Через год после президентских выборов в США тема предполагаемого российского вмешательства из сугубо американской превратилась в евроатлантическую. Более десяти государств, включая Великобританию, Францию, Германию, Испанию и даже Мальту, обвинили Москву в попытках воздействия на их внутреннюю политику — в том числе с использованием новейших информационных технологий. С последними обвинениями в адрес России выступил председатель Евросовета, бывший польский премьер Дональд Туск, увидевший «план Кремля» в действиях ныне правящей в Польше партии «Право и справедливость». Переход теории «российского заговора» в область практической политики США и ЕС грозит отношениям России и Запада новым системным кризисом. “Ъ” подготовил обзор стран, до которых, по мнению их властей, уже дотянулась «рука Москвы».
США
Первой о «влиянии Кремля» на президентскую кампанию в США объявилапроигравшая президентские выборы кандидат от Демократической партии США Хиллари Клинтон. По ее словам, российские спецслужбы взломали электронную почту видных членов Демократической партии, нашли среди тысяч писем компрометирующие ее сведения и слили их в интернет. Уже после выборов Хиллари Клинтон неоднократно заявляла, что в ее поражении прежде всего виноваты власти РФ и лично президент Владимир Путин. 44-й президент США Барак Обама на своей последней пресс-конференции выразил мнение, что его российский коллега руководил операцией по вмешательству в американские выборы.
В январе 2017 года — за две недели до инаугурации Дональда Трампа — был опубликован сводный доклад американских спецслужб, в котором содержались примерно те же выводы.
Сам Дональд Трамп о якобы имевшем место вмешательстве России в электоральные процессы в его стране говорит уклончиво — то присоединяется к звучащим в адрес Кремля обвинениям, то утверждает, что кибератаку в отношении серверов демократов мог совершить «кто угодно», а «вся эта история подстроена демократами». При этом он подписал законопроект, позволяющий существенно ужесточить санкции в отношении России: этот документ был разработан Конгрессом США в качестве ответа на «российское вмешательство».
Вместе с тем в США создано пять комиссий по расследованию возможного сговора команды Дональда Трампа с российскими властями — одна под руководством спецпрокурора Роберта Мюллера и по две в Сенате и Палате представителей.
Помимо взлома почты демократов Россию обвиняют в использовании социальных сетей для влияния на общественное мнение в США. На слушаниях в Конгрессе топ-менеджеры Facebook, Twitter и Google рассказали о том, как «связанные с Россией аккаунты» распространяли информацию, вносящую раздор в американское общество.
В России все подобные обвинения категорически отвергают. Владимир Путин 11 ноября назвал происходящее «проявлением продолжающейся внутриполитической борьбы». Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков неоднократно называл версию о попытках России повлиять на выборы в США «абсолютно голословной». А глава МИД РФ Сергей Лавров подчеркивал, что критики Москвы не представили никаких доказательств своей правоты.
Великобритания
15 ноября 2017 года премьер Великобритании Тереза Мэй заявила в Палате общин, что Комитет по разведке и безопасности британского парламента изучит вопроспредполагаемого вмешательства России в прошлогодний референдум по выходу Соединенного Королевства из Евросоюза. Глава кабинета при этом повторила тезис, согласно которому в последнее время Россия не раз вмешивалась в ситуацию «в ряде стран Европы». Двумя днями ранее госпожа Мэй в своей речи на банкете у лорда-мэра лондонского Сити обвинилаРФ в подрыве международной системы правил. По ее версии, «Россия пытается превратить информацию в оружие, давая команду государственным СМИ запускать фейковые истории и подправленные фотошопом фотографии в попытке посеять распри на Западе».
Заявления Терезы Мэй не остались без реакции со стороны МИД РФ. Официальный представитель ведомства Мария Захарова назвала их «безответственными и безосновательными».
Германия
27 августа 2017 года директор Федеральной службы по защите конституции ФРГ Ханс-Георг Массен заявил: российские спецслужбы проявляют высокую активность в Германии и могут попытаться повлиять на итоги выборов в Бундестаг (состоялись 24 сентября). Чиновник отметил, что Москва способна организовать кампанию по дезинформации при помощи кибератак. При этом Ханс-Георг Массен добавил: хотя вероятность такого сценария высока, у Берлина нет доказательств, что вмешательство в выборы в стране «стоит на повестке дня Кремля». Напомним, в апреле на дежурство заступило Командование по кибернетическому и информационному пространству Германии. Одна из целей этой новой структуры ВС со штаб-квартирой в Бонне — защита Германии от кибератак, причем в качестве главного противника рассматривается Россия.
30 августа глава МИД РФ Сергей Лавров заметил, что германская разведка ничем не обосновала утверждения о вмешательстве Москвы в избирательную кампанию в ФРГ. «Если говорить о фактах, то всем хорошо известно: какое-то время назад выяснилось, что канцлера Германии прослушивали американские спецслужбы. Я не припомню, чтобы об этом установленном факте германская контрразведка что-то сказала»,— напомнил министр.
