ШОПИНГ МОЖЕТ ПРИНОСИТЬ БОЛЬШЕЕ УДОВОЛЬСТВИЕ, ЧЕМ СЕКС, ЗАЯВИЛИ УЧЕНЫЕ. СТОИТ ЛИ ПОДМЕНЯТЬ ПЕРВОЕ ВТОРЫМ, РАЗБИРАЛАСЬ ВЕЧЕРКА
Сначала про ученых. Новость распространила New York Post со ссылкой на исследования компании по разработке нейрокомпьютерных интерфейсов — всяких штук, которые нужно цеплять на голову для того, чтобы управлять компьютером с помощью мозга. Там выяснили, что покупки могут оказывать на содержимое нашего черепа воздействие, сравнимое с удовольствием от плотских утех. Причем 84 процента из тех, кто расценивает поход в магазин не как неизбежную рутину, а как праздник, который всегда с тобой, получают от шопинга удовлетворение более сильное. Привлекала ли компания к исследованию серьезных мозговедов или запустила новость для пущего пиара, неизвестно, лишь сообщается, что выводы сделаны на основе анализа гамма-ритмов испытуемых. Гаммаритм, если кто-то не знает, отвечает в наших головах за вдохновение, творчество и решение задач, требующих максимального сосредоточения. В какой степени все это относится к сексу, решайте сами.
Косточка от вождя
Нам в очередной раз ненавязчиво напомнили, что покупать и потреблять — это прямой путь к неземному блаженству. А главное, верный и надежный. Ни тебе ежемесячных неожиданностей, портящих всю малину, ни чутких соседей, призывающих к тишине и аскезе, ни врывающихся в спальню детей, ни стрессов и прочих препон. В любое время дня и ночи ты можешь достичь желанной нирваны с помощью кусочка пластика или комплекта красочных бумажек из кошелька. Отоваривайся экстаз гарантирован. И у многих, похоже, получается. По некоторым оценкам, на сегодняшний день шопоголизмом (болезненной зависимостью от покупок) страдают 5–7 процентов россиян. И их количество, вопреки всем кризисам, только растет. Да и как не расти, если из каждого телевизора и автоприемника, с каждого билборда нас убеждают, что мы этого достойны?
— Общество потребителей — вещь, конечно, отвратительная, но к удовольствию от шопинга не имеет никакого отношения, — заверил «ВМ» сексолог Юрий Левченко. — Люди во все века, начиная с пещерных времен, когда получали от вождя в награду косточку, ценили свои достижения. Любое достижение придает нам значимость и самодостаточность. В нынешние времена шопинг — самый простой способ удовлетворения этой потребности. Ну, сами посудите: не надо воевать, не надо завладевать вниманием партнера — просто идешь в магазин и завладеваешь покупкой. А итог, с точки зрения нейрофизиологии, тот же: и в том, и в другом случае идет выброс одинаковых гормонов, и действуют они на наше сознание одинаковым образом.
Причем, по мнению сексолога, тратиться на кассе совсем не обязательно: — Есть у нас в мозге такая область — гипоталамус. Некоторые психологи говорят, что это душа человека, я называю его «топ-менеджером». Чтобы понять его действие, представьте себе сейчас, что у вас в руках — толстая, истекающая соком долька лимона, и вы зубами впиваетесь в нее. Почувствовали, как начала выделяться слюна, как начало сводить скулы? Это заработал гипоталамус, воздействуя на нас через ассоциации. С шопингом можно проделывать то же самое. Мы еще ничего не завоевали (не купили), косточку не получили, но мы ходим по магазину, смотрим на разные вещи, что-то примеряем, начинаем фантазировать и — вуаля — настроение улучшается. Вот я сейчас нахожусь в Сочи, погода отвратительная, а я представил, что солнышко, жарко, и все стало прекрасно! По большому счету нашему мозгу не важно, реален объект или воображаем. Так что ничего плохого в шопинге нет — это точно. Я его даже прописываю пациентам для поднятия настроения, особенно осенью или серой затяжной зимой.
