Каждый день в редакцию газеты «Вечерняя Москва» обращаются читатели с вопросами, касающимися благоустройства столицы, деятельности различных городских служб, а также с просьбами разъяснить, как действуют те или иные городские программы. Корреспонденты «ВМ» выбрали пять самых острых и распространенных вопросов наших читателей и попросили компетентных экспертов ответить на них.
Отвечает Александр Козлов, член Общественной палаты Москвы, генеральный директор АНО «Центр развития профессиональных квалификаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства»:
— На самом деле не существует строгой привязки, что дворники, уборщики мест общего пользования — это только трудовые мигранты. Вакансии управляющих организаций, будь то ГБУ «Жилищник» или частная управляющая компания, постоянно открыты. Потому что это рабочий персонал, сфера, в которой зачастую ощущается острая нехватка кадров. Поэтому по таким рабочим специальностям трудятся и горожане, и граждане, которые приезжают в Москву из других регионов России, а также трудовые мигранты, которые находятся в стране легально и имеют соответствующее разрешение.
Поэтому говорить, что 100 процентов дворников у нас — трудовые мигранты, точно не приходится. Более того, информация о наличии вакансий всегда открыта, поэтому все желающие москвичи, а также жители из других регионов всегда имеют возможность официально трудоустроиться в этой сфере.
Можно ли полностью отказаться от труда мигрантов? Это будет очень сложно. Такой отказ приведет к дефициту сотрудников, что может сказаться на качестве обслуживания — управляющие организации не смогут должным образом выполнять свои обязательства.
Я не вижу в этом проблемы, потому что люди официально трудоустроены, они легально работают на территории России и нашего города, они так же, как и все остальные, платят все отчисления и налоги. Считаю, что надо доброжелательно к ним относиться, ведь они выполняют сложную работу по трудоустройству и уборке, а это ежедневный и кропотливый труд.
Кто исправляет некачественные работы по программе капитального ремонта?
Отвечает Вера Москвина, исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ:
— В случае, когда капитальный ремонт выполнен действительно плохо: на фасаде видны очевидные признаки некачественных работ, протекает крыша, через полгода вся краска на стенах облупилась, обращаться следует в управляющую компанию, которая занималась работами. Если организация не реагирует на жалобы, необходимо составить заявление в Государственную жилищную инспекцию города Москвы. Лучше всего, чтобы это было коллективное обращение от жильцов. Заявление можно оставить в электронном виде на сайте Мосжилинспекции. Горожане должны объяснить суть проблемы и приложить копии предыдущих обращений в управляющую компанию и ответы на жалобы от уполномоченных лиц.
Выполненные работы по капитальному ремонту принимают муниципальные депутаты, управляющие организации, управа района, надзорные органы и сами собственники. В акте должно появиться порядка пяти подписей.
Люди, которые расписались в документе, гарантируют качество выполненного капитального ремонта. Работы могут быть не завершены или выполнены плохо, если, к примеру, подрядчик просрочил время сдачи объекта. Однако здесь стоит понимать, что не все ситуации зависят от специалистов, которые осуществляют капитальный ремонт.
К примеру, работы на крыше или с фасадами зданий не производятся при неблагоприятных погодных условиях. Это оттягивает срок сдачи объектов, но при этом составляется дополнительный акт о том, что подрядчику будет необходимо дополнительное время, чтобы завершить ремонт. В других случаях нарушение сроков — серьезная ситуация, но это вина подрядчика. Организация, осуществляющая ремонт, предварительно сообщает, сколько специалистов будут работать на объекте. Три человека не смогут выполнить все в срок, если для объекта требуется и было заявлено 18 рабочих.
Собственник в первую очередь обращает внимание на то, какое количество специалистов работает в его доме. Когда подрядчик приходит работать, он сразу представляет бригаду. Что касается качества капитального ремонта, есть, конечно, вещи, которые видны невооруженным глазом, если работы выполнены плохо. Однако существует регламент, по которому ремонт выполняется. За его соблюдением и следят надзорные комиссии, которые оценивают качество работ.
При сильном ветре деревья падают. Кто следит за их состоянием?
Отвечает Владимир Михеев, глава управы района Чертаново Центральное:
— За состоянием деревьев следит балансодержатель территории, на которой они располагаются. Если мы говорим о дворах, это ГБУ «Жилищник». У них в штате есть главный садовник, который во время ежедневного обхода территории осматривает деревья и следит за их состоянием.
В этом деле помогают и сами жители, активисты района, старшие по дому. Все они очень внимательно смотрят за состоянием деревьев, и если что-то вызывает у них сомнения, то обязательно нам сообщают или же пишут на портал «Наш город». Если обнаружено дерево в плохом состоянии, например, его наклон превышает 45 градусов, это значит, что оно может упасть во время сильного ветра. ГБУ «Жилищник» подает заявку в Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы на получение разрешения на вырубку или обрезку. Затем они принимают окончательное решение, какие меры предпринять. Если дерево уже упало, то специалисты проводят фотофиксацию и убирают его.
Что сделать, чтобы таксисты не засыпали за рулем?