Франция
13 февраля 2017 года о готовящемся вмешательстве России в президентские выборы во Франции заявил генсек французского политического движения «Вперед!» Ришар Ферран. Он обвинил российские власти в действиях, направленных против кандидата в президенты Эмманюэля Макрона, чтобы помочь «пророссийским кандидатам». К таковым Ришар Ферран отнес лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен и лидера правоцентристской партии «Республиканцы» Франсуа Фийона. По словам господина Феррана, Москва влияла на исход выборов с помощью кибератак, а также через телеканал RT и агентство Sputnik. Упомянутые СМИ, по словам генерального секретаря, распространяли «фейковые новости», чтобы создать негативный образ Эмманюэля Макрона.
Телеканал RT возмутили обвинения со стороны Франции. «Судя по всему, уже в порядке вещей выдвигать в отношении канала такие серьезные обвинения, не подкрепляя их никакими доказательствами, а также навешивать ярлык фейковых новостей на любые неудобные репортажи»,— заявили в пресс-службе канала агентству «РИА Новости». Кремль поддержал позицию RT и назвал обвинения Франции «абсурдными».
Испания
10 ноября 2017 года министр иностранных дел Испании Альфонсо Дастис заявил: в его распоряжении «есть сведения» о том, что группа российских хакеров с помощью фейковых аккаунтов в соцсетях активно работает над «дестабилизацией» обстановки не только в Испании, но и в целом в ЕС. Из его выступления следовало, что российские власти могли быть причастны к кампании в поддержку каталонского сепаратизма в преддверии рефендума 1 октября. По мнению господина Дастиса, подобные вмешательства могут быть в интересах России, поскольку Россия не может чувствовать себя «комфортно» на фоне «единства» ЕС.
При этом 11 ноября министр обороны Испании Мария Долорес де Коспедаль уточнила, что речь пока не идет об официальных обвинениях в адрес российских властей.
Сергей Лавров заявления о возможном вмешательстве России в каталонский референдум назвал «истерикой». «Мы уже привыкли к тому, что, по некоторым наблюдениям, ряду наших партнеров в Европе и за океаном больше нечем заняться, кроме как обвинять наше средство массовой информации»,— заявил министр. Обвинения в адрес России господин Лавров связал с внутренними проблемами Испании и других стран, делающих подобные заявления: «Наверное, такую жареную истерику устраивают для того, чтобы отвлечь внимание своих избирателей от неспособности эти внутренние проблемы решать»,— добавил министр.
Нидерланды
14 ноября 2017 года министр внутренних дел Нидерландов Кайса Оллонгрен заявила, что Россия распространяет фейковые новости с целью дестабилизировать политическую ситуацию в ее стране. «Россия использует электронные ресурсы для влияния на процессы принятия решений и на общественное мнение. Нидерланды находятся в центре внимания российских спецслужб»,— говорится в письме госпожи Оллонгрен нижней палате парламента. По словам главы МВД, речь идет, в частности, о попытках повлиять на общественное мнение относительно расследования обстоятельств крушения малайзийского «Боинга» (рейс MH17) в Донбассе, а также о хакерских атаках на нидерландские компании.
Ранее, в феврале 2017 года, глава Службы общей разведки и безопасности Нидерландов Роб Бертоле заявил о причастности России к сотням кибератак на государственные структуры страны, направленных на похищение засекреченных документов. «Я считаю это угрозой для нашей демократии. Опасность заключается в том, что они (хакеры.— “Ъ”) смогут оказывать влияние на работу парламента, а также на принятие решений властями»,— заметил господин Бертоле.
Представитель МИД РФ Мария Захарова упомянула Нидерланды в числе западных государств, обвинения которых в адрес России напоминают, по ее мнению, «флешмоб». Эта реплика была вызвана заявлениями о «деятельности российских хакеров», прозвучавшими в начале февраля в Норвегии.
Норвегия
7 февраля 2017 года Норвежская служба разведки предупредила, что «Россия продолжает активную разведдеятельность в стране сразу в нескольких направлениях». «Киберугроза в отношении политических, военных и экономических целей в Норвегии растет»,— говорится в отчете ведомства. В материалах уточняется: Россия оказывает влияние на общественное мнение страны, «проникая в соцсети и распространяя с их помощью дезинформацию». Ведомство опасается, что РФ может попытаться вмешаться в выборы в Норвегии (парламентские выборы в стране состоялись 11 сентября 2017 года).
Ранее, 3 февраля, официальный представитель Полицейской службы безопасности Норвегии Мартин Бернсон заявил, что девять почтовых аккаунтов в его стране, принадлежащих госслужащим, подверглись фишинговой атаке со стороны группы хакеров APT29, которая известна также как Cozy Bear («Уютный медведь») и, по его словам, имеет прямое отношение к России.
МИД России назвал «голословными» обвинения в хакерских атаках против Норвегии. Как заявила Мария Захарова, винить во всем так называемых кремлевских хакеров уже стало трендом. «Этот флешмоб набирает все новых и новых участников. Слушайте, у нас столько хакеров нет, правда»,— заметила она. И продолжила: «Хотя отмечается, что расследование продолжается, естественно, все призы уже раздали, во всем обвинили, виновного нашли бездоказательно, без каких-либо фактов. Все это голословно, проверке не поддается, потому что нигде ничего не зафиксировано».
