019-м (Whoosh). «Яндекс» здесь заметно отстал, он запустил аренду самокатов лишь в 2021-м.
Так вот, в 2023 году у «Велобайка» в Москве доступно 10 тыс. велосипедов (в том числе электрических), и это заметно меньше, чем число СИМ во флоте почти каждого кикшеринг-сервиса «большой тройки»: у «Юрента» в столице насчитывается 17 тыс. электросамокатов (и более 85 тыс. – всего в России), у «Яндекса» – 10 тыс., у Whoosh – 15 тыс. в Москве и 75 тыс. по России (данные прошлого года). К электросамокатам в этом году Whoosh добавил электровелосипеды.
Смена приоритетов горожан в пользу электросамокатов вызвана теми же причинами: пользоваться даже общественными велосипедами менее удобно. Они громоздкие, для них заметно меньше парковочных станций, а поломки могут быть более критичными. Если прокатный самокат по какой-то причине отключится, то на нем худо-бедно можно доехать до парковки, а вот велосипед придется «тащить на себе», если, например, у него соскочит цепь.
Ограничения для самокатов
С учетом роста популярности СИМ одним из ключевых вопросов становится безопасность движения. По заявлению производителей, некоторые модели электросамокатов технически могут разгоняться до 100 км/ч, то есть до скорости автомобиля на загородной трассе. Очевидно, что такая скорость не только избыточна, но и опасна для всех участников дорожного движения.
С 1 февраля этого года для производителей электросамокатов в России действует ГОСТ, согласно которому производитель должен ограничить максимальную скорость своего устройства отметкой 25 км/ч. В парках и на оживленных улицах кикшеринг-сервисы, как правило, ограничивают скорость до 15 км/ч – в 2023 году в Москве таких зон более 200. А на Красной и Манежной площадях на самокатах и вовсе нельзя ездить: там они попросту отключатся.
Согласно ГОСТу, весь электротранспорт должен оснащаться как минимум двумя навигационными системами, например, ГЛОНАСС и GPS (в том числе для ограничения скорости). Они же используются для контроля за парковкой кикшеринга: по правилам сервисов, оставлять самокаты можно только на специально отведенных для этого стоянках (в приложениях они обозначаются привычной для автомобилистов буквой Р). Но в этом году оставленные электросамокаты можно встретить где угодно (даже на крыше остановки): навигация работает с серьезными перебоями, поэтому компании вынуждены снимать ограничение, чтобы у пользователей была возможность завершить аренду в принципе. По этой же причине зачастую не действуют и «парковые» ограничения скорости.
Распространено мнение, что даже с учетом 25-километрового ограничения скорости увеличение числа электросамокатчиков привело к росту числа ДТП. Но, по данным «Росгосстраха», электросамокаты и другие СИМ существенно не влияют на аварийность на дорогах. Например, в 2022 году на электросамокаты пришлось только 10% заявлений на возмещение ущерба в результате аварий. Для сравнения: у велосипедистов этот показатель составляет 57,5%.
Тем не менее статистика МВД показывает, что с распространением СИМ увеличивается и количество ДТП с их участием. В связи с этим депутаты Госдумы предлагают ввести еще более жесткое регулирование как минимум шеринговых и курьерских электросамокатов и электровелосипедов. В частности, предлагается полностью запретить передвижение на них по пешеходным улицам, а максимальную скорость ограничить до 15 км/ч. Также до управления таким транспортом предлагается не допускать подростков младше 18 лет.
Кикшеринговые сервисы, в свою очередь, считают, что такие ограничения скорости не приведут к должному эффекту и куда важнее сформировать инфраструктуру для комфортного перемещения, чем вводить новые запреты.
Фальшивые QR-коды
Распространенность городского кикшеринга дает возможность заработка не только для бизнеса, но и для мошенников. В мае этого года была вскрыта схема, связанная с фальшивыми QR-кодами на рулях самокатов: злоумышленники клеили поверх «родных» кодов собственные. При их сканировании человек может попасть на фишинговый сайт, где будут скомпрометированы его платежные данные, либо получить в смартфон вредоносное приложение.
Наибольшую опасность такая схема представляет для новых пользователей, которые сканируют QR-коды не через приложение сервисов («Яндекс GO», Whoosh, «Юрент»), а с помощью камеры телефона. Если же использовать официальные приложения, то такие коды будут безвредными: пользователь просто получит сообщение об ошибке. Распознать фальшивую наклейку можно и визуально: если самокат «поживший» и перепачканный, а QR выглядит как новый, то велика вероятность, что это свежая «сторонняя» наклейка.
На чем еще можно ездить и летать
Наиболее доступными для широкого круга пользователей сегодня по-прежнему остаются обычные самокаты и велосипеды: в среднем они дешевле аналогов с электродвигателями. Стоимость самых бюджетных электросамокатов для взрослых – от 10 тыс. руб. За модель, эквивалентную кикшеринговым, придется отдать не менее 50 тыс. – в большинстве случаев это самокаты Ninebot (с 2015 года компания принадлежит Segway). Цена более продвинутых моделей может доходить до 100–200 тыс. руб. Нижняя планка стоимости электровелосипеда сегодня находится в районе 30 тыс. руб., но большинство популярных моделей стартуют от 50–60 тыс.
Все остальные электрические СИМ являются куда более нишевыми устройствами. Платформенный гироскутер, например, стоит около 10 тыс. руб. Он не приспособлен для перемещения на большие расстояния (максимум 15 км от одного заряда), а маленькие колеса не позволят преодолевать препятствия.
Чуть более популярные моноколеса могут проехать больше 100 км без подзарядки, в том числе по неровным дорогам, городским плиткам и тротуарам, но и стоить они будут минимум 60 тыс. руб. Плюс для управления моноколесом нужны определенные навыки балансирования, что также доступно не всем и потребует отдельного обучения. Изредка можно встретить электрические скейтборды, но это удовольствие совсем на любителя: такая «доска» стоит около 20 тыс. руб., а управляется с помощью отдельного пульта.
В перспективе производители СИМ рассчитывают поднять человека в воздух. Уже много лет ведутся соответствующие разработки, но пока они в большинстве случаев остаются на уровне концептов (как, например, левитирующий ховерборд компании Lexus, показанный в Барселоне в 2015 году). Исключением можно назвать реактивные ранцы – технологии уже примерно 70 лет, и за это время ее успели более-менее отработать. Однако стоимость таких устройств отнюдь не общедоступная – от $300 тыс., да и использовать ранцы для перемещения нельзя: ни в одной стране под это нет и в обозримом будущем не предвидится законодательной базы.
Австралийская компания CopterPack тем временем разрабатывает альтернативу реактивным ранцам: «рюкзак-вертолет», который может поднимать человека за счет несущих винтов, а не реактивной тяги. Иными словами, это своеобразный большой дрон за плечами, испытания которого впервые были продемонстрированы в 2021 году (сейчас разработано второе поколение концептуального транспорта). Судя по видеороликам, устройство уже обеспечивает довольно комфортное перемещение, но как минимум не проработан вопрос безопасности: в открытые лопасти может попасть птица или какой-то предмет, и тогда жизнь «пилота» окажется под угрозой. Соответственно, технология также требует существенной доработки, и неизвестно, когда она сможет стать общедоступной.