Российские операторы кикшеринга начали блокировать аккаунты подростков (до 18 лет), пользующихся электросамокатами. Причина — нарушение установленного возрастного ценза, рассказали «Известиям» представители этих организаций. Чтобы выявить нарушителей «МТС Юрент», к примеру, использует данные о возрасте абонентов сотового оператора. В Whoosh прорабатывают вопрос об отслеживании малолетних нарушителей правил доступа к самокатам в сотрудничестве с банками. Эксперты считают ограничения необходимыми: это сохранит жизнь и здоровье юных пользователей кикшеринга и других участников дорожного движения.
Походят пешком
Российские операторы кикшеринга начали закрывать доступ несовершеннолетним к электросамокатам, об этом «Известиям» рассказали представители компаний. Так, в конце мая блокировать аккаунты людям младше 18 лет начала компания «МТС Юрент» с помощью сервиса аутентификации МТС ID. За две недели был закрыт доступ к около 4 тыс. учетных записей.
Правила сервиса запрещают пользоваться самокатами несовершеннолетним, объяснили «Известиям» в организации. Теперь указанные при аутентификации сведения сверяются с базой сотового оператора МТС, в которой содержатся паспортные данные абонентов. Сам сервис кикшеринга получает только дату рождения владельца аккаунта. Если возрастной ценз не пройден — учетная запись блокируется, пояснили в компании.
По словам источника, близкого к МТС, возрастной ценз необходим — как показывает опыт, подростки крайне пренебрежительно относятся к чужому имуществу и соблюдению ПДД. Он отметил, что операторам кикшеринга также хотелось бы избежать трений с ГАИ, у которой периодически возникают вопросы об эффективности контроля компаниями за использованием их самокатов.
Вероятность того, что юный ездок воспользуется для регистрации «самокатного» аккаунта сим-картой, оформленной на родителей, крайне невелика: в большинстве случаев детям приобретают тарифы, предусматривающие разнообразные опции родительского контроля, в том числе — за подписками, уточнил он. Поэтому подростки предпочитают оформлять «симки» на себя. Передача информации о дате рождения происходит при аутентификации в привязке к номеру телефона аккаунта, подчеркнули в МТС.
«Сам процесс безопасен для клиента, так как данные не передаются в открытом виде, сервис получает только маркер о соответствии пользователя заданным критериям», — говорится в материалах компании.
«Известия» направили запрос в МВД, в состав которого входит Госавтоинспекция, а также в Минтранс.
В Woosh, где возрастной ценз для пользователей составляет также 18 лет, прорабатывают вопрос о более точном отслеживании несовершеннолетних нарушителей.
— Контроль за регистрациями несовершеннолетних — очень важное направление нашей работы. Мы рассматриваем интеграции с банковскими сервисами, чтобы дополнительно выявлять возраст пользователя. На момент интеграции мы сможем отслеживать случаи, когда банковская карта принадлежит подростку, и блокировать такой аккаунт. Эти пользователи не смогут арендовать самокат или велосипед, — рассказал «Известиям» представитель сервиса.
По его словам, значительная часть поездок несовершеннолетних осуществляется, когда управление транспортным средством им передает взрослый: старший товарищ или родитель. При выявлении таких нарушений аккаунт, с которого была проведена оплата, блокируется навсегда, уточнили в Woosh. Впрочем, сейчас большинство пользователей достоверно вводят при регистрации свой возраст и другие данные, добавил он.
Правила дорожного продвижения
Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщал, что с начала сезона проката в России «фиксируется рост количества ДТП с участием электросамокатов более чем в два раза, в том числе со смертельным исходом».
«С 1 марта прошлого года действуют ПДД для данного вида транспорта. Но ответственности за их нарушение нет. Регионы просят внести изменения в КоАП, чтобы на улицах стало безопаснее», — написал он 14 апреля в своем Telegram-канале.
По словам спикера нижней палаты парламента, кикшеринговые компании также должны нести ответственность, и призвал их сделать всё, чтобы пользователи соблюдали ПДД, а жертв на дорогах не было.
Количество ДТП с участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) в 2023-м выросло в три раза, сообщал начальник научного центра безопасности дорожного движения (ЦБДД) МВД России Дмитрий Митрошин. По его данным, в прошлом году в РФ произошло 3,1 тыс. дорожных происшествий, в которых погибли 43 человека. В 2022 году случилось чуть более 940 ДТП с участием таких СИМ.
В большинстве случаев виновниками ДТП становились как раз подростки, сообщил адвокат Игорь Апостол. Эти обстоятельства привели к необходимости создания свода требований для водителей таких транспортных средств, считает он. Помимо органов, отвечающих за безопасность дорожного движения, созданием правил озаботились и сервисы проката: начало нынешнего летнего сезона и вовсе ознаменовалось введением существенных штрафов для нарушителей, добавил эксперт.
— При этом количество нарушений уменьшилось несущественно, мы продолжаем видеть на дорогах детей, катающихся на самокатах и подвое и потрое. При этом привлечь их к ответственности крайне сложно, так как они не обладают полной дееспособностью до достижения 18-летнего возраста. Мера операторов полностью обоснована, — сказал Игорь Апостол.
Ограничение на использование СИМ лицам до 18 лет вполне логично — несмотря на то, что ПДД разрешают передвигаться на них по дорогам с 14 лет, государство и бизнес понимают: в случае аварии несовершеннолетнего будет крайне сложно привлечь к ответственности, отметил руководитель проекта Content-Review Сергей Половников.
— Юридически мы можем оказывать услуги только совершеннолетним, поскольку гражданскую ответственность за подростков, в силу отсутствия у них собственного имущества и денежных средств, несут родители и опекуны, — объяснили «Известиям» в одной из кикшеринговых компаний.
Ограничение на пользование СИМ несовершеннолетними вполне оправдано, в первую очередь потому, что спасает самих неопытных водителей от травм, в том числе с летальным исходом, добавил Сергей Половников. Эта мера также экономит время, деньги и нервы другим участникам движения, отметил он.
Порог в 18 лет выбран как возраст наступления полной ответственности, то есть операторы кикшеринга, с одной стороны, предоставляют средство передвижения, а с другой стороны, возлагают ответственность за его использование на пользователя, считает главный юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР Кирилл Ляхманов. При этом уже существуют механизмы блокировки пользователей за опасную езду, которые применяются в каршеринговых приложениях, но в самокатах они почему-то не используются, отметил эксперт.
Вместе с тем владельцы прокатных сервисов могут вводить собственные ограничения, касающиеся использования их самокатов, в том числе они могут по собственному усмотрению устанавливать возрастной ценз, сказал юрист, преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School Ефим Казанцев.
— Насколько мне известно, все московские сервисы воспользовались таким правом. Так, планка в 18 лет установлена в документах сервисов Woosh, «Юрент», «Яндекс Go», Lite и «Карусель», — отметил он.
Причина таких ограничений заключается в повышенных рисках причинения вреда жизни, здоровью и имуществу пользователей и третьих лиц при эксплуатации электросамокатов, считает эксперт.