В российских аэропортах готовятся отменить бумажные посадочные талоны. Норма может заработать уже в 2019 году, и авиапассажиры получат возможность проходить на досмотр и в самолет по смартфонам. Бумажные талоны останутся, но не будут обязательными. Соответствующий приказ разработал Минтранс, его уже согласовало МВД, сообщили "Известиям" в ведомстве. Вступление документа в силу произойдет после его регистрации в Минюсте. Аэропорты просят ускорить процесс -во многих странах уже действуют такие системы, они отвечают всем требованиям безопасности и позволяют быстрее пройти регистрацию и посадку на рейс.
По новым правилам авиаперевозчик может оформить посадочный талон в виде штрих-кода и направить его на электронный носитель (смартфон, планшет) пассажира. При прохождении досмотра сотрудники отсканируют документ прямо с экрана устройства.
Соответствующий приказ Минтранса разрабатывается с 2017 года. В сентябре прошлого года ведомство сообщило, что утвердило изменения. Документ был отправлен на регистрацию в Минюст, но ведомство вернуло его на доработку из-за разногласий с МВД.
В Министерстве внутренних дел "Известиям" заявили: в феврале 2018 года нормативные правовые акты Минтранса обсуждались на совещании, где были высказаны замечания и предложения МВД. Теперь документ согласован ведомством.
В пресс-службе Минтранса "Известиям" заявили, что "документ находится в работе". В Минюсте сообщили: по состоянию на 28 ноября 2018 года приказ Минтранса на регистрацию в ведомство не по ступал. Ускорить принятие новых правил теперь просят сами аэропорты. Гендиректор ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации Виктор Горбачев направил в адрес главы Минтранса Евгения Дитриха письмо (с ним ознакомились "Известия"), в котором попросил устранить коллизию, которая возникла при применении норм регистрации и предполетного досмотра пассажиров. Суть коллизии в том, что действующее законодательство предусматривает две взаимоисключающие нормы. По одной из них электронный посадочный талон имеет ту же юридическую силу, что и распечатанный на бумаге. А по другой - от пассажиров требуется наличие штампа о прохождении досмотра на бумажном билете. Дополнительный приказ ведомства ликвидирует эти нестыковки.
ОТ QR-КОДА ДО РАСПОЗНАВАНИЯ ЛИЦ
Аэропорты Московского авиаузла - Шереметьево, Домодедово и Внуково - готовы к новшествам, сказали "Известиям" в воздушных гаванях.
В Домодедово отметили: аэропорт уже активно внедряет безбумажные технологии, чтобы пассажиры могли свободнее управлять своим временем. С 2017 года в терминале установлены eGate - автоматизированные турникеты для обработки электронных посадочных талонов. Они позволяют пассажирам самостоятельно пройти контроль при входе в зону вылета и посадки. Для этого авиапутешественникам достаточно приложить QR-код на мобильном устройстве к сканеру.
- Технология пользуется большим спросом у пассажиров. Например, во время чемпионата мира по футболу в России ею воспользовались 1,2 млн человек, - отметили в пресс-службе аэропорта.
Согласно исследованию SITA, применение eGate сокращает риск задержки рейса и увеличивает на 50% скорость обслуживания пассажиров на гейте.
Также аэропорт в 2019 году готовится к реализации проекта по использованию технологии автоматизированного распознавания лиц. Это позволит создать для пассажиров удобный и современный сервис, добавили в пресс-службе аэропорта.
В пресс-службе Шереметьево "Известиям" рассказали, что вопрос об использовании посадочных талонов, оформленных в электронном виде, инициирован аэропортом совместно с авиакомпанией "Аэрофлот". Для АО "МАШ" это актуально с учетом крупномасштабных мероприятий по увеличению пассажиропотока, добавили в воздушной гавани.
В Шереметьево также заявили о необходимости переходного периода при внедрении новых норм. Он может понадобиться, чтобы избежать сбоев при налаживании технологии.
Во Внуково отметили: мобильная регистрация - это мировая практика. Руководитель пресс-службы Мария Шаравина рассказала "Известиям", что аэропорт готовится к нововведениям, ожидается, что подготовка завершится в следующем году.
СПЛОШНАЯ ЭКОНОМИЯ
Во многих странах электронные билеты используют еще с середины 2000-х годов. А в Москве эксперимент стартовал только в 2013/14-м. Аэропорт Внуково тогда тестировал технологию: рейсом в Сочи вылетел первый пассажир с электронным посадочным талоном на экране смартфона.
Использование новой системы в России не потребует существенной перестройки терминалов - необходимое оборудование выпускается серийно и уже протестировано ведущими российскими аэропортами, сказал "Известиям" исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев.
Авиация давно к этому готова, согласен главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
- Но в России изменения нормативной базы утверждаются очень медленно, что тормозит переход на систему электронных посадочных талонов, - сказал он "Известиям".
Появление возможности прохода по электронному посадочному талону упростит и ускорит процедуру посадки на рейс для пассажиров и уменьшит расходы авиакомпаний, убеждены эксперты. Выгода же для аэропортов - в снижении трат на сотрудников, проверяющих посадочные талоны.
- Сейчас на каждом выходе нужно присутствие одного - двух агентов, но после введения автоматизированных гейтов одного сотрудника может быть достаточно сразу на несколько выходов, - считает Олег Пантелеев.
В зависимости от числа пассажиров, которые будут пользоваться технологией, пропускная способность гейтов может возрасти на треть или даже вдвое, оценил эксперт.