Отвечает Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, профессор, эксперт в области транспорта и дорожного хозяйства, член Градостроительного совета Фонда «Сколково»:
— Пока что решения этой проблемы еще нет. Я говорю об урегулированном законодательно решении. В сообществе сейчас обсуждается несколько вариантов. Один, который кажется мне неэффективным: разработать электронную «игрушку», которая бы в определенное время звонила громко, чтобы человек проснулся.
Я убежден — это не выход из ситуации. Хорошо, проснулся водитель от шума, но он же остается сонным. Внимание расконцентрировано. Значит, он не имеет права в таком состоянии, ужасно опасном и для него, и для пассажира, и для окружающих участников движения или пешеходов, осуществлять управление транспортным средством.
Знаю, что во всех странах мира существует систематизированный режим труда и отдыха водителей, где прописано, сколько часов в неделю он должен проработать. Но как заставить людей соблюдать эти правила? В принципе, технически это простая задача. Ведь сейчас каждый автомобиль буквально напичкан электронными устройствами, агрегатами, которые могут регистрировать все данные, включая и физические параметры здоровья и состояния водителя. По аналогии с каршеринговыми автомобилями — регистрируется в салоне алкогольный «выхлоп», арендованная машина не заводится. Все! Регистрирует устройство, что водитель засыпает, например, по реакции зрачка — все! Стоп машина.
Я считаю, если водители таксомоторного парка продолжают нарушения, то нужно принимать очень жестокие меры — вплоть до исключения из бизнеса. Но вот как это сделать юридически и административно... Это задача посложнее.
Конечно, самый простой путь: устроить так, чтобы каждые три-четыре часа в машине начинала громко играть музыка или звучали барабаны, другие раздражающие звуки, но я не считаю это выходом из ситуации.
Нужно соблюдать регламенты. Например, ограничение пребывания за рулем 10 часов и не более. Можно установить в машине устройство, фиксирующее время работы. Если человек работает уже 14 часов — штрафовать его. Дважды нарушил — исключен из бизнеса. Это не вопрос, хороший человек или плохой. Речь идет об арендаторах, которые подключились к системе извоза не на своем автомобиле. Он подсчитывает: за аренду машины нужно заплатить, за бензин. Все это за свой счет, выгода небольшая. Водитель думает, поработаю еще часок, еще, потом еще. В этом проблема.
При ливне затапливает улицы. В городе перестали строить ливневки?
Отвечает Роман Кулиев, заместитель главы управы Пресненского района по вопросам ЖКХ и благоустройства:
— Нет, напротив, ливневок в городе с каждым годом становится больше, чтобы решить проблему подтоплений. Как известно, вода во время дождей или таяния снега уходит в ливневые стоки. За их работой в большинстве своем следят службы ГУП «Мосводосток», но не только.
Водосточные решетки, согласно регламенту, регулярно очищают сотрудники ГБУ «Жилищник». К примеру, от упавших листьев. Это нужно для того, чтобы ливневки не забивались и не препятствовали свободному стеканию воды.
Подтопления на улицах города могут образовываться во время обильных осадков. В таком случае на рейс выходит спецтехника, которая, курсируя по улицам районов, устраняет подтопления. К тому же сотрудники «Жилищника» и Мосводостока работают в усиленном режиме, привлекая дежурные службы и дополнительную технику.
Большое внимание уделяется вопросу борьбы с подтоплениями. Так, в городе укладывают асфальт, соблюдая уклон для стока воды, чтобы она не задерживалась, образовывая большие лужи. Если в районе обнаруживается проблемный участок, на который неоднократно поступают жалобы от жителей, то рабочие меняют на территории асфальт большими картами, чтобы подтоплений больше не возникало.
Плюс ко всему во время ливней коммунальные службы выезжают на места по жалобам жителей, следят за ситуацией в районе, прилагая все необходимые усилия для решения проблем.
Словом, городские службы делают все возможное, чтобы на улицах Москвы не образовывалось подтоплений.
СПРАВКА
Правительство Москвы работает над созданием системы уборки города по принципу работы агрегаторов такси. С помощью нового сервиса москвичи смогут через приложение вызывать дворников к местам, где необходима уборка. В системе смогут работать не только дворники из управляющих компаний, но и фрилансеры, труд которых будет оплачиваться. Разрабатывается эта идея в рамках программы «Умный город — 2030».
КСТАТИ
Любой горожанин может самостоятельно обратиться в ГБУ «Жилищник» или управу своего района, чтобы срубить аварийное дерево во дворе. Для этого необходимо оставить заявку в управе или «Жилищнике». Если дерево аварийное, срубить его могут в тот же день.
ПО ТЕМЕ
Один из столичных агрегаторов такси использует специальные ограничители рабочего времени для таксистов. Программа просто перестает передавать заказы водителю после восьми часов работы. Однако это не спасает водителей от нарушений. Многие водители, чтобы заработать побольше и избежать простоя, подключаются к нескольким агрегаторам такси. Таким образом получается, что один отключил водителя от заказов, а другой — нет.