Как выяснил “Ъ”, проекты масштабного дорожного строительства на черноморском побережье — перенос железной дороги вглубь материка и строительство дублера автотрассы Джубга—Сочи — могут внести в продлеваемый до 2030 года комплексный план модернизации инфраструктуры. Стоимость проектов не называется. Раньше только автодорога оценивалась в 1,6 трлн руб., Минтранс считал ее неоправданно дорогой, предлагая начать с обходов Туапсе и Сочи. На перенос железной дороги, которая была модернизирована к Олимпиаде-2014, денег у ОАО РЖД тоже нет. Кроме того, ее демонтаж уничтожит сообщение между курортными городами и лишит привлекательности маршруты дальнего следования с остановками в небольших поселках.
В новую версию комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ) могут включить федеральный проект «Южный кластер», предусматривающий строительство нового железнодорожного хода и автодорожной инфраструктуры Черноморского побережья Краснодарского края.
Это следует из поручений по итогам совещания по КПМИ у первого вице-премьера Андрея Белоусова 19 августа. Как говорится в протоколе (есть у “Ъ”), Минтрансу до 15 сентября при подготовке предложений по продлению КПМИ до 2030 года следует проработать вопрос включения этого нового федерального проекта.
В секретариате господина Белоусова “Ъ” перенаправили в Минтранс, где сообщили, что вопрос реализации проекта «Южный кластер» и включения его в состав КПМИ находится в проработке. «Окончательных решений по данному вопросу пока не принято»,— уточняют в Минтрансе, подчеркивая, что «финансированием из федерального бюджета проект сейчас не обеспечен». Суть проекта «Южный кластер» в министерстве не пояснили. В ОАО РЖД от комментариев отказались.
По словам источников “Ъ”, знакомых с ситуацией, «Южный кластер» — это проект переноса железнодорожной инфраструктуры в районе Сочи дальше от моря, который также предусматривает строительство дублера перегруженной автотрассы Джубга—Сочи.
Железная дорога сейчас идет вдоль черноморского побережья, она была модернизирована в рамках подготовки инфраструктуры к Олимпиаде-2014 (общие инвестиции ОАО РЖД составляли 359 млрд руб.), в частности, была расширена пропускная способность линии Сочи—Туапсе.
Но в декабре 2019 года Владимир Путин заявил, что отодвинуть железнодорожное полотно от побережья — «стратегическая задача» и к такому решению идут все европейские страны. Он попросил Минтранс рассчитать экономику проекта переноса железной дороги и уверил, что он будет окупаемым. Каждый год море «съедает» у ОАО РЖД часть берега, ведется постоянный ремонт, отметил господин Путин, и глава монополии Олег Белозеров это подтвердил.
Параллельно ведется проработка маршрута дублера автотрассы Джубга—Сочи, узкой и изобилующей серпантинами, где стоят вечные пробки,— так, в прошлом году ФКУ «Упрдор "Черноморье"» сообщало, что в конце августа перегруженность трассы на выезде из Сочи составляла 678,5%.
Проект, предусматривающий строительство прямой четырехполосной трассы, значительную часть которой предполагалось проложить в туннелях, в 2018 году оценивался в 1,6 трлн руб. и был признан слишком дорогим. Минтранс заявлял о намерении создать более экономный вариант.
В июле министр Евгений Дитрих говорил, что начать можно с расшивки наиболее трудных мест и построить третий этап обхода Сочи и обход Туапсе, а в перспективе на их основе строить дублер. Новая трасса будет включена в опорную сеть автодорог России, уточнял он, проект которой будет сформирован к осени.
Мэр Сочи Андрей Копайгородский в марте в интервью ТАСС сообщал, что будут проведены обширные изыскания, в том числе учитывающие тот факт, что молодые Кавказские горы продолжают расти. По его словам, проект будет рассчитан до 2027–2030 года.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает проект переноса железной дороги в горы не имеющим экономического смысла и отмечает, что инвестиционные возможности ОАО РЖД в данный момент сильно ограничены — как минимум, в пределах сроков долгосрочной программы развития компании (до 2025 года).
Таким образом, речь должна идти в существенной степени о бюджетном финансировании.
Глава Союза пассажиров Кирилл Янков говорит, что в перспективе можно построить железную дорогу через горы — например, в одном коридоре с новой автотрассой,— но существующую убирать нельзя.
Во-первых, поясняет эксперт, она выполняет очень важную пригородную функцию, позволяя пассажирам перемещаться между промежуточными курортными городами — например, доехать из Сочи в Дагомыс или Лазаревское, причем попадая прямо в центр поселения и имея возможность даже пешком дойти до своего дома отдыха или гостиницы.
Во-вторых, поезда дальнего следования также делают остановки в этих промежуточных пунктах, давая возможность пассажирам туда попасть. При уводе трассы в горы такой возможности они лишатся, говорит господин Янков, и часть из них в таком случае воспользуется услугами альтернативных видов транспорта — например, самолетом.