Роза севера
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Семен Мартынов. Вокруг света
Бог есть свет» – эту мысль развивал на практике человек, которого называют «отцом готической архитектуры», – аббат Сугерий. Базилика монастыря Сен-Дени, перестроенная по его инициативе в 1140-е годы, стала первым образцом нового стиля, который перенимали по всей Европе. Важнейшим элементом этой архитектуры стали огромные витражи. Главная составляющая, без которой нет витража, – свет. Но чтобы впустить этот свет, понадобились революционные изменения в архитектуре. Стрельчатые своды, укрепленные каменными ребрами, в сочетании с контрфорсами (вертикальными внешними выступами) и с выносными полуарками эффективно распределяли нагрузку на несущие стены, что позволило увеличить площадь окон. Витражи преображали свет, льющийся сквозь них: интерьер как будто наполнялся сиянием самоцветов, уподобляясь стенам Небесного Иерусалима, которые в Откровении Иоанна Богослова предстают сложенными из драгоценных камней.
Оформление готического собора подчинено единой художественной программе, опиравшейся на канон. Храм, с одной стороны, был отражением сотворенной Богом Вселенной, а с другой рассказывал историю мира от его сотворения до Страшного Суда, от грехопадения рода человеческого до спасения его Иисусом Христом. Изобразительная программа была рассчитана на разные уровни восприятия. Наиболее узнаваемые сюжеты скульптуры и витражей служили «Библией для неграмотных», оживляя в памяти прихожан, далеких от книжной культуры, истории и постулаты, услышанные в проповедях. А люди образованные, прежде всего духовенство, могли оценить стройность замысла, с которым воплощалась священная история, найти параллели с богословскими трактатами. Нотр-Дам-де-Шартр, Шартрский кафедральный собор, посвященный Богоматери, – шедевр готической архитектуры XII–XIII веков, и витражами он особенно знаменит. Их более 170, и они сохранились лучше, чем где бы то ни было во Франции. Их общая площадь – около 2600 квадратных метров.
Вклад меценатов
Столь грандиозное предприятие, как строительство собора, требовало многочисленных пожертвований. По витражам Нотр-Дам-де-Шартр можно судить, насколько разнообразен список дарителей. Тут есть и медальоны с изображениями ремесел, представляющие объединения сапожников, булочников, бочаров, и гербы и портреты аристократов. «Вложилась» и королевская семья. Витражный ансамбль северной стены (около 1230 года) собору подарила королева Бланка Кастильская. В то время она правила Францией в качестве регента при юном сыне Людовике IX. Роза южной стены посвящена прославлению Христа, западной – традиционно Страшному Суду, а северной – Деве Марии и воплощению через нее Спасителя. Не без влияния венценосных дарителей в эту тему органично вплелась и другая – мотив праведного царя, чья власть получена от Бога, а сам он во всем подражает образцам из Священного Писания.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.