Прилетев из Душанбе в Бишкек, президент России Владимир Путин встретился с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым и стал свидетелем того, как уважительно, исключительно в третьем лице, обращается теперь к себе киргизский президент, который дал понять, что без него республике не избежать хаоса и революции, зато при нем она станет наконец развивающейся. О том, как за непродолжительное время изменился киргизский президент,— специальный корреспондент “Ъ” АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ из Бишкека.
Киргизский президент Алмазбек Атамбаев встречал Владимира Путина в своей резиденции Ала-Арча. Собственно говоря, больше ему встречать его негде: город Бишкек выглядит очень уж бледно, чтобы лишний раз демонстрировать его гостю (впрочем, этот город подойдет идеально, если нужно попросить какой-нибудь масштабный кредит).
Почетный караул выстроился гораздо уютней, чем накануне в Душанбе, как-то совсем по-домашнему, что ли. И коврик, который постелили президентам, был, конечно, позаношенней. Однако сам Алмазбек Атамбаев, наоборот, расцветает, кажется, все больше с каждым новым приездом Владимира Путина. Он все уверенней чувствует себя в родной Киргизии и даже, возможно, полагает, что окружаем все более народной любовью. По крайней мере, из пресс-конференции, которую провели президенты России и Киргизии после коротких переговоров, другие выводы сделать было невозможно.
При этом надо понимать, что, когда бы ни приехал в Бишкек Владимир Путин, обстановка здесь всегда отчего-то напряженная. Народные волнения то ли закончились только что, то ли их все уже опять ждут. На этот раз республику сотрясает скандал с арестом лидера оппозиционной партии «Ата Мекен» Омурбека Текебаева. Показания насчет коррупционной емкости которого дал вдруг, спустя несколько лет после выданной взятки, бывший депутат российской Госдумы Леонид Маевский.
Я думал, президент Киргизии предпочтет игнорировать эту тему на пресс-конференции: зачем же такому светлому событию, как встреча двух президентов на гостеприимной киргизской земле, такой мрачный фон?
Но Алмазбек Атамбаев предпочел, наоборот, всласть поговорить об этом.
— Я хотел бы от себя сказать,— заявил он, отвечая на первый же вопрос, не имеющий прямого отношения к тому, о чем он, видимо, на самом деле очень хотел поговорить,— если кто-то надеется сделать революцию в Киргизстане, я хочу напомнить, что лидером обеих прошедших революций, сегодня можно об этом сказать, был Атамбаев. И в 2005 году колонна, которая взяла Белый дом, пришлась на долю Атамбаева. И в 2010 году, если вы сейчас вспомните, где собирались возмущенные граждане Киргизстана? Возле офиса Атамбаева! Где проходил Медиафорум? Именно так!
Президент Киргизии не в первый раз говорил о себе в третьем лице. И дело не в том, что он имел в виду себя как безусловно основного революционера в Киргизии и таким образом отделял этого революционера от себя как от президента Киргизии. Дело в том, что Алмазбек Атамбаев настолько освоился в должности, что, даже говоря сам о себе, просто не в силах употребить местоимение «я»: должность настолько многозначительна, а человек настолько велик, что он не может позволить себе такого панибратства по отношению к себе же.
— Поэтому,— продолжил Алмазбек Атамбаев,— если будет третья революция… ну, я не буду ее делать!
То есть, дал понять Алмазбек Атамбаев, в этом случае у революции просто нет никаких шансов. И в самом деле, было бы странно, если бы Алмазбек Атамбаев возглавил революцию, направленную на свержение Алмазбека Атамбаева.
— Поэтому я вам так скажу,— добавил президент Киргизии.— Нам нельзя, как раньше песню пели… меня Владимир Владимирович всегда подкалывал…
Тут следует сказать, что Алмазбек Атамбаев совершенно особым образом выговаривает сейчас имя-отчество российского президента. Если в начале своей работы президентом Киргизии господин Атамбаев тщательно произносил «Владимир Владимирович», то сейчас он у него скорее «Влач».
Кроме того, нельзя было не заметить, что, когда они только еще шли по красной дорожке вдоль строя роты почетного караула, Алмазбек Атамбаев брал российского президента под руку и вдруг начинал прижимать к себе. Тот инстинктивно сопротивлялся.
Со стороны казалось, что они по пути зачем-то подталкивают друг друга плечами, словно разогреваясь до переговоров.
А на самом деле президент Киргизии, судя по всему, уверовал в особое отношение к нему со стороны Владимира Путина и поэтому позволяет себе такие вольности. Отношение и вправду может показаться особым: Владимиру Путину в свое время, похоже, понравился новый киргизский президент — именно этой своей, казалось, природной застенчивостью, которую российский президент и решил поддержать, когда Алмазбек Атамбаев впервые оказался в клубе президентов СНГ, где функционировали такие многолетние величины, как, например, президенты Белоруссии и Таджикистана…
Впрочем, уже на этой пресс-конференции было видно, насколько изменился господин Атамбаев, забывший местоимение «я». Очевидно, что этого не сможет не увидеть и господин Путин.
— Вспоминал песню,— продолжил киргизский президент,— «есть у революции начало, нет у революции конца»! Так вот, Киргизстан отныне должен быть нормальной, развивающейся страной (он все-таки отдает себе отчет в том, что не развитой.— А. К.). И последние показатели показывают, что мы правильно идем! Власти не надо делать революцию (он сам себя убеждал, что ли, и снова в третьем лице.— А. К.) и лезть на Белый дом через забор (он сам попробовал, и ему, видимо, не очень понравилось, так что он теперь никому не советует.— А. К.), просто участвуйте в выборах!
Ударение на последнем слоге.
Владимир Путин рассказывал, как киргизское руководство попросило его ввести войска на территорию республики, чтобы избавить ее от террористической угрозы, и как потом попросило развернуть постоянно действующую российскую базу — из тех же самых соображений.
Владимир Путин отвечал и по поводу своих отношений с Александром Лукашенко. Тема была деликатная, но господин Путин, видимо, хотел сказать про них. Это был первый подходящий случай после феерической конференции самого Александра Лукашенко.
— Возьмем европейскую интеграцию,— говорил господин Путин.— Там, чтобы разговаривать, нужны 28 переводчиков. А у нас есть русский язык! У нас общая дорожная сеть, железнодорожная, энергетическая… Не дорожить этим было бы просто глупо! Споры тоже вполне естественны: каждая страна отстаивает свои интересы… Белоруссии оказана помощь, конечно, несопоставимо большая, чем Киргизстану. Если я сказал, что на обустройство границы Киргизстана мы выделили $225 млн… $500 млн — в фонд развития… то одних кредитов, выделенных на Белоруссию, $6 млрд! Беспошлинные поставки нефти… но мы об этом не жалеем!.. Все это просчитано…
Алмазбеку Атамбаеву между тем все это время не давал покоя, судя по всему, прежде всего он сам.
— Первый раз еще, по-моему, в десятом году, когда погибли люди на Майдане на нашем, кто-то здесь деньги пилил, и я говорил, что это все равно выйдет наружу…— вспоминал он о только что арестованном лидере оппозиции и бывшем вице-премьере.— Я смотрел российский сайт, куда дал интервью российский гражданин… осмелился дать показания (против бывшего вице-премьера.— А. К.). У него спросили, почему вы так долго не обращались… он сказал, что боялся и не верил, что президент возьмется за это дело. Я не буду скрывать: все думали, что и Атамбаев есть в доле (а это высказывание граничило уже с раздвоением личности! — А. К.).
,Он — в доле! А то, что после революции 2010 года было мародерство, был рэкет,— это же правда! И горькая правда в том, что кто-то погибал, простые люди, а те, кто на их крови пришел к власти, стали зарабатывать деньги!
На этой пресс-конференции каждый из президентов отвечал, без сомнения, прежде всего на свои собственные вопросы.
— Вор должен сидеть в тюрьме! Я не знаю, хватит духу у следующего президента это доводить (до конца.— А. К.), но при мне это будет доводиться до конца! (а это были уже элементы предвыборной президентской кампании, которая закончится голосованием в конце ноября этого года.— А. К.),— продолжал Алмазбек Атамбаев.— Все думали, что Атамбаев в доле! А Атамбаев никогда не воровал! Он заработал! Когда Атамбаев стал мультимиллионером, многие сегодняшние миллионеры бизнес только начинали!.. А я был здесь уже долларовый мультимиллионер! Пора прекратить все эти революции! Страна другая, другие силовые структуры, президент другой, больше бардака в стране не потерпим!
Когда они выходили с пресс-конференции, киргизский президент снова успел подхватить Владимира Путина под руку.
Алмазбек Атамбаев живет, без сомнения, в полной уверенности в том, что вступил в период глубокой политической зрелости.
А вот господин Путин не производит такого впечатления.