Дания
23 апреля 2017 года министр обороны Дании Клаус Йорт Фредериксен заявил, что пророссийские хакеры из группы Fancy Bear («Модный медведь») на протяжении двух лет — в 2015–2016 годах — получали доступ к электронным почтовым ящикам сотрудников его ведомства. Господин Фредериксен не уточнил, какая именно информация попала в руки взломщиков, но отметил, что хакеры «связаны с разведкой или центральными элементами российского режима». В Службе военной разведки Дании к этому добавили: хотя данные, к которым получила доступ группа Fancy Bear, не считаются секретными, сами атаки представляет серьезный риск для информационной безопасности страны.
Апрельское заявление главы военного ведомства Дании осталось без ответа в РФ.
Швеция
28 сентября 2017 года посол Швеции в Москве Петер Эриксон заявил, что в Стокгольме опасаются возможного вмешательства РФ в ход выборов в шведский Риксдаг (парламент), запланированных на сентябрь 2018 года. «Журналисты, исследователи и ведомства заметили разные попытки России — российского государства или отдельных россиян, трудно сказать,— повлиять на дебаты в Швеции. Это не прямо связано с выборами. Я не хочу это преувеличивать, но это существует»,— сказал дипломат агентству «РИА Новости». Ранее, 9 января 2017 года, шведский премьер Стефан Левен заявил, что «не исключает» попыток воздействия на ход выборов в Швеции со стороны России.
Глава МИД РФ Сергей Лавров исключил вероятность вмешательства РФ в выборы в Швеции. «Что касается Швеции, хотя кто-то нас обвиняет, что мы будем в ваши выборы опять вмешиваться, но я уверен, что те, кто следит за реальной ситуацией, понимают, насколько это смешно»,— заявил министр.
Болгария
В конце 2016 года президент страны Росен Плевнелиев заявил, что Болгария подверглась кибератакам во время референдума и местных выборов, предположив, что это вмешательство связано с Россией. «Это была самая мощная и интенсивная кибератака, которая когда-либо была в Восточной Европе»,— сказал он, уточнив, что злоумышленники пытались прежде всего оказать воздействие на работу ЦИКа.
Мария Захарова назвала выводы Росена Плевнелиева «мягко говоря, странными». «Хочется надеяться, что впредь политики страны, народ которой связывают с Россией вековые узы дружбы, воздержатся от таких безосновательных заявлений»,— подчеркнула представитель МИД РФ.
Черногория
В мае 2017 года глава МИД Черногории Срджан Дарманович обвинилроссийские власти во вмешательстве во внутренние дела страны, в том числе по вопросу вступления страны в НАТО. По его словам, российская разведка «открыто» поддерживала черногорскую оппозицию, которая выступала против вступления страны в Североатлантический альянс.
А в феврале 2017 года спецпрокурор Черногории Миливое Катнич заявил о причастности российских госорганов к попытке переворота против действующего премьера Черногории, который был запланирован на 16 октября 2016 года — день выборов в Скупщину (парламент страны).
Сергей Лавров назвал эти обвинения «голословными», отметив, что ни по одному из случаев вмешательства, в которых обвиняют Россию, не было предъявлено «ни одного факта». Кремль также выразил сожаление в связи с тем, что серьезные обвинения, не подкрепленные «какой-либо достоверной информацией», звучат из уст официальных представителей Черногории.
Мальта
В конце мая 2017 года премьер-министр этой самой маленькой страны—члена ЕС Джозеф Мускат, из-за связанного с ним коррупционного скандала объявивший о досрочных парламентских выборах, сообщил о зреющем на острове «российском заговоре». Так глава правительства отреагировал на статью «Русские подозреваются в создании сумятицы на Мальте», опубликованную в международном издании Intelligence Online. По информации авторов, британская разведка MI6 и американское ЦРУ, обеспокоенные «возможным вмешательством» Москвы в стартовавшую на Мальте избирательную кампанию, известили о такой угрозе местную службу безопасности.
Как утверждал господин Мускат, речь якобы шла о намерении Москвы отомстить его правительству за два решения. Первое относилось к событиям октября 2016 года, когда Мальта отказала кораблям авианосной группы ВМФ России во главе с крейсером «Адмирал Кузнецов» дозаправляться в своем порту. Второе касалось законодательного акта о безвизовом режиме въезда в Евросоюз граждан Украины — его подписание 17 мая 2016 года в Европарламенте состоялось во многом благодаря усилиям председательствующей в Совете ЕС Мальты.
Лидер оппозиционной Националистической партии Мальты Саймон Бузуттил назвал утверждения главы кабинета «абсолютно смехотворными и абсурдными». «Уж и не знаю, смеяться или плакать,— сказал он.— У Муската должно было бы хватить ума, чтобы понять: Владимиру Путину все равно, он управляет страной или кто-то другой».
Москва оставила заявление премьера Мальты без ответа.