В Донецкой народной республике очередная громкая потеря — убит командир батальона «Сомали» Гиви — полковник Михаил Толстых. Он и Моторола (Арсений Павлов) — два народных героя ДНР. Украинские СМИ столько раз его хоронили. И всякий раз после слухов о гибели Гиви сам иронично комментировал свою очередную смерть. Но на этот раз чуда не случилось.
Все три года боевых действий в Донбассе украинские диверсанты вели охоту на Гиви и Моторолу. Но на передовой их «достать» было невозможно: командиры «Спарты» и «Сомали» - так называемые «люди войны».
Поэтому и того, и другого «взяли» там, где они беззащитны — в тылу. Арсения Павлова убили в лифте его дома, Михаила Толстых — в своем кабинете на базе батальона «Сомали».
Взрыв в штабе «Сомали» произошел в 6.12 утра. Изначально озвучивались две версий покушения — самодельное взрывное устройство или выстрел из реактивного огнемета РПО «Шмель» (он имеется на вооружении украинской армии). Вторая версия выглядит менее вероятной, так как штаб ополчения хорошо охраняется и окружен забором, а прицельная дальность у огнемета не более 800 метров. Тем не менее, именно ее объявили как официальную. Как сообщили в оперативном командовании ДНР, у Михаила Толстых не было шансов на спасение — погиб он практически сразу, после возгорания.
Судя по фотографиям и видеозаписям с места происшествия, взрыв был достаточно сильный. На втором этаже штаба, где предположительно и находился кабинет Гиви, выбиты все окна вместе со ставнями, также взрывной волной частично вынесены стекла на третьем, четвертом и пятом этажах. В результате взрыва произошел пожар, который перекинулся на верхние этажи — потушить его удалось только к половине девятого утра. О погибших помимо Толстых пока не сообщается.
В теракте, который привел к убийству «Гиви», подозревают украинскую диверсионную группу, как и в случае с Арсеном Павловым.
Прокуратура ДНР сообщила, что уже вышла на след предполагаемых убийц. Сейчасв республике объявлен план «Перехват». «Мы постоянно проводим мероприятия по обеспечению безопасности, но ужесточать их после этого теракта смысла нет. Может пересмотрим концепцию, чтобы больше такое не повторилось», — объявил представитель Министерства Обороны ДНР Эдуард Басурин. Но каким образом собираются менять эту концепцию, не уточняется.
Пока на месте преступления работает следственная группа, многие представили ЛДНР вспоминают командира батальона «Сомали». Экс-глава МИД ДНР Александр Кофман заявил, что роль «Гиви» в становлении республики огромна, и он был для всех примером. «Мишка был очень обаятельным, его любили все», — вспоминает Кофман о Гиви.
Михаил Толстых попал в ополчение одним из первых. Он рассказывал, что еще в мае 2014-го года отправился в Славянск, где в то время оборону держали Стрелков и его команда. Поскольку по специальности Михаил — водитель, то для начала его взяли шофером к командиру ополченцы с позывным «Прапор». Но очень быстро он стал бойцом ополчения, а затем и командиром батальона «Сомали». В течение года с лишним этот батальон вместе с батальоном Мотролы «Спарта» вел бой за Донецкий аэропорт. Затем были бои под Иловайском, в Дебальцево. Последний рубеж обороны, который держал Гиви вместе со своим батальоном — под Авдеевкой.
О довоенной жизни Толстых известно не много. Из-за позывного «Гиви» украинские СМИ сначала называли его «грузинским наемником», тем более, что и внешность у командира «сомалийцев» вполне для этого подходящая. Но потом выяснилось, что 36-ти летний Михаил — местный, родом из Иловайска Донецкой области.
Детство у него было непростое, поскольку семья его считалась неблагополучной. После школы он ушел в армию: в 1998-2000 годах проходил службу в учебном центре «Десна» в 92-м полку, где получил специальность командира и наводчика танка.
Журналистам Михаил рассказывал, что кличка Гиви пошла именно из армии. Его так прозвали за «не украинскую» внешность. Впоследствии в интервью грузинскому СМИ Михаил сообщил, что грузинские корни у него все же есть — прадед был из Грузии. Но сам он никогда там не бывал и языка не знает.
По некоторым данным, после армии Михаил уехал в Кременчуг, где работал охранником в супермаркете, а потом устроился на завод. Из-за болезни матери ему пришлось вернуться в родной Иловайск. Здесь он трудился промышленным альпинистом, а непосредственно перед войной устроился на Харцызский канатный завод "Силур", работал водителем дизельного погрузчика.
На вопросы о своей личной жизни Гиви всегда отвечал коротко: «Ее просто нет». Жены у него не было, не было и дома. «Мне некуда возвращаться, - говорил он. - Мой дом - это батальон».
Когда он уже стал народным героем ДНР, девушки к нему льнули: на его странице в соцсети много фотографий с молодыми и привлекательными дамами. Но, как рассказывал сам Михаил американскому журналисту Грэму Филипсу, напоминая о неудавшихся покушениях: «Находиться рядом со мной очень опасно".
Покушений на жизнь Гиви и впрямь было много. В 2014-м его брали в окружение возле Донецкого аэропорта и он выходил из него, отстреливаясь до последнего. В марте 2015-го года пытались взорвать его машину. Но Толстых тогда не пострадал. В апреле 2016-го бомба была заложена на пути следования его автомобиля. И опять смерть его миновала. В последний раз украинские СМИ «похоронили» его в начале февраля. Газеты «незалежной» сообщили, что Гиви был убит в боях под Авдеевкой. Через пару дней сам Михаил сообщил, что он, действительно, был ранен в ногу. Осколок прошел по касательной, и уже на следующий день после ранения он вернулся в строй.
«Мне будет страшно только в тот день, когда я сдамся. А этот день не наступит никогда», - так подписана одна из последних военных фотографий Михаила на его странице.