Госрегулирование топливного рынка пока не работает в полную силу - только некоторые нефтяные компании объявили о снижении оптовых цен. На заправках они застыли, но на бирже по-прежнему растут. Это происходит из-за дефицита сырья, рассказали "Известиям" эксперты. Правительство уже обсуждает варианты запрета на участие трейдеров в торгах нефтепродуктами. Однако на сегодняшний день для них только ужесточили правила торговли.
Премьер-министр Дмитрий Медведев вчера подписал постановление, закрепляющее договоренность между властями и нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин. Документ обязывает Минэнерго и ФАС заключить с нефтяниками соглашения, в которых будут указаны меры по стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов.
Ранее, 31 октября, в ходе совещания вице-премьера Дмитрия Козака с нефтяными компаниями стороны пришли к соглашению зафиксировать цены на бензин и дизтопливо на АЗС и в опте: до конца 2018 года они должны остаться на уровне июньских. За отклонениями свыше 4% будут следить ФАС и ФНС. Ожидается, что на заправках нефтекомпаний цены могут повыситься только в январе вслед за ростом НДС и прогнозной инфляцией. На заправках сейчас они действительно зафиксированы.
Но нефтяники поставляют топливо не только на свои АЗС. В Независимом топливном союзе (НТС) "Известиям" заявили, что соглашение с правительством приведет к тому, что им будет невыгодно продавать топливо независимым заправкам и объем отгрузок снизится.
- Для нефтяных компаний есть большой соблазн поставить все объемы, выделенные на внутренний рынок, через собственные АЗС, - отметил представитель союза Сергей Бойко. НТС запустил на этой неделе "горячую линию", на которую независимые заправочные станции могут сообщать о нарушении соглашений по цене или проблемах с отгрузкой. По словам Сергея Бойко, есть факты, когда цена установлена, а запрашиваемый объем заправкам не выдают.
СТАВКА ДЛЯ ТРЕЙДЕРА
Независимые заправки могут закупать топливо у нефтяных компаний или трейдеров. Как рассказали "Известиям" эксперты, на бирже уже не хватает нужных объемов топлива для удовлетворения спроса, что и привело к росту цен. Например, индекс бензина "Регуляр-92" на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) 7 ноября прибавил 0,79% и составил 50,358 рубля за тонну. "Премиум-95" вырос на 1,59%, до 53,622 рубля за тонну. Днем ранее "Регуляр-92" подорожал на 1,77%, "Премиум - 95" - на 2,19%.
Соглашения между нефтяниками и кабмином сделали ненужной торговлю через трейдеров, сказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
- Раз цена определена государством и конкуренции нет, биржевой инструмент использовать необязательно: можно напрямую покупать у нефтяной компании, - пояснил он.
Дефицит коснулся, например, дизельного топлива, добавил менеджер по развитию бизнеса международного ценового агентства Argus Media Дмитрий Терентьев.
Вторая причина роста цен на бирже - ожидания по введению запрета трейдерам участвовать в торгах нефтепродуктами. Как сообщалось ранее,
Дмитрий Козак поручил ФАС, Центробанку и СПбМТСБ до 12 ноября предложить соответствующие изменения в правилах биржевой торговли нефтепродуктами, чтобы к ней имели доступ только сети АЗС и конечные промышленные и сельскохозяйственные мелкооптовые потребители.
Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, не уточнив деталей, сообщил "Известиям", что эти вопросы уже обсуждаются с ЦБ, СПбМТСБ и участниками рынка. В Банке России на запрос "Известий" не ответили.
В СПбМТСБ рассказали что для трейдеров биржа вводит повышенные ставки финансового обеспечения при продаже бензина и дизтоплива на базисах (станциях отправления) НПЗ. Повысится и неустойка, которую трейдер должен будет выплатить в случае неисполнения договора, вводятся штрафы за любые формы отказа от его исполнения. Некоторым участникам торгов также запретят осуществлять продажи товара в денежное обеспечение. В СПбМТСБ предлагают наделить организаторов торгов правом полностью или частично приостанавливать допуск участников к продажам без возмещения ущерба - с такой инициативой биржа собирается обратиться к регуляторам. Новые правила, как считают в СПбМТСБ, поспособствуют стабилизации топливного рынка.
- Если трейдеров отстранят от торгов, многим конечным потребителям не у кого будет покупать топливо: не все они являются участниками биржи и не все имеют возможность предоставить 100-процентную предоплату. Некоторые из таких потребителей просили своих трейдеров закупить большие объемы впрок, это тоже вызвало рост цен, - сказал Дмитрий Терентьев.
БИРЖУ СТАВЯТ НА ПАУЗУ
Во избежание введения более жестких запретов трейдеры согласились прекратить вторичные продажи на базисах НПЗ, отметил Дмитрий Терентьев. Например, НП "Совет по товарному рынку" (СПТР) объявил о прекращении перепродаж бензина с базисов НПЗ на время действия соглашения с нефтяными компаниями.
Самоотстранение трейдеров на этот период необходимо, чтобы показать, что не их деятельность провоцирует рост цен, пояснил "Известиям" глава СПТР Илья Мороз. Но по истечении соглашений трейдеры должны вернуться.
- Это единственный рыночный инструмент, который позволяет, наоборот, давить цену вниз, - объяснил эксперт.
В СПТР входят 18 компаний, обеспечивающих, по оценке Ильи Мороза, 40-50% биржевого оборота нефтепродуктов.
- Если дискриминационные меры в отношении профессиональных участников товарного рынка будут приняты, то в дальнейшем вертикально-интегрированные нефтяные компании, опираясь на фиксированные цены, будут сами определять, кому и сколько можно отпустить товара, - отмечают в СПТР.
Сейчас непонятно, куда движется рынок, поскольку все ожидали, что с началом регулирования цен государством они снизятся, говорит Дмитрий Терентьев. На деле же пока на рынке неразбериха.