Не зарастет тропа
Ну, побродить раз в месяц по торговому центру для настроения — это одно, а вот когда это становится и отдыхом, и развлечением, и смыслом — совсем другое. Тут, знаете ли, уже и до «желтого дома» недалеко.
— Покупки без потребности, когда человек приобретает вещи, которые ему заведомо не нужны, — это первый и совершенно очевидный признак зависимости, — объяснил «ВМ» Виктор Ханыков, врач-психиатр Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского. — Вообще, зависимость может возникнуть от любой формы поведения, где приятный результат можно получить быстро, а потом неоднократно повторить. А интервал между началом действия и результатом определяет скорость развития зависимости. Самый короткий интервал (а значит, и самая быстро формирующаяся зависимость) у наркотиков, тут результат наступает, как правило, уже в момент действия. Потом идет алкоголь, где результат отстоит от действия на 10–15 минут. Дальше идут игровые процессы (компьютерные, азартные) и шопинг. Потому что, придя в магазин, вы можете получать позитивный результат неоднократно в течение 2–3 часов хождения. И повторять процедуру хоть каждый день. Осуществленная цель производит в вашем мозгу действие, сопровождаемое выбросом эндорфинов или дофаминов — вы получаете удовольствие.
Но у этих, приятных во всех отношениях, гормонов есть, по словам психиатра, и не очень приятное свойство: — На физиологическом уровне они оказывают подкрепляющий эффект. Вы совершили действие, которое закончилось удовлетворением (а оно для нас очень важно, так как фиксирует успех). Та цепочка нервных клеток, которая совершила столь успешное действие, получила усиление — некий след, который остался в голове. По нему, как по примятой траве, нервный импульс в следующий раз пойдет легче.
А потом еще легче. И еще… В итоге со временем на поведенческой линии «плохо — покупка — хорошо» прокладывается уже не тропинка, а широкая автострада, по которой нервный импульс бежит практически без сопротивления. А теперь сравните. Обычно в жизни на то, чтобы добиться успеха, надо потратить дни, а то и месяцы целенаправленных усилий. А тут за очень короткий интервал времени вы можете поставить цель — и ее осуществить, поставить — осуществить… Мозг начинает все более автоматически выбирать именно эту форму поведения, уже невзирая на ваши реальные возможности, оттесняя прочие интересы, формы поведения, цели… Итог понятен: вы уже жить не можете без торговых центров, рынков, распродаж, гипермаркетов и прочих пунктов самоудовлетворения. С другой стороны, каждому из нас хотя бы раз в жизни улыбалась удача в виде отличной покупки, но шопоголиками мы от этого не стали...
— Выброс эндорфинов и чувство удовлетворения зависит не только от успешности действия, но еще и от его значимости для нас, — объясняет Виктор Ханыков. — В обществе потребления, куда все больше скатывается наша страна, значимость этого самого потребления очень высока, а значит, и подсесть на приобретательство шансов у людей больше. И тут нас спасут лишь конкурирующие интересы и увлечения. Если человек богат ими, если у него есть сформированные хобби, друзья, семья, которая дает ему огромное удовлетворение, или просто любимый человек, путешествия, спорт и т. д. — шопоголиком он вряд ли станет. Да и вообще, чем больше у человека способов получить эндорфины, чем он разностороннее, тем меньше шансов, что у него разовьется зависимость от чего бы то ни было.
В общем, выводы понятны. Не зацикливайся на покупках, выключай рекламу, чтобы не свербила мозг, презирай потребление, заводи хобби и друзей, побольше перемещайся в пространстве, и тогда вещам тебя не сломить.
ПРИЗНАКИ
ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ: ШОПОЗАВИСИМОСТЬ
■ покупки без особой необходимости;
■ покупки, несоразмерные с доходами;
■ на покупки уходит несоразмерно много личного времени (количество других действий, приносящих когда-то удовлетворение, сокращается), общение все больше сводится к обсуждению совершенных и планируемых покупок.