Ведение блога планируют признать экономической деятельностью. Это позволит избежать повторения скандалов с известными онлайн-персонажами - Еленой Блиновской, Валерией (Лерчек) и Артёмом Чекалиными, Александрой Митрошиной, в отношении которых следственными органами были возбуждены уголовные дела о неуплате налогов. Минцифры и Росстандарт готовы разработать проект необходимых изменений в общероссийский классификатор видов экономической деятельности. О поддержке меры "Известиям" сообщили и в Минэкономразвития. Ранее с такой инициативой выступили в Госдуме. Её необходимость объясняется тем, что блогерство давно стало профессией, которая приносит высокие доходы.
В России работа блогеров может быть отнесена к экономической деятельности. Это следует из ответов Минцифры и Росстандарта первому зампреду комитета Госдумы Яне Лантратовой, которая предложила внести такие изменения в общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД 2). С документами ознакомились "Известия".
Минцифры поддерживает инициативы и предложения, направленные на развитие медиаотрасли, в том числе сегмента информационных услуг, говорится в ответе ведомства депутату. А указанную инициативу целесообразно реализовать непосредственно с бизнес-сообществом с привлечением отраслевых объединений.
Это позволит выработать наиболее эффективные подходы и принципы, учитывающие интересы всех заинтересованных сторон, отмечается в письме министерства.
"Минцифры выражает готовность совместно с заинтересованными государственными органами и представителями отрасли принять участие в обсуждении инициативы по введению нового класса ОКВЭД 2, отражающего коммерческую деятельность инфлюенсеров (блогеров)", - говорится в документе.
Инициативу поддерживают и в Росстандарте. Там также сообщили депутату о готовности оказать содействие в разработке проекта ведомственного акта и проекта изменений в ОКВЭД 2. Этот вопрос служба готова также обсудить с ФАС, Минэкономразвития, ФСС, Росстатом, ФНС и отраслевыми ассоциациями.
По мнению Яны Лантратовой, среди блогеров много профессиональных и законопослушных людей, однако эта деятельность должна быть в правовом поле.
- Блогерство давно уже профессиональная деятельность, приносящая немалые доходы, с которых некоторые её представители, как мы знаем, не платят налоги. Кроме того, зачастую эти люди проводят курсы, тренинги, например по саморазвитию или освоению новых профессий, однако качество и уровень понимания темы самими "преподавателями" оставляет желать лучшего, - пояснила парламентарий.
"Известия" направили запрос в Минцифры, Росстандарт, а также во все упомянутые ведомства с просьбой прокомментировать необходимость принятия инициативы, а также сроки, когда она может быть реализована.
- Минэкономразвития в целом поддерживает необходимость внесения изменения в общероссийские классификаторы ОКВЭД 2 и ОКПД 2 в части развития рекламной деятельности - инфлюенс-маркетинга (блогеров), - сообщили "Известиям" в пресс-службе министерства.
В 2023-м следственные органы возбудили уголовные дела в отношении нескольких известных блогеров - Елены Блиновской, Александры Митрошиной, Валерии (Лерчек) и Артёма Чекалиных о неуплате ими налогов. Так, Елена Блиновская с 2019 по 2021 год не уплатила их на 918 млн рублей, Валерия Чекалина - на 300 млн, а Александра Митрошина - на 120 млн.
Впрочем, доход многих из них за 2022-й значительно вырос, писали "Известия". Больше всего за прошлый год заработали Валерия Чекалина (более 1 млрд рублей), Александра Митрошина (650 млн), Аяз Шабудтинов (600 млн), Оксана Самойлова (500 млн), Гоар Аветисян (500 млн), Елена Блиновская (450 млн), Виктория Боня (250 млн), Инна Тлиашинова (200 млн) и Надин Серовская (150 млн).
По словам председателя совета Национальной ассоциации блогеров Марии Терентьевой-Галицких, говорить об отношении представителей этой сферы к инициативе можно будет только после того, как станет понятно, какие виды монетизации включат в ОКВЭД.
- Ведь блогеры занимаются не только рекламой, но и другими видами деятельности, например информационными продуктами, продвижением товаров под собственным брендом. Важно понять, будет ли считаться создание контента с целью монетизации, реклама или всё многообразие деятельности блогеров видом заработка, - пояснила она "Известиям".
Если ОКВЭД даст им какое-то преимущество - это хорошо, но сначала нужно определить, кто такой блогер, и очертить сферу его деятельности, отметила Мария Терентьева-Галицких.
- Инициатива, вероятно, идёт от рекламных агентств, которые хотят выделить рекламу блогеров в отдельную деятельность. Но это не самый главный и объёмный источник доходов блогеров, - заявила она.
Директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков считает, что инициатива заслуживает поддержки.
- Блогеру, чтобы работать в рамках закона, нужно регистрироваться как ИП или как самозанятому. Если же появится ОКВЭД для них, то необходимость в этом отпадёт. Им при регистрации не нужно будет придумывать род деятельности, которым они занимаются, - пояснил эксперт.
При этом он признал: вместе с этим у блогеров появятся обязанности и более серьёзный контроль над уплатой налогов.
Эта сфера развивается, но вместе с тем растёт и её теневой сектор, отметил председатель комитета по инфлюенс-маркетингу Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) Антон Петухов.
- Отсутствие общих правовых и финансовых стандартов регулирования рынка, а также площадок для коммуникации участников тормозит развитие отрасли. В АРИР мы уже поднимали вопрос необходимости введения ОКВЭД. Это действительно важный проект, который позволит узаконить деятельность инфлюенсеров в России и даст возможность блогерам выйти в правовое поле, - пояснил эксперт.
По его словам, инфлюенс-маркетинг - полноценная сфера создания контента, но при этом блогеры не получают государственной поддержки.