Как стало известно “Ъ”, инициатива вице-премьера Юрия Трутнева о создании госкорпорации «Росшельф» и расширении доступа к шельфу частных недропользователей близка к провалу. Подготовленный Минвостокразвития законопроект раскритиковали Минэнерго и Минприроды, которые сочли идею не просто недостаточно обоснованной, но и потенциально деструктивной. Эксперты согласны, что в нынешнем виде законопроект, передавая «Росшельфу» многие полномочия государства, несет угрозу выстроенной системе недропользования. Участники рынка уже не сомневаются, что идея обречена на провал.
Минприроды и Минэнерго резко раскритиковали законопроект Минвостокразвития о создании госкорпорации «Росшельф», рассказали источники “Ъ”. Идею создать госкомпанию-оператора для расширения доступа частных инвесторов к арктическому шельфу предложил Владимиру Путину вице-премьер Юрий Трутнев. Сейчас по закону самостоятельно разрабатывать шельф могут только госкомпании — «Газпром» и «Роснефть». Суть инициативы вице-премьера в том, чтобы частные компании могли входить в консорциум с «Росшельфом». При этом госкорпорация осуществляла бы сбор и экспертизу заявок на участки шельфа, согласовывала проекты разработки месторождений, вела переговоры с инвесторами.
Основная претензия Минэнерго и Минприроды к подобной идее — в неясности смысла создания «Росшельфа». Так, замминистра энергетики Павел Сорокин в письме от 13 февраля в Минвостокразвития (копия есть у “Ъ”) отмечает, что законопроект не раскрывает цели создания и задачи корпорации, а также вопросы ее финансово-экономической эффективности. «Указывается, что создание корпорации будет стимулировать ввод в рентабельную разработку новых морских месторождений углеводородного сырья. Однако не указывается, за счет чего будет обеспечено привлечение новых инвесторов в шельфовые проекты, в том числе в условиях действующих секторальных ограничений на финансирование проектов и привлечение технологий в разработку глубоководных участков»,— пишет Павел Сорокин.
Кроме того, «Росшельф», согласно законопроекту, претендует на многие полномочия действующих органов власти, а сам должен существовать в новом правовом режиме. «Проект создает конфликт интересов: корпорация наделяется административными и нормотворческими полномочиями, в то же время она будет участником соглашения, которое является непосредственным объектом контроля»,— говорится в письме Павла Сорокина. Также, пишет чиновник, предложение о полном освобождении «Росшельфа» от налогов противоречит Налоговому кодексу, а для добычи нефти на шельфе уже действует ряд преференций.
Речь идет и о запрете на выдачу совмещенных лицензий, что, по мнению замминистра, «существенно снижает привлекательность проектов», также «не урегулирован механизм привлечения инвестиций в геологическое изучение и разработку недр арктического и дальневосточного шельфа, а также вопрос разделения прибыли по проектам». «Решение о предоставлении участка арктического и дальневосточного шельфа по конкурсу или без его проведения предполагается осуществлять по усмотрению корпорации. Критерии принятия такого решения законопроектом не предусмотрены, что является существенной коррупционной составляющей, предоставляя право корпорации вне объективных, установленных законом критериев, на основании исключительно собственного усмотрения принимать соответствующие решения»,— считает Павел Сорокин.
В общей сложности у Минэнерго возникла дюжина базовых возражений к законопроекту, помимо «значительного количества замечаний редакционного и юридико-технического характера, которые могут быть даны в рабочем порядке».
Минприроды в своем отзыве заявляет об отсутствии «очевидных целей и достаточных оснований» для создания такой госкорпорации, рассказывает источник “Ъ”, знакомый с текстом письма. Предоставление госкорпорации заявленных в законопроекте широких полномочий может и вовсе негативно сказаться на перспективах развития шельфа, сочли в министерстве. Доводы Минприроды и Минэнерго во многом схожи. Минприроды считает, в частности, что «наделение корпорации предлагаемыми полномочиями будет противоречить принципам функционирования системы органов исполнительной власти», говорит собеседник “Ъ”. В министерствах на запрос “Ъ” не ответили.
Проект Минвостокразвития по содержанию и числу затрагиваемых аспектов напоминает разработанные в 2016 году предложения «Росгеологии». Компания тогда предлагала наделить ее статусом госкорпорации и забрать у Роснедр полномочия по лицензированию, однако идея была отвергнута. Сейчас большинство собеседников “Ъ” уверены, что и инициативу по «Росшельфу» ждет та же судьба. Источник “Ъ” в одной из нефтекомпаний признается, что идея изначально не воспринималась серьезно, учитывая предысторию появления обращения Юрия Трутнева к президенту РФ. По данным “Ъ”, частные нефтекомпании не являлись инициаторами этой идеи и не мыслились ее бенефициарами. «Нам еще неизвестна структура закона, но понимаем, что наиболее перспективные участки уже лицензированы "Роснефтью" и "Газпромом". Так что остается под вопросом то, станут ли нам интересны участки, которые будут распределяться»,— говорил в интервью “Ъ” глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в декабре 2019 года.
По словам главы консультационного центра «Гекон» Михаила Григорьева, создание структуры для привлечения инвестиций в целях освоения шельфа следует только приветствовать. «Очевидно, что главной задачей является именно работа с инвесторами, а не попытка выполнения части функций органов власти и подведомственных им организаций — Минприроды, Роснедр (в том числе "Росгеолфонда", госкомиссии по запасам и центральной комиссии Роснедр), Росприроднадзора, "Росгеолэкспертизы" и других — при неопределенном в настоящее время уровне знаний и компетенций персонала госкорпорации»,— отмечает он. По мнению эксперта, «необходимо встраивание в сложившийся процесс недропользования, а не противопоставление ему».