Номинантов 25-й юбилейной "Золотой маски" назовут 31 октября. В канун Года театра Министерство культуры РФ сочло необходимым выйти из числа организаторов главной на сегодняшний день российской национальной театральной премии, уведомив об этом ее руководителей Марию Ревякину, Игоря Костолевского и председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина.
Причины выхода Министерства культуры РФ из числа организаторов "Маски", как сообщается на сайте ведомства, - взятый еще в 2017 году курс на повышение объективности премии: "...считаем, что главная театральная премия страны должна быть максимально независимой. В то же время, в связи с формальной ролью Минкультуры России как одного из организаторов премии, ведомством было принято решение о выходе из состава ее организаторов. Мы не считаем целесообразным в дальнейшем выступать в этом качестве, поскольку фактически не влияем на принятие каких-либо решений. Наличие или отсутствие министерства культуры в качестве организаторов не влияет на функционирование премии, в том числе на вопросы ее финансирования".
Эту оптимистичную позицию поддерживает и руководитель "Золотой маски" Мария Ревякина, высказавшаяся в ряде СМИ о том, что "Золотая маска" - "независимая театральная премия, и такой государственный орган, как министерство, не может вмешиваться именно в профессиональную деятельность. Но тем не менее финансирование остается. Это наши партнеры, и мы сотрудничаем как с нашими партнерами".
Если министерство культуры завтра не сможет финансировать фестиваль в том же объеме, то найти столько спонсорских денег даже для такого руководителя экстра-класса, как Мария Ревякина, будет задачей не из легких. На сегодняшний день "Золотая маска" - не только один из самых успешных театральных фестивальных проектов, но и один из самых дорогостоящих для государства.
Порядка 240 миллионов рублей в прошлом году - бюджет только столичного фестиваля. 40 процентов из них - это спонсорские средства, около 15 - выручка от продажи билетов, 45 - государственные деньги от министерства культуры, правительства Москвы. 50 миллионов рублей - грант президента. Отдельная статья расходов - "каторжная" работа экспертов, из четырех-пяти тысяч премьер в год отсматривающих около тысячи новых постановок, и в том числе множество региональных (командировки, билеты, гостиницы). Плюс круглогодичный гастрольный формат работы фестиваля, также поддерживаемый министерством культуры. Вспомним и программы "Маска Плюс", Детский Weekend, "Золотая маска в кино", Институт театра, "Золотая маска в городе", уже при прежнем формате рассчитанные преимущественно на спонсорскую поддержку.
Александр Калягин на заседании правительства обратил внимание "на некоторые несуразности, которые неожиданно проявились при подготовке плана мероприятий (Года театра. - Прим. ред.). Мы вдруг обнаружили в предварительных вариантах плана некую новую - сначала Национальную, а потом превратившуюся в государственную театральную премию. Прежде всего нас сильно удивило то, как это решение проводится, вернее, даже проталкивается. Без каких-либо согласований и обсуждений, без малейшего раскрытия деталей. Вообще, у меня подозрения: то ли это подарок, то ли троянский конь. Ведь это системообразующее решение, которое без обсуждения с СТД и театральным сообществом принимать никак нельзя. Поэтому мы по-разному и на разных уровнях попытались объяснить, что любые попытки создания альтернативы Национальной театральной премии "Золотая маска" не просто неконструктивны, но и разрушительны. Причем не для <самой>Маски... <...>. Но театральное сообщество новая премия может просто расколоть. Национальная премия - это прежде всего инструмент художественной, качественной оценки, которую должно давать театральное сообщество, а вовсе не чиновники. Именно такая позиция зафиксирована в Основах государственной культурной политики: государство делегирует "часть функций по регулированию современного художественного творчества и оценке его качества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям".
По мнению Александра Калягина, отдельно акцентирующего серьезность Года театра, "...это долгосрочный заряд социального оптимизма для всей страны", такие серьезные решения категорически не должны приниматься без участия СТД, и поэтому его организация против "включения в План мероприятий новой премии в любом виде".
Выход Министерства культуры РФ из числа организаторов премии одним из первых прокомментировал Андрей Кончаловский: "Золотая маска" не является государственной премией и, мне кажется, что должна также существовать отдельная театральная премия - государственная, - считает режиссер. - Она чрезвычайно важна по причине того, что сегодня театр в России - самый живой во всей Европе. Мои коллеги из Италии, которые приезжают сюда, поражаются массовости русского театра и русскому зрителю. Наш зритель заслуживает поддержки театрального искусства. Кроме того, на мой взгляд, решения "Золотой маски" иногда носят очень односторонний характер, поддерживающий достаточно сомнительную эстетику. Также думаю, что "Золотая маска" не уделяла достаточного внимания русскому театру не в пределах Садового кольца, а в пределах Российской Федерации. А театр там важен, зрителю в регионах это необходимо гораздо больше, чем Москве, где больше полсотни театров".