ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Окт. 13, 2020

Пожары имперского фронтира

Рейтинг: 0

Автор: Петр Скоробогатый , Тихон Сысоев. Эксперт

На постсоветском пространстве один за другим вспыхивают политические и межнациональные конфликты. Вокруг России ширится дуга нестабильности. Москва отвечает евразийской интеграцией и личным ресурсом Путина

Вслед за Нагорным Карабахом вспыхнула Киргизия. И этот кризис тоже предсказывали заранее, как поствыборные митинги в Белоруссии и войну Армении с Азербайджаном. Тут аналитикам еще проще: «киргизинги» случаются с завидной регулярностью. Механизмы западной демократии фантасмагорично накладываются на местный криминальный трайбализм, и «народ» под сурдинку очередных выборов сносит старую власть, тасуя колоду «северных» и «южных» политических вождей.

В результате межклановых разборок страна погружается в феодальный век и дробится на восемь-девять вотчин. Затем стороны заключают временное перемирие до очередных выборов. В Киргизии работают множество НКО, есть влияние Китая и Турции, но с переворотами киргизы справляются без всякого иностранного вмешательства. Россия — над схваткой, выстраивает отношение со всеми кланами, но главное, выдерживает связи с силовым контуром республики, который не дает стране перейти к гражданской войне и полному развалу.

Вокруг России продолжает формироваться дуга нестабильности по линии постсоветского фронтира. И есть ощущение, что уже известными кризисами дело не обойдется. В воскресенье 11 октября пройдут президентские выборы в Таджикистане. Там наблюдаются все признаки социально-экономического кризиса, умноженного на проблемы транзита власти. Только силовая вертикаль удерживает государство от политических волнений.

Далее, 25 октября ожидаются местные выборы в Украине. Их результаты могут добить теряющую популярность партию Владимира Зеленского, ослабить власть президента и усилить радикалов. Минский формат в новой итерации уже практически уничтожен, условное перемирие на Донбассе висит на волоске. А 1 ноября — президентские выборы в Молдавии, еще одном политически нестабильном failed state. Там уже сейчас оппозиция отказывается признавать итоги голосования и готовит волнения и протесты, направленные против умеренно пророссийского президента Игоря Додона.

На старте 2021 года, в январе, выборы в меджлис Казахстана. Там наблюдается кризисная ситуация в связи с пандемией и падением уровня жизни, а также выходят на поверхность межклановые разборки вследствие недавнего транзита власти. А завершат следующий год выборы президента Республики Узбекистан, где помимо экономических проблем ощущается давление исламистского подполья.

В целом же ситуацию на постсоветском пространстве в ближайший год будут определять три кризисных фактора. Во-первых, эпидемиологическая ситуация и тяжесть второй волны коронавируса: запас прочности у постсоветских стран невелик, падение уровня жизни ощущается повсеместно — сказывается недиверсифицированность региональных экономик, зависимость от сырья, туристов, иностранных инвестиций, доходов мигрантов. И если первый удар пандемии государства выдержали, то на следующий терпения у граждан может не хватить.

Второй фактор, лишь отчасти следствие первого, — незначительный кредит доверия к власти и правящим элитам в целом. Эта проблема формировалась задолго до коронакризиса. Граждане повсеместно недовольны качеством управления, коррупцией, неравенством. Ощущается запрос на справедливость. А мода на ненасильственные протесты еще не докатилась до этих регионов. Все это накладывается на трансформацию государств, идущую вслед за окончательным разрушением постсоветских механизмов власти, изменением структуры экономик и трансферта капитала. Страны по всему российскому периметру находятся в поиске своего будущего. И местные элиты, которые хотели бы замкнуть этот процесс на узкий междусобойчик, не в состоянии остановить претензии граждан на заключение новых общественных договоров.

Наконец, третий фактор — влияние на внутрирегиональный кризис внешних сил и запас прочности российской внешней политики. Велик соблазн списать пожар на имперском фронтире на коварную спецоперацию наших геополитических соперников. Тем более что попытки взорвать российское пограничье, и уже вполне удачные, мы наблюдаем последние тридцать лет. Особенно это касается западного направления, где к кровоточащему Донбассу только что едва не присоединилась Белоруссия. И США, и Польша не скрывают подрывной деятельности и намерения вплотную подвинуть военный блок к границам России.

В Закавказье с четкой целью дестабилизировать ситуацию ворвался новый игрок — Турция. Пантюркистские амбиции президента Реджепа Эрдогана простираются и дальше — в российские Северный Кавказ, Поволжье, Крым. А также в Среднюю Азию, где к предыдущим интересантам присоединяется Китай. Пекин, впрочем, ставит на политическую стабильность региона, гарантирующую ползучую экспансию китайских инвестиций.

Тем не менее в основе каждого кризиса на постсоветском пространстве лежат свои органичные причины, спровоцированные в первую очередь внутриполитическими особенностями развития государств. Конечно, этим пользуются внешние силы, провоцируя там, где тонко. Поэтому решения со стороны России, не всегда очевидные и понятные наблюдателям, следуют по двум векторам.

Первый — это интеграционные процессы на платформах Союзного государства, ЕАЭС или ОДКБ, направленные на консолидацию постсоветского пространства на основе общих региональных интересов и экономических связей. Эта евразийская сборка в первую очередь препятствует намерениям внешних игроков разрушить взаимодействие соседей и хаотизировать регион. Экономические преференции от интеграции пока, правда, не очевидны нашим союзникам, которые упрекают Россию в том, что она снимает все сливки с общего рынка капиталов и рабочей силы.

Отсутствие очевидного экономического развития региона с российским ядром является основным препятствием для дальнейшего развития евразийской интеграции. В то время как другие игроки, прежде всего Китай, уже сейчас пытаются включить потенциал экономик той же Средней Азии в свой контур. Пекин всей своей финансово-промышленной мощью очевидно конкурирует с Москвой, постепенно уменьшая в регионе и политическое влияние России. К счастью, этот процесс тормозят сами среднеазиатские государства, не желающие попасть в зависимость от КНР.

Второй трек, которым пользуется Россия во взаимоотношениях с соседями, — прямой диалог с элитами и главами постсоветских государств. Здесь в первую очередь используется личный ресурс Владимира Путина и его гигантский опыт: он прекрасно знает партнеров и коллег на евразийском поле, как бывших у власти после развала Союза, так и следующие поколения элиты. К сожалению, этот ресурс не дополняется инструментами мягкой силы и более гибкой работой российских дипломатов.

С другой стороны, в условиях рыхлой клановой системы большинства государств постсоветского пространства и цветущих антироссийских настроений в ряде стран ставка на властную вертикаль позволяет удерживать контроль в условиях трансформации политических систем соседей. Российскую политику на евразийском пространстве в последнее время часто упрекают в реактивности и конъюнктурности, отсутствии стратегического видения, но в условиях идеологической и экономической слабости самого российского государства и хаотичного состояния миросистемы, вероятно, мы выжимаем максимум из имеющихся ресурсов